9 сентября компания Apple представила новую линейку iPhone с интегрированным искусственными интеллектом. Руководитель AI-евангелизма в Центре искусственного интеллекта Т-Банка Альбина Мунирова рассказывает, почему Apple откладывает релиз ИИ-функций, какую стратегию выбрала в ИИ-гонке и что поможет компании преуспеть на этом пути.
ПРЕВЬЮ ИИ-ФУНКЦИЙ
После того как
OpenAI выпустила
ChatGPT в конце 2022 года,
IT-компании Кремниевой долины начали ощутимо проигрывать в гонке
в сфере ИИ. В их числе
Apple с ее голосовым помощником
Siri.
Пока Microsoft и Google активно внедряли генеративные функции в свои продукты, Apple только готовила собственную ИИ-платформу Apple Intelligence. Компания анонсировала ее этим летом как часть операционных систем iOS 18, iPadOS 18 и macOS Sequoia. Запустить платформу вместе с ИИ-функциями на новых устройствах планируют в октябре 2024 года.
Внедрение ИИ-функций затягивается, так как добиться хорошего качества работы в генеративных продуктах непросто. Чтобы минимизировать количество ошибок, компания осваивает новые инструменты постепенно. У этого есть и обратный эффект: сейчас iPhone 16 мало чем отличается от своего предшественника, поэтому его мировые продажи стартовали без особого ажиотажа.
Apple Intelligence запустится в формате preview на небольшом количестве устройств и только на английском языке. Вполне возможно, что часть функций будут доступны по списку ожидания. Основные запуски произойдут в конце 2024 и в 2025 году. Глобальная доступность Apple Intelligence, в свою очередь, займет годы.
НЕ ЗАВЫШАЯ ОЖИДАНИЙ
В презентациях
планы Apple выглядят интригующе и амбициозно.
ИИ сможет отсортировать письма на почте, переписать или написать с нуля текст, найти фотографию в галерее по описанию, сгенерировать картинки и эмодзи по промту, сделать краткую выжимку из длинного текста, найти товар в магазине по снимку.
Siri станет естественнее в общении, будет распознавать даже команды с ошибками, сможет забронировать авиабилет или показать меню ресторана, если навести камеру на вывеску.
Как можно заметить, у Apple нет цели создать один крупный революционный продукт, как это делают другие ИИ-проекты. Фокус компании на том, чтобы создать как можно больше разных ИИ-инструментов и внедрить их в устройства. И ключевая задача здесь — проникнуть в ежедневную рутину пользователя через позитивный опыт взаимодействия со всей экосистемой продуктов.
Apple ушла от романтизации ИИ, как это было с Siri. На смену придуманным персонажам пришли конкретные инструменты. Это выгодная и безопасная позиция: у людей нет завышенных ожиданий, у компании меньше репутационных рисков.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ КОНТЕКСТА
Хотя Apple включилась в ИИ-гонку позже многих компаний, у нее есть как минимум три преимущества. Во-первых, ее ИИ-решения, скорее всего, будут безопаснее и быстрее конкурентных, так как на продукции Apple стоит передовое оборудование, тем более компания заявила, что новая линейка iPhone впервые создавалась с нуля для Apple Intelligence. Обработка данных, как утверждают в компании, преимущественно происходит на устройстве. Если встроенная модель не справляется с запросом, то система задействует специальное частное облако с высоким уровнем защиты.
Во-вторых, у компании есть доступ к «нулевому экрану» пользователя и всему его жизненному контексту. ИИ-функции Apple будут всегда под рукой — доступнее, чем у конкурентов, а также смогут предугадывать потребности пользователя и предоставлять ему подходящую информацию в нужный момент. Будущее, несомненно, за возможностью мгновенно работать со всем контекстом пользователя, делать это приватно и быстро.
Наконец, партнерство с сильнейшими игроками усиливает позиции Apple на рынке. Первым партнером компании стала OpenAI — Крейг Федериги пояснял, что Apple хотела «начать с лучшего». При этом она также хочет интегрировать в свои системы Gemini (Google), Anthropic, Perplexity и другие ИИ-решения. Предполагается, что пользователи смогут сами выбрать нужную модель в зависимости от задачи, а также привязать к ней свои аккаунты.
Партнеры Apple, в свою очередь, смогут продавать подписки на гаджетах компании. Так, продвинутыми функциями ChatGPT на устройствах Apple можно будет пользоваться по подписке (базовая версия чат-бота доступна бесплатно). Сделки, как обычно, проводит Apple, удерживая комиссию.
Благодаря Apple пользователей ChatGPT станет еще больше, при этом расходы OpenAI на инфраструктуру вырастут на 30–40 %. Премиум-версию чат-бота подключат 10–20 % пользователей. Это увеличит выручку OpenAI на миллиарды долларов.
ШАГ К РАННЕМУ БОЛЬШИНСТВУ
Сейчас Apple — одна из немногих компаний, способных предложить устройство с самым простым и нативным доступом к ИИ. Это может сильно повлиять на внедрение и интеграцию технологий ИИ в повседневную жизнь людей, хотя на этом пути есть и другие препятствия (например, закон ЕС о цифровых рынках, из-за которого откладывается внедрение ИИ-функций для европейских пользователей).
Кажется, что
технологиями на базе ИИ уже вовсю пользуются, но пока основная аудитория этих продуктов —
«ранние последователи», то есть люди, которые
первыми пробуют и внедряют инновационные решения. Использование
ИИ-решений в продуктах Apple —
большой шаг в демократизации технологии. Многое будет зависеть от того, удастся ли компании создать действительно качественные инструменты,
которыми захочется регулярно пользоваться.
Альбина Мунирова, Setters Media
Иллюстрация: использованы изображения Tanmay Goswami и Sumudu Mohottige