Как пишет издание The Art Newspaper, в собрание вошли работы 37 художников, среди них — Ман Рэй, Марсель и Сюзанна Дюшан, Жан Арп, Макс Эрнст, Ли Миллер, Беатрис Вуд, Франсис Пикабия, Курт Швиттерс. Коллекция охватывает ключевые направления европейского авангарда первой половины XX века и существенно расширяет раздел современного искусства музея.
Объединение работ, получившее название
«Коллекция Блафф», включает 35 произведений, которые уже на этой неделе будут показаны публике в рамках масштабной выставки
Man Ray: When Objects Dream («Ман Рэй: Когда предметы мечтают»). Она откроется сегодня, 14 сентября и продлится до 1 февраля 2026. Экспозиция посвящена экспериментам художника с «райографиями» — фотографическими изображениями, созданными без использования камеры.
Среди экспонатов — ключевые произведения
Ман Рэя, ставшие символами авангардного искусства XX века. В их числе знаменитый портрет артистки
Алисы Прен, более известной как
Кики де Монпарнас, с нарисованными на спине эфами виолончели (Скрипка Энгра, 1924), а также её фотография с баулэской маской с
Берега Слоновой Кости (Чёрное и белое, 1926).
«Я давно интересуюсь тем художественным периодом, который существовал между мировыми войнами и ярким сообществом художников, связанных с дадаизмом и сюрреализмом, — отметил
Джон Притцкер в своём заявлении.
— В процессе формирования коллекции Ман Рэй стал для меня центральной фигурой — художником, который свободно перемещался между разными группами и объединял идеи. Его друзья и соратники — Марсель Дюшан, Франсис Пикабия и другие — так же, как и он, были подстрекателями и новаторами. Вместе они разрушали границы между живописью, скульптурой, текстом и фотографией, меняя само представление о том, что может быть искусством».
Притцкер, вошедший в совет попечителей Метрополитен-музея в 2019 году, передал не только произведения искусства, но и более сотни книг, брошюр, журналов и других редких изданий, связанных с эпохой авангарда. Кроме того, через свой фонд John Pritzker Family Fund он поддержит новую исследовательскую программу музея — Bluff Collaborative for Research on Dada and Surrealism, посвящённую изучению дадаизма и сюрреализма.
Передача бесценных работ совпала с масштабными планами
Метрополитен-музея по строительству нового крыла современного искусства стоимостью 550 миллионов долларов. Новое здание, которое будет носить имена
Оскара Л. Тана и
Х.М. Агнес Хсу-Танга разработала архитектор
Фрида Эскобедо — первая женщина, которой доверили создать новое крыло за всю 155-летнюю историю музея. Работы стартуют в следующем году, а завершатся к 2030.
«Этот невероятный дар мы получаем в ключевой момент, когда мы расширяем и обновляем наше собрание в преддверии открытия крыла Танга, посвящённого современному искусству. Он ещё прочнее закрепляет за Метрополитен-музеем статус важнейшего места, где можно познакомиться со всем многообразием истории искусства — от древности до наших дней», — подчеркнул директор и генеральный директор музея
Макс Холлейн.
— «Благодаря этому дару мы можем ещё полнее раскрыть наследие выдающихся художников и новаторов модернизма, чьи смелые эксперименты в разных видах искусства и сегодня находят отклик и вдохновляют новое поколение».
При этом
«Коллекция Блафф» — не единственный крупный дар в области современного искусства, который музей получил в этом году. Весной
Метрополитен-музей принял более 6500 объектов из собрания
Артура Вальтера и его
Walther Family Foundation — одной из крупнейших мировых коллекций фотографии. Кроме того, музей пополнился более чем 500 графическими работами инуитских художников из
Нунавика и
Нунавутa, переданными коллекционерами
Рене Бальсером и Кэролин Хсу-Бальсер.
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney