Американский журналист и путешественник
Джордж Кеннан однажды сделал снимки темнокожих людей на Кавказе, подписав один из таких
Karabakhski "Arab" Negro mountainier. Нет точных данных, где именно и при каких обстоятельствах была сделана фотография и почему
Кеннан решил, что это именно «карабахский "Араб" горец». Может, действительно «карабахский», а может, американец спутал на слух «абхазский» и «карабахский», поскольку вся известная информация о темнокожих жителях Кавказа в наше время представлена в рамках явления
«абхазские негры». Эти люди говорили на абхазском языке и самоидентифицировали себя именно как часть абхазского народа. Оттолкнёмся от снимка и попробуем узнать, не миф ли это.
Из газеты Гагрского городского Совета народных депутатов «Авангард», № 166 (6551) от 17 октября 1990 года:
«Шамиль Тимофеевич Чанба – абхазец. Он носит фирменную кепку-аэродром, чтит абхазские обычаи и говорит по-русски с чисто кавказским акцентом. Но его предки жили в Африке. А в Абхазию они попали во времена работорговли: какой-то "великий князь" купил себе чернокожих рабов. Так и поселились негры на берегу Чёрного моря недалеко от Сухуми в селе Адзюбжа. Работает Шамиль Тимофеевич на "маршрутке". У него трудная работа: через день встаёт в пять утра и пашет, как негр, на "рафике" за 120 рублей. В выходные дни пропадает, пока солнце не сядет, на своей "плантации", где растут мандарины, лимоны и апельсины. У семьи Чанба всё, как у белых людей, – свой дом, автомобиль и приусадебный участок».
В современной Абхазии найти коренных темнокожих жителей – невозможная задача. Большинство из них начали покидать непривычные для себя территории ещё в середине 1950-х, самые ассимилировавшиеся продержались до распада СССР. К 2024 году единственной из ныне живущих членов семейства
Чанба в Абхазии осталась только дочь «маршрутчика»
Шамиля Тимофеевича –
Рита. У неё светлая кожа и седые волосы, которые выдают представительницу «чёрных кавказцев» своей кучерявостью и принципом роста вверх. Заметить эти и другие особенности кавказской жизни семьи Чанба попытался автор документалки
«Абхазские негры» (2021) Максим Самарин. Но получить точный ответ, как так вышло, что «високо в горах» материализовались владеющие русским и абхазским языком
африканцы в кепках а-ля Кикабидзе, кажется, не удастся уже никому и никогда.
История появления африканцев в Абхазии – со всех сторон дело тёмное. Какой бы то ни было документальной базы, кроме разнящихся воспоминаний самих афроабхазов, пересказанных им их же родственниками, найти сложно. Самой распространённой версией – в подтверждение газетной заметки выше – считается
«закупка» рабочей силы в Эфиопии (Абиссинии) в середине XIX века. Историки считают, что плантации, на которые их привозили, могли принадлежать представителям рода
Абашидзе или
Шервашидзе. С другой стороны, есть мнение, что темнокожие люди попадали на Кавказ из Санкт-Петербурга эпохи
Петра I: тогда многие короли в Европе
модничали тем, что держали при дворе слуг из Африки, а император Всероссийский из европейских трендов выпадать не любил. Своего «арапчонка»
Пётр возвёл в ранг личного ординарца, став ему крёстным отцом и дав старт карьере военного инженера русской армии.
«Арапа Петра Великого» звали
Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал, и ему предстояло войти в историю России дважды, ведь это он был прадедом
«нашего всё» Александра Сергеевича Пушкина. Но не всем повезло так прославиться. Существует предположение, что плохо переносивших акклиматизацию к петербуржской жизни эфиопцев/абиссинцев отправляли на юг в качестве подарка абхазским князьям. Такой версии придерживался ассимилированный абхаз
Ширин Абаш, между прочим основатель колхоза в селе Адзюбжа и видный общественный деятель своего времени.
Из интервью газете «Заря Востока», статья «Счастье старого негра», 1958 г.:
«Eщё в прошлом веке один купец, приобретая большую партию негров-рабов, привез их в Стамбул, вскоре они были подарены русскому царю. Но в Петербурге мои соотечественники от непривычного климата стали болеть и умирать. Оставшихся в живых, среди которых был и мой прадед, подарили, как дарят котят, одному вельможе, имевшему поместье на тёплом берегу Чёрного моря».
Ещё одним известным представителем семьи
Абаш был брат основателя адзюбжского колхоза –
Шаабан Абаш, всадник абхазской сотни Черкесского конного полка во время Первой мировой войны.
Шаабан был награждён грамотой с автографом
Серго Орджоникидзе и позже заседал в ЦИК Абхазии. Вот он, справа на фотографии, сделанной в промежутке между 1914 и 1918 годом:
Наконец, есть совсем уж экзотические предположения о появлении темнокожих людей на Кавказе, самое оригинальное из которых заключается в том, что «чёрные абхазы» никогда специально на Кавказ не «импортировались», а, наоборот, всегда
были частью земель Древней Колхиды – первых грузинских государств восточного Причерноморья. Оставим это гурманам.
Семейство
Абаш и семейство
Чанба не чужие друг другу, дочь
Ширина Абаша –
Нуца Абаш – двоюродная сестра
Шамиля Тимофеевича Чанба (который на «рафике» за 120 рублей работал) и, соответственно, двоюродная тётя
Риты Чанба. Такое тесное соседство поколений может косвенно говорить скорее об экспериментальном и контролируемом характере явления «абхазских негров», нежели о существовании негроидной части населения т. н. Колхидского царства. Но не всё ли теперь равно? Ассимиляции всё равно не случилось, а основная известность этой темнокожей абхазской диаспоры приходится на советский период, во времена которого «абхазские негры» успели послужить
на плантациях пропаганды пролетарского интернационализма. Историк
Константин Богданов в своём исследовании под названием
«Негры в СССР. Этнография мнимой диаспоры» пишет, что малочисленная группа темнокожих жителей с условно негроидными (эфиопскими) чертами лица, проживающая на территории Абхазии, большинству жителей Кавказа, не говоря уже о стране в целом, была неизвестна, отчего в социально-психологическом смысле представлялась эксклюзивной темой для пиара мирового интернационализма в Советском Союзе:
«А прояснение такого понимания кажется тем поучительнее, поскольку речь в данном случае идёт о восприятии таких народов и народностей, которые имели лишь воображаемое отношение к этнографическому пространству СССР».
Ярким образцом рекламы дружбы народов в отечественной литературе можно смело назвать отрывок из книги
Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», в котором в Абхазию прибывает африканский принц и заводит разговор со своими чернокожими братьями:
— Ну а как живётся неграм в Советском Союзе?
— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.
— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!
— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
— О! Эфиоп!
— Я русский!
из х/ф «Жмурки», 2005 г.
Автор:
Иван Захаренко