Волшебный парк

ПУСТЫРЬ ПОД АВТОМАГИСТРАЛЬЮ ГАРДИНЕР В ТОРОНТО ПРЕВРАТИЛИ В ПАРК

На протяжении десятилетий скоростная автомагистраль Гардинер была источником недовольства в крупнейшем городе Канады. Но теперь она преображается и становится настоящим городским оазисом, пишет The Guardian.

В самый холодный день за всю историю существования Торонто тысячи людей, не обращая внимания на мороз, собрались возле порядком обветшавшего и намозолившего всем глаза шоссе, проходящего прямо через центр крупнейшего города Канады.

парк-1_ст+++.jpg

В тот момент местные жители узнали, что в тени, отбрасываемой громоздкими бетонными столбами, будет создано «волшебное» пространство. Авторы проекта решили, что зимой здесь откроется трасса для катания на коньках, а в теплые месяцы будут работать фермерские рынки, проводиться концерты и художественные выставки. Эти мероприятия должны привлечь огромное количество людей.

А чтобы создать это великолепие - парк Bentway - 175 000 квадратных футов пустующих земель и бывших парковок планировалось объединить. Проект был призван решить проблему нехватки общественного пространства в городе и перепрофилировать давно не работающую и пользующуюся дурной славой скоростную автомагистраль Гардинер, которая пересекает город.

Сегодня, спустя 6 лет после презентации проекта, парк Bentway стал излюбленным местом для отдыха среди горожан. Что тут скажешь — Торонто действительно нуждался в таком творческом использовании городского пространства.

«Скептики уверяли, что мало кто захочет проводить свободное время под шоссе. Но уже в первые выходные после официального открытия парка в 2018-м сюда пришли 20 000 человек. С тех самых первых дней мы стали символом городского оптимизма. Этот проект оказался действительно отличным и показал, что в Торонто можно всем вместе создавать что-то новое и творить великие дела», - сказал содиректор проекта Дэвид Кэри.

Недавним летним утром 2000 человек выстроились в очередь под галереей Bentway для того, чтобы попасть на очную сессию с Адриеной Мишлер - невероятно популярной блогершей (более 12 миллионов подписчиков в соцсетях), практикующей йогу. По словам организаторов, билеты на это мероприятие, проходившее на большом поле рядом с шоссе, были распроданы менее чем за 12 минут.

«Это было так захватывающе, и атмосфера была такая волнующая, как на концерте», - рассказала местная жительница Марджи Чад, которая была одной из первых в очереди. На занятие с блогершей люди прилетели даже из Саскачевана, Манитобы и американского штата Мэн.

В течение часа под руководством Мишлер тысячи людей синхронно выполняли асаны из йоги, создавая неповторимую атмосферу единства и чувства общности.

«Почувствовать тишину, природу вокруг и всех людей, собравшихся вместе, – у жителей Торонто стремительный темп жизни, и они всегда так заняты своими делами и поездками – было чем-то особенным. Просто сделать паузу на минутку всем вместе – это действительно мощно», - передала свои ощущения от прошедшего события Чад.

Занятие йогой для всех желающих с Адриеной Мишлен - это лишь часть летней программы Bentway, направленной на то, чтобы изменить отношение жителей города к своему окружению, особенно к пугающему цементному ландшафту центра Торонто.

«Современные города часто воспринимаются как суровые, быстро меняющиеся и отталкивающие места», - так прокомментировали организаторы галереи Bentway недавний отчет одного из исследовательских фондов, в котором говорилось, что Торонто является одним из «самых одиноких мест» в стране. «Не только из-за бетона и стали, на которых они построены, но и из-за растущей социальной изоляции, жить в городах становится все труднее», - добавили они.

Скоростная автомагистраль Гардинер не просто визуально «разрезала» город, отделив основную его часть от набережной. Она стала суровым напоминанием о долговечности непродуманного городского дизайна.

«Гардинер - это один из тех объектов инфраструктуры середины прошлого века, который был построен в соответствии с идеалами того времени. В тот период в городах по всей Северной Америке триумфально строили мегамагистрали. Тогда этот объект даже преподносился как «прекрасное» прибрежное шоссе в Торонто», - рассказал Кэри.

Но по мере того как город расширялся, а прибрежная его часть превращалась из района тяжелой промышленности в быстрорастущий жилой, проходящее рядом шоссе стало настоящим бедствием.

«Несмотря на то что активная магистраль проходит над нами, она создала барьеры для пешеходов. Этот район должен быть входом на нашу набережную, но он больше похож на стройку, через которую вам придется пробираться», - утверждает Кэри.

