Сегодня на гавайском острове Оаху стартовал 13-й фестиваль тихоокеанских искусств и культуры, известный многим как FestPAC. В течение следующих десяти дней танцоры и певцы, резчики по дереву, рассказчики и ораторы, ученые и педагоги будут демонстрировать свое творчество и обсуждать жизнь и культуру обширного и сложного Тихоокеанского региона.
В рамках фестиваля, который проводится каждые четыре года в разных странах
Океании, проходят мероприятия, посвящённые культурному обмену. Делегации из большинства стран
Тихого океана собираются вместе, чтобы поделиться своими уникальными традициями и практиками. В этом году в событии будет участвовать
28 стран Тихоокеанского региона.
Это первый после
продолжительной паузы фестиваль — последний раз
FestPAC проводился в
Гуахане (Гуам) в 2016 году. В 2020 он так и не состоялся - свои коррективы внесла пандемия, в итоге восьмилетний перерыв оказался самым долгим с момента основания фестиваля
в 1972 году.
Предыдущие фестивали были сосредоточены на
сохранении традиций и наследия предков и возрождении языков коренных народов.
Однако в последнее время всё больше внимания уделяется
современной культуре. Фестиваль славится своей эклектикой — на нем представлены самые разнообразные
формы искусства. В рамках
FestPAC также проводится масштабный
форум, где обсуждаются
политические вопросы культурной принадлежности и идентичности.
Самый первый фестиваль, состоявшийся в 1972 году, был отчасти ответом
Южнотихоокеанской комиссии (ныне Тихоокеанское сообщество) на опасения по поводу
культурных изменений в регионе. Описанный как «крупнейший в мире праздник коренных жителей
Тихоокеанских островов», он был направлен на
культурный обмен между тихоокеанскими сообществами и культурами.
Для каждого
FestPAC выбирают одну тему. Первый фестиваль на
Фиджи был посвящён сохранению культуры. А шестой фестиваль, состоявшийся в 1992 году на
Раротонга, - теме
мореплавания. Ключевым моментом церемонии открытия стало
прибытие каноэ, на которых путешественники из разных стран добрались
до места проведения фестиваля.
В 2016 году на фестивале в
Гуахане мореплаватели, путешественники, строители и учёные собрались вместе на специальном
саммите по каноэ, в ходе которого обсуждали традиции тихоокеанских мореплавателей.
Другие фестивали были посвящены сохранению
уникальных форм искусства и возрождению
культурных практик. В этом году в новозеландскую делегацию
Аотеароа входит коллектив
Haumanu, который исполняет музыку на
таонга пуоро — традиционных инструментах
маори. А девиз фестиваля звучит как
«Хоулу Лахуэй: возрождающаяся Океания».
FestPAC становится также местом, где обсуждаются
острые социальные и политические вопросы, включая изменение климата и деколонизацию. Глобальная политика и региональная идентичность часто находят своё отражение
в различных формах и на разных площадках.
Например, во время фестиваля
2004 года на острове
Палау местные лидеры пригласили делегацию
коренных народов Тайваня. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть древние австронезийские корни жителей тихоокеанских островов на фоне растущей
конкуренции за региональное влияние между
США и Китаем.
Борьба за независимость
Западной Папуасии также нашла свое отражение в песнях и выступлениях. И в этом году фестиваль предоставляет возможность
канака маоли (коренным гавайцам) выразить солидарность в своей борьбе с колониализмом и милитаризацией.
The Conversation
Иллюстрация: использованы изображения Zack McCune, Jen Maestas, Luke H. Gordon