Почти месяц в парижском Музее современного искусства с огромным успехом демонстрировались работы немецкого художника-коммуниста Джона Хартфилда, выдающегося мастера политического плаката. Творчество Джона Хартфилда, особенно в жанре фотомонтажа, стало гневным обличением капитализма, его самой отвратительной формы — фашизма, и явилось ярким художественным воплощением политической и социальной истории Европы 20–50-х годов.
Совершенно уникальную выставку — своего рода обвинительную речь художника против фашизма и породившего его капитализма — можно было увидеть недавно в парижском Музее современного искусства. Ее автор — Джон Хартфилд, родившийся в Берлине в 1891 году и умерший там же в 1968-м, — был свидетелем и блестящим комментатором политической истории Европы, комментатором революционным, ибо уже в 17 лет он стал коммунистом. На выставке, организованной при содействии министерства культуры и Академии художеств ГДР, было почти 300 экспонатов: фотографии, письма, книжные иллюстрации, эскизы театральных декораций, коллажи, плакаты. Наиболее примечательны фотомонтажи Хартфилда, так как именно он утвердил этот жанр плаката как боевое, злободневное, предельно политическое искусство.
Настоящее имя художника — Йохан Херцфельде, которое он переделал на английский лад в знак протеста против националистического психоза, насаждавшегося в кайзеровской Германии. Он получил художественное образование и уже с первых шагов знал, кем должен стать, — художником-агитатором. Свои новаторские методы Хартфилд разрабатывал с 20 лет, служа в одном берлинском рекламном агентстве. В 1916 году вместе с братом Виландом он основал собственное издательство, стал на деле осуществлять смелые типографские идеи, выпуская авангардистские журналы «Нойе югенд», «Плайте», «Да-да».
Классовая позиция Хартфилда ярко проявилась уже в его типографских аппликациях 1915—1919 годов. Составленные из газетных заголовков и фотоснимков, его коллажи клеймили буржуазную пропаганду. А начиная с 1923 года уже регулярно появляются политические фотомонтажи Хартфилда, ставшего активным пропагандистом «Красной группы» (объединение коммунистических художников). С этого момента его фотомонтажи в виде антифашистских плакатов и иллюстраций в антифашистской печати день за днем стали комментировать развитие событий в Германии.
Будучи свидетелем рождения и прихода к власти национал-социализма — этого выкормыша германского империализма, Хартфилд в своих фотомонтажах не ограничивается простой констатацией фактов, он заставляет их говорить, возбуждать негодование, передавать подлинный смысл нацистской идеологии, вскрывать замыслы класса, стоявшего за спиной Гитлера.
Это был самый плодотворный период творчества Хартфилда, период ежедневной и напряженной борьбы против фашизма за утверждение классового характера нового искусства. «Если взять фотодокументы и умело, идейно их сопоставить, — говорил он, — то их агитационное, пропагандистское воздействие на массы будет огромным. Именно это и важно для нас, вот основа нашей работы. Отсюда и вытекает наша задача — воздействовать на массы как можно сильнее, эффективнее, предельно доходчиво. Так мы создадим подлинное искусство. Поэтому необходимо использовать все средства фотографии, вплоть до малейших деталей, чтобы показать массам классового врага, каков он есть на самом деле».
Фотомонтаж стал в руках Хартфилда мощным идеологическим оружием рабочего класса, средством объективного отображения действительности. По силе воздействия его работы столь же эффективны и сегодня, ибо представляют потрясающее единство формы и содержания. В последний период жизни в новой, социалистической Германии Хартфилд много и плодотворно работал для театра вместе с Бертольтом Брехтом и его знаменитой группой «Берлинер ансамбль». Его работы, завоевавшие всемирное признание, не раз выставлялись за рубежом.
Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».
Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 8 (609), 18-24 февраля 1972 г.
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 11 октября 1979 г.
Источник: Главная редакция информации.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 3 (760) 1975 г.
Заголовок: «Дальний Восток».
Номер и дата выпуска: № 2 (106) 15 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».