Дискуссии о будущем автомагистрали и пространстве вокруг него в основном рассматривали два возможных варианта: полностью ее снести или продолжать вкладывать миллиарды в столь необходимый ремонт. Но Кэри предложил подойти к проблеме творчески.

«Нам нужно перестать мыслить только в двух направлениях и рассмотреть разные возможности», - сказал он.

На первый этап строительства парка деньги - 25 миллионов канадских долларов (18 миллионов долларов США) - выделили меценаты: градостроитель Джуди Мэтьюз и ее муж, банкир Уилмот. Это пожертвование на создание городского общественного пространства стало одним из самых крупных в истории города.

Изначально парк был назван «Проект: под шоссе Гардинер». Но несколько общественных организаций, а также библиотеки и школы решили провести среди жителей города глобальный опрос, чтобы выбрать более подходящее название для будущего общественного пространства. Горожане предложили на выбор целых 800 вариантов, среди которых были «Артерия», «Извилистый путь», «Навес» и «Место сбора». Название «Шарк-парк», которое активно продвигали студенты, не вышло в финал.

После масштабного голосования будущий парк получил название Bentway. Проект был вдохновлён примером знаменитой нью-йоркской High Line - заброшенной узкоколейной железной дороги, которая была преобразована в прогулочную зону.

Но автор проекта Шон Микаллеф предложил взять за основу и некоторые другие проекты, например, спортивные площадки под лондонским Westway (участок двухполосной автомагистрали на западе Лондона, который соединяет внутреннюю кольцевую автодорогу с западным пригородом, - прим. ред.), а также магазины и ночные клубы под железнодорожными арками.

«В таком городе, как Торонто, где недостаточно парков, строительство подобных общественных пространств - это инновационный способ создать для горожан новые интересные места без огромных вложений, ведь нужды тратить деньги покупку каких-то зданий. Это новый взгляд на городские общественные пространства. Скоростная автомагистраль Гардинер, хоть и стала для нас альбатросом («альбатрос на шее» - английская идиома, означающая неприятный долг или обстоятельство, которых невозможно избежать, тяжелая ноша - прим. ред.), но созданный на ее базе Bentway отлично вписался в пространство и теперь останется здесь надолго», - считает Микаллеф.

Стремительный рост населения Торонто и годы жесткой экономии привели к упадку городской инфраструктуры. Это даже породило арт-движение, авторы которого начали высмеивать недостатки с помощью искусства — они вешали на сломанные объекты таблички с их «художественным описанием». Например, такая табличка, размещенная на сломанном питьевом фонтанчике, превратила его в скульптуру под названием «Писсуар». А описание в галерейном стиле «просит зрителя представить, каким это могло бы быть, и задуматься, почему это не так».

Неисправный мусорный бак, стыдливо закрытый черным мусорным пакетом, художники назвали арт-объектом «Мусор» с пометкой «Вместо того чтобы просто починить или убрать мусорный бак, художник использует его как основу для мощного комментария, привлекающего внимание к отказу города предоставлять даже самые элементарные коммунальные услуги».

Все это выглядит особо иронично, если учесть, что автором всех этих городских «скульптур» назван мэр Торонто, Джон Тори.

Неудивительно, что на фоне всеобщего городского пессимизма по поводу пришедшей в упадок инфраструктуры, парк под магистралью кажется действительно вдохновляющим решением.

«Если мы сумеем превратить то, что сейчас кажется нам уродливым, что раздражает и огорчает нас своим видом, в нечто прекрасное, в то, что доставляет нам удовольствие, то это станет тем маяком, который так необходим Торонто сегодня. Ведь стоит лишь раз представить, каким это «что-то» может стать, и уже невозможно отказаться от этой красоты», - резюмирует соавтор проекта Bentway Дэвид Кэри.



Перевод Антона Дубровского

Иллюстрация: использованы изображения Arkinasi и Canmenwalker
30.07.2024
Важное

Ученые обнаружили возможные признаки жизни на далекой планете под названием K2-18 b, расположенной в 124 световых годах от Земли в созвездии Льва.

18.04.2025 13:00:00

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00
Другие События

Яхта Fraternidade с российско-бразильским экипажем на борту прибыла в Натал.

Гуанчжоу связывает Китай и Малайзию гастрономическими традициями.

Затяжная торговая война станет испытанием на прочность для цифровых финансов. Новости мира криптовалют.

С помощью 3D-сканирования ученым впервые удалось создать детализированную цифровую копию «Титаника», которая позволяет заглянуть в каюты и изучить все повреждения затонувшего корабля.