В прокат выходит «Собиратель душ» Оза Перкинса, в котором агент ФБР в исполнении Майки Монро преследует серийного убийцу (одна из самых странных ролей Николаса Кейджа, а там есть из чего выбирать) или, возможно, самого дьявола. Фильм уже успели назвать «лучшим хоррором десятилетия» и очередным триумфом NEON (при бюджете $10 млн фильм в первый уик-энд собрал $32 млн). На счету независимой кинокомпании, которая занимается производством и прокатом фильмов, уже пять каннских лауреатов («Паразиты», «Титан», «Треугольник печали», «Анатомия падения», «Анора») и непререкаемый визионерский статус — пришло время рассказать о главных конкурентах A24.
NEON, в которой, к слову, до сих пор около тридцати сотрудников, основали в 2017 году продюсеры
Том Куинн и Тим Лиг. Основали, резонно рассудив, что американское кино, которое тогда плотно сидело на игле блокбастеров и
Marvel, надо спасать — одними A24, которые к этому моменту уже успели прогреметь, сыт не будешь. Тем более соответствующий опыт имелся: Лиг к этому моменту проделал примерно то же самое с кинотеатрами в стране. За 20 лет до
NEON он основал
Alamo Drafthouse Cinema — сеть кинотеатров, которая должна была напомнить публике, что поход в кинотеатр может быть событием судьбоносным, а не просто поводом заказать начос с попкорном.
В кинотеатрах
Alamo Drafthouse Cinema устраивал кинофестивали
Квентин Тарантино, в рамках которых режиссер показывал свои любимые фильмы, 24-часовые киномарафоны проводил легендарный кинокритик
Гарри Ноулз, а сам Лиг, например, к особо важным премьерам разрабатывал меню. В общем, к 2005 году американская профессиональная пресса признала
Alamo Drafthouse Cinema лучшей сетью кинотеатров в стране. Впрочем, ухищрения вроде грибного меню к прокату классики B-movies 1963 года
«Матанго: Нападение людей-грибов» автора оригинальной «Годзиллы»
Исиро Хонды главную проблему не решали: Куинн и Лиг считали, что фильмов, достойных показа, с каждым годом становится все меньше. А значит, пришло время достать из-под матраса бабушкино наследство, начать производство собственных и отправиться закупать иностранные.
С последнего и начали. Первым громким успехом новой компании стали «
Паразиты»
Пон Джун-
хо, черная комедия про классовое неравенство в
Южной Корее, которая сенсационно получила «
Оскар» за лучший фильм: первый раз в истории его получал фильм, в котором ни одного слова по-английски сказано не было. Однако мудро построенная рекламная кампания, которая намекала на то, что проблема
классового неравенства, мягко говоря, феномен
международный (каннская пальмовая ветвь тому доказательство), а консервативной
Американской киноакадемии давно пора обратить внимание не только на домашний прокат, сделала свое дело.
NEON, в которой, к слову, до сих пор около тридцати сотрудников, основали в 2017 году продюсеры Том Куинн и Тим Лиг. Основали, резонно рассудив, что американское кино, которое тогда плотно сидело на игле блокбастеров и Marvel, надо спасать — одними A24, которые к этому моменту уже успели прогреметь, сыт не будешь.
Режиссер
Пон Джун-хо наутро после «
Оскаров» проснулся если не новой
Майли Сайрус, то точно Майли Сайрус от авторского кино. Этот же трюк компания
NEON проделала еще четыре (!) раза:
«Титан», «Треугольник печали», «Анатомию падения» и «Анору», последних победителей
Каннского кинофестиваля, в международный прокат выпускала именно она. Тем самым некоторым образом воплотив в жизнь мечту режиссеров
Нового Голливуда, начиная со
Скорсезе и заканчивая
Спилбергом, которые всю жизнь считали, что сложное европейское кино должно крутиться в любом мультиплексе по соседству.
Параллельно с этим
NEON начал продюсировать: одним из первых его проектов, например, стала драма
«Тоня против всех», с которой началось победоносное шествие по планете
Марго Робби. Дальше последовали
«Нация убийств» создателя «Эйфории» Сэма Левинсона, «Вокс Люкс» Брэйди Корбета, «Портрет девушки в огне»
Селин Сьямма — список можно продолжать долго.
