В первую неделю декабря в Гаване традиционно началось одно из важнейших событий в мире испанского языка и культуры — 45-й по счету Международный фестиваль нового латиноамериканского кино. Впервые фестиваль был проведен в 1979 году под эгидой Кубинского Института Искусств и Кинематографии, основанного вскоре после Кубинской революции Альфредо Гевара. Именно благодаря ему фестиваль получил столь широкую известность и признание среди профессионалов киноиндустрии.
Главная цель фестиваля — не только продвижение и поддержка кинематографического искусства, но и укрепление культурных связей между странами
Латинской Америки и
Карибского региона. В фестивале могут принимать участие фильмы, снятые в
Латинской Америке, либо в другом месте, но созданные латиноамериканскими режиссёрами или просто по латиноамериканской тематике.
Фестиваль ежегодно привлекает внимание не только специалистов, но и широкой публики, ведь билеты на показы стоят совсем недорого, и это позволяет каждому жителю
Гаваны стать частью этого уникального события. Одной из особенностей фестиваля является его насыщенная программа — фильмы самых разных жанров и стилей практически круглосуточно показывают в более чем 20 кинотеатрах города.
При этом Гаванский кинофестиваль — конкурсный, победители получают «Коралловый гран-при», который считается аналогом «Оскара» в латиноамериканском кино.
В этот раз на фестивале было представлено много ярких работ. Например, внимание критиков привлекла картина
«Что-то старое, что-то новое, что-то позаимствованное» режиссёра
Эрнана Росселли.
Фильм рассказывает историю молодой женщины
Марибель, чья жизнь резко меняется, когда её семья сталкивается с миром тайных азартных игр в
Буэнос-Айресе. В этом опасном мире, где законопослушность и преступность тесно переплетены,
Марибель и её близкие обнаруживают шокирующую правду, разрушающую привычный уклад их жизни.
Премьера картины состоялась в 2024 году на
«Двухнедельнике кинематографистов» - параллельной программе
Каннского смотра, где она была отмечена наградами. Кроме того, лента завоевала приз за лучший фильм на
Международном кинофестивале в
Хихоне.
Режиссёр
Эрнан Росселли отметил, что фильм вдохновлён реальными событиями и домашними видеозаписями, сделанными отцом главной героини в период с 1986 по 2000 годы. Эти материалы попали к
Росселли в 2017 году, и режиссёр сразу понял, что перед ним уникальный материал, достойный большого экрана.
Еще одна примечательная лента — эквадорско-кубинская драма «
Изобретение видов», снятая на
Галапагосских островах.
Этот драматический фильм рассказывает историю
Карлы, девочки-подростка, переживающей тяжёлую утрату — смерть своего старшего брата. После трагедии
Карла теряет способность говорить и вместе с отцом-биологом отправляется на
Галапагосы, где он проводит исследования по сохранению редких видов животных. На фоне потрясающей природы островов
Карла сталкивается со своими внутренними страхами и находит утешение в новых друзьях. В какой-то момент девочка неожиданно превращается в новое мифическое существо —
Ислу, что символизирует её внутреннюю трансформацию. Премьера фильма состоялась в апреле на
Международном кинофестивале в
Сан-
Франциско, где он вызвал живой интерес у зрителей и критиков.
Режиссёром и сценаристом фильма выступила Таня Хермида, известная своими предыдущими работами «Qué tan Lejos» («Как далеко», 2006) и «En el Nombre de la Hija» («Во имя дочери», 2011). Она призналась, что её всегда привлекали сильные женские образы, способные менять себя и окружающий мир.
Фильм был снят в сложных условиях пандемии
COVID-
19 в 2020 году на острове
Изабела, одном из
Галапагосских островов. Главные роли исполнили молодые актёры
Ана Мария Каррион, Габриэль Сальтос и Жан-Карло Кабрера, а также известный актёр
Панчо Агирре.
«Изобретение видов» представляет собой уникальное сочетание реальных научных исследований и мифологических мотивов, вдохновлённых такими произведениями, как
«Происхождение видов» Чарльза Дарвина, Библия и
«Тысяча и одна ночь».
45-й Международный фестиваль нового латиноамериканского кино будет идти ровно 10 дней и завершится 15 декабря.
Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения Florian Wehde, Mahira Modanwal