«Абхазские негры»

ЭФИОПЫ ИЗ АДЗЮБЖИ: ЭХО РАБОТОРГОВЛИ ИЛИ PR ИНТЕРНАЦИОНАЛА?

Американский журналист и путешественник Джордж Кеннан однажды сделал снимки темнокожих людей на Кавказе, подписав один из таких Karabakhski "Arab" Negro mountainier. Нет точных данных, где именно и при каких обстоятельствах была сделана фотография и почему Кеннан решил, что это именно «карабахский "Араб" горец». Может, действительно «карабахский», а может, американец спутал на слух «абхазский» и «карабахский», поскольку вся известная информация о темнокожих жителях Кавказа в наше время представлена в рамках явления «абхазские негры». Эти люди говорили на абхазском языке и самоидентифицировали себя именно как часть абхазского народа. Оттолкнёмся от снимка и попробуем узнать, не миф ли это.



Из газеты Гагрского городского Совета народных депутатов «Авангард», № 166 (6551) от 17 октября 1990 года:

«Шамиль Тимофеевич Чанба – абхазец. Он носит фирменную кепку-аэродром, чтит абхазские обычаи и говорит по-русски с чисто кавказским акцентом. Но его предки жили в Африке. А в Абхазию они попали во времена работорговли: какой-то "великий князь" купил себе чернокожих рабов. Так и поселились негры на берегу Чёрного моря недалеко от Сухуми в селе Адзюбжа. Работает Шамиль Тимофеевич на "маршрутке". У него трудная работа: через день встаёт в пять утра и пашет, как негр, на "рафике" за 120 рублей. В выходные дни пропадает, пока солнце не сядет, на своей "плантации", где растут мандарины, лимоны и апельсины. У семьи Чанба всё, как у белых людей, – свой дом, автомобиль и приусадебный участок».

В современной Абхазии найти коренных темнокожих жителей – невозможная задача. Большинство из них начали покидать непривычные для себя территории ещё в середине 1950-х, самые ассимилировавшиеся продержались до распада СССР. К 2024 году единственной из ныне живущих членов семейства Чанба в Абхазии осталась только дочь «маршрутчика» Шамиля ТимофеевичаРита. У неё светлая кожа и седые волосы, которые выдают представительницу «чёрных кавказцев» своей кучерявостью и принципом роста вверх. Заметить эти и другие особенности кавказской жизни семьи Чанба попытался автор документалки «Абхазские негры» (2021) Максим Самарин. Но получить точный ответ, как так вышло, что «високо в горах» материализовались владеющие русским и абхазским языком африканцы в кепках а-ля Кикабидзе, кажется, не удастся уже никому и никогда.

История появления африканцев в Абхазии – со всех сторон дело тёмное. Какой бы то ни было документальной базы, кроме разнящихся воспоминаний самих афроабхазов, пересказанных им их же родственниками, найти сложно. Самой распространённой версией – в подтверждение газетной заметки выше – считается «закупка» рабочей силы в Эфиопии (Абиссинии) в середине XIX века. Историки считают, что плантации, на которые их привозили, могли принадлежать представителям рода Абашидзе или Шервашидзе. С другой стороны, есть мнение, что темнокожие люди попадали на Кавказ из Санкт-Петербурга эпохи Петра I: тогда многие короли в Европе модничали тем, что держали при дворе слуг из Африки, а император Всероссийский из европейских трендов выпадать не любил. Своего «арапчонка» Пётр возвёл в ранг личного ординарца, став ему крёстным отцом и дав старт карьере военного инженера русской армии. «Арапа Петра Великого» звали Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал, и ему предстояло войти в историю России дважды, ведь это он был прадедом «нашего всё» Александра Сергеевича Пушкина. Но не всем повезло так прославиться. Существует предположение, что плохо переносивших акклиматизацию к петербуржской жизни эфиопцев/абиссинцев отправляли на юг в качестве подарка абхазским князьям. Такой версии придерживался ассимилированный абхаз Ширин Абаш, между прочим основатель колхоза в селе Адзюбжа и видный общественный деятель своего времени.

Из интервью газете «Заря Востока», статья «Счастье старого негра», 1958 г.:

«Eщё в прошлом веке один купец, приобретая большую партию негров-рабов, привез их в Стамбул, вскоре они были подарены русскому царю. Но в Петербурге мои соотечественники от непривычного климата стали болеть и умирать. Оставшихся в живых, среди которых был и мой прадед, подарили, как дарят котят, одному вельможе, имевшему поместье на тёплом берегу Чёрного моря».

Ещё одним известным представителем семьи Абаш был брат основателя адзюбжского колхоза – Шаабан Абаш, всадник абхазской сотни Черкесского конного полка во время Первой мировой войны. Шаабан был награждён грамотой с автографом Серго Орджоникидзе и позже заседал в ЦИК Абхазии. Вот он, справа на фотографии, сделанной в промежутке между 1914 и 1918 годом:



Наконец, есть совсем уж экзотические предположения о появлении темнокожих людей на Кавказе, самое оригинальное из которых заключается в том, что «чёрные абхазы» никогда специально на Кавказ не «импортировались», а, наоборот, всегда были частью земель Древней Колхиды – первых грузинских государств восточного Причерноморья. Оставим это гурманам.
 
Семейство Абаш и семейство Чанба не чужие друг другу, дочь Ширина АбашаНуца Абаш – двоюродная сестра Шамиля Тимофеевича Чанба (который на «рафике» за 120 рублей работал) и, соответственно, двоюродная тётя Риты Чанба. Такое тесное соседство поколений может косвенно говорить скорее об экспериментальном и контролируемом характере явления «абхазских негров», нежели о существовании негроидной части населения т. н. Колхидского царства. Но не всё ли теперь равно? Ассимиляции всё равно не случилось, а основная известность этой темнокожей абхазской диаспоры приходится на советский период, во времена которого «абхазские негры» успели послужить на плантациях пропаганды пролетарского интернационализма. Историк Константин Богданов в своём исследовании под названием «Негры в СССР. Этнография мнимой диаспоры» пишет, что малочисленная группа темнокожих жителей с условно негроидными (эфиопскими) чертами лица, проживающая на территории Абхазии, большинству жителей Кавказа, не говоря уже о стране в целом, была неизвестна, отчего в социально-психологическом смысле представлялась эксклюзивной темой для пиара мирового интернационализма в Советском Союзе:

«А прояснение такого понимания кажется тем поучительнее, поскольку речь в данном случае идёт о восприятии таких народов и народностей, которые имели лишь воображаемое отношение к этнографическому пространству СССР».

Ярким образцом рекламы дружбы народов в отечественной литературе можно смело назвать отрывок из книги Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», в котором в Абхазию прибывает африканский принц и заводит разговор со своими чернокожими братьями:

— Ну а как живётся неграм в Советском Союзе?
— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.
— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!
— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

— О! Эфиоп!
— Я русский!

из х/ф «Жмурки», 2005 г.
Автор: Иван Захаренко
26.04.2024
Важное

Кения начала переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами после того, как Китай прекратил финансировать строительство региональной железной дороги.

17.01.2025 17:00:00

Американский режиссёр Дэвид Линч умер в возрасте 78 лет.

17.01.2025 13:00:00

Дэвид Мойес вернулся на пост главного тренера ФК «Эвертон» спустя 12 лет.

17.01.2025 09:00:00
Другие Ретроспективы

Заголовок: «По ту сторону футбольного шоу-бизнеса».
Номер и дата выпуска: № 36 (1365), 29 августа – 4 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Жак Шеврье.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 1 (654), 1-4 января 1973 г.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 14 августа 1988 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».