Все эти фильмы, сделанные максимально разными командами, впрочем, что-то объединяло, чему так и не придумали названия, кроме как
«понимание своей аудитории».
Куинн и Лиг в недавнем интервью сами отлично сформулировали принципы работы
NEON и описали своих зрителей:
«Это люди младше 45, которые не отрицают насилие и наличие субтитров в кино и нон-фикшен-литературу». К этому готовому портрету миллениала с вводными для хорошего вкуса и добавить нечего. В некотором смысле
NEON, как и A24, действовал по схеме, предложенной в 1990-е Miramax или
New Line Cinema, благодаря которым и случился расцвет независимого американского кино: каталог фильмов должен быть максимально разнообразным и оригинальным и составлен без опасений, что публика «что-то не поймет».
Ставка делается не на звезд, а на классных дебютантов, в которых есть потенциал, — так в
Miramax в свое время оказывались
Тарантино, Родригес и Содерберг. На первый взгляд может показаться, что Куинн и Лиг просто решили повторить успех A24.
Но отличие, и существенное, имеется — слово «нон-фикшен» было произнесено неслучайно. Возможно, не самая популярная среди зрителей часть деятельности NEON, но, безусловно, одна из самых интересных — это его роман с документальным кино. В 2021-м они выпускали «
Гунду» великого
Виктора Косаковского — полуторачасовой портрет свиньи, гимн гуманизму и программное выступление противников антропоцентризма, спродюсированное
Хоакином Фениксом.
В том же году —
«Первую волну» Мэтта Хейнемана о буднях одного госпиталя в
Нью-
Йорке в разгар эпидемии коронавируса. Потом —
«Дэвид Боуи: Moonage Daydream», первый и, думается, последний фильм о Боуи, сделанный при полной поддержке семьи, которая дала кинематографистам беспрецедентный доступ ко всем архивам музыканта. В 2022-м их
«Вулкан любви» о паре исследователей, погибших при извержении вулкана
Ундзэн на японском острове
Кюсю, был номинирован на «
Оскар».
Параллельно с этим NEON начал продюсировать: одним из первых его проектов, например, стала драма «Тоня против всех», с которой началось победоносное шествие по планете Марго Робби. Дальше последовали «Нация убийств» создателя «Эйфории» Сэма Левинсона, «Вокс Люкс» Брэйди Корбета, «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма — список можно продолжать долго.
Но, несмотря на это, конечно, одним из главных «жанров»
NEON, ответственного за все последние фильмы
Кроненбергов (отца и сына), остаются фильмы ужасов, которые, кажется, наконец-то дождались своего
«второго пришествия». Сказать, как раньше, что это маргинальный жанр для психопатов — любителей маньяков с бензопилой, язык ни у кого уже не повернется. Среди будущих премьер NEON — долгожданный камбэк автора «Акта убийства»
Джошуа Оппенхаймера, «Конец» с
Тильдой Суинтон про семью, из-за которой на планете случился апокалипсис и которая этот апокалипсис переждала в бункере (на что-то похоже), «Кукушка»
Тильмана Сингера со звездой «Эйфории»
Хантер Шафер и следующий фильм
Осгуда Перкинса «Обезьянка» с
Элайджей Вудом о проклятой отцовской игрушке.
И даже новый триллер
Стивена Содерберга прокатывать будет NEON. Для любимых всеми A24 это, конечно, не очень хорошие новости, но для нас, зрителей, отличные. На фоне кризиса больших студий и блокбастеров, о котором мы отдельно и не раз писали, у небольших независимых компаний, которые производят фильмы по любви, а не из-под палки фокус-групп, наконец появилась возможность развернуться. А это значит, что нас ждет много странного и очень странного кино. A
NEON можно благодарить хотя бы за то, что в «Собирателе душ» мы увидели
Николаса Кейджа в гриме
Мэрилина Мэнсона. Такое надо ценить, а
Канны и так никуда не денутся.
Мария Бессмертная, SETTERS Media
Иллюстрация: использованы изображения Neon и ficg