Парагвай всё чаще привлекает внимание иностранных текстильных и швейных компаний. Страна предлагает налоговые льготы, располагается в удобной точке континента, отличается стабильной экономикой и дешёвой, чистой электроэнергией. Для инвесторов это почти идеальный набор, сообщает издание La Nación. Казалось бы, спрос растёт, клиентов у экспортёров достаточно. Но проблема в другом — отрасли не хватает людей, которые умеют шить.
По словам
Сантьяго Коломбино, второго вице-президента
Ассоциации производителей одежды Парагвая (AICP), отрасль находится на подъёме — растёт рынок, появляются рабочие места. Однако развитию мешает острая нехватка квалифицированных кадров.
Он отмечает, что спрос на сотрудников постоянно увеличивается, но найти подготовленных специалистов трудно. Виной тому — устаревшая система профподготовки: курсы, которые предлагает государство, не успевают за запросами бизнеса ни по скорости, ни по своему содержанию.
«За последние десятилетия мы просто потеряли большую часть квалифицированной рабочей силы, — поясняет Коломбино. — Из-за этого предприятиям становится всё сложнее нанимать и обучать новых людей».
Коломбино подчёркивает, что для дальнейшего роста отрасли нужно реформировать систему профобразования и внедрять современные, экологичные технологии — например, переработку и повторное использование материалов. Если это получится, текстильный сектор сможет в ближайшие годы удвоить экспорт и стать одним из ключевых источников стабильной занятости для самых разных социальных групп.
По данным
AICP, сегодня в текстильной и швейной промышленности, включая малые и средние предприятия, занято более 50 000 человек. Причём почти половина из них — женщины, на них приходится 48 % всех работающих в этом секторе.
По словам
Коломбино, Парагвай имеет все шансы стать региональным центром моды — рост экспорта открывает перед страной возможность закрепиться в роли надёжного поставщика для соседних рынков.
В первом квартале 2025 года объём экспорта швейной продукции составил более $105 млн, при этом на долю
Бразилии пришлось 63 % всех поставок, а
Аргентины — 14 %. В списке покупателей почти 20 стран, куда отправляется одежда с маркировкой Made in Paraguay.
Ожидается, что по итогам года экспорт вырастет ещё на 5 %. Этому способствует восстановление спроса в Аргентине и новые заказы из США, Чили, Перу, Колумбии, Нидерландов и Великобритании.
В текстильной и швейной отрасли
Парагвая сегодня работают 412 компаний. Это и крупные фабрики, и местные мастерские, и предприятия, которые шьют одежду по контракту для иностранных брендов, используя материалы заказчика.
Около 60 % этих предприятий — малый и средний бизнес, где заняты свыше 25 000 человек. Ещё около 12 000 работают на крупных производствах. Большинство рабочих мест сосредоточено в столице страны —
Асунсьоне, а также в департаментах
Центральный и
Альто-Парана. Отдельно выделяется город
Ягуарон, который благодаря высокой концентрации производства постепенно превращается в промышленный центр швейной отрасли.
По данным налоговой службы
Парагвая, в 2024 году текстильная отрасль заплатила в бюджет около $15 млн налога на прибыль. Закупка текстильного сырья внутри страны принесла ещё $30 млн в виде налога на добавленную стоимость. Кроме того, за счёт сбора налога на синтетические волокна и специальные материалы в казну поступило около 5 миллиардов гуарани — это национальная валюта
Парагвая, - что эквивалентно примерно $700 тыс.
Перевод Ивана Шапкина
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney