ПОЧЕМУ РОССИЙСКИЙ АКТЕР ЮРА БОРИСОВ ОСТАЛСЯ НИ С ЧЕМ И КТО ПРАВИЛ БАЛ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ
Непобеда Юры Борисова на «Оскаре», казалось бы, должна была закрыть все вопросы, но их, вопросов, кажется, стало ещё больше. Нам понадобились сутки, чтобы собрать их все (почти) и найти на них ответы. Но на главный (что случилось в ночь со 2 на 3 марта?) можно было ответить ещё до вручения премии. Большинство фильмов, номинированных на премию, говорили прямо или опосредованно о необходимости мира. Причем в этот раз мир принесли в Голливуд «понаехавшие»: евреи, палестинцы, русские, армяне, венгры, французы, бразильцы и латыши.
Для начала представим сухой список номинаций и обладателей статуэток:
Лучший фильм –
«Анора/Anora»
Лучший режиссёр –
Шон Бэйкер («Анора»)
Лучшая женская роль –
Майки Мэдисон за роли
Анны «
Ани»
Михеевой («Анора»)
Лучшая мужская роль –
Эдриан Броуди за роль
Ласло Тота («Бруталист / The Brutalist»
Лучшая женская роль второго плана –
Зои Салдана за роль
Риты Моры Кастро («Эмилия Перес / Emilia Pérez»)
Лучшая мужская роль второго плана –
Киран Калкин за роль
Бенджи Каплана («Настоящая боль / A Real Pain»)
Лучший оригинальный сценарий – «
Анора»,
Шон Бэйкер
Лучший адаптированный сценарий – «
Конклав /
Conclave»,
Питер Строан по роману
Роберта Харриса
Лучший анимационный фильм – «
Поток /
Flow /
Straume», режиссёр
Гинтс Зильбалодис
Лучший короткометражный анимационный фильм –
«В тени кипариса / In the Shadow of the Cypress»
Лучший иностранный фильм –
«Я всё ещё здесь / Ainda Estou Aqui», режиссёр
Вальтер Саллес (Бразилия)
Лучшая операторская работа –
Лу Кроули («Бруталист»)
Лучшая работа режиссёра монтажа –
Шон Бэйкер («Анора»)
Лучшая работа художника-постановщика –
Нэйтан Краули и Ли Сандейлс («Злая: Сказка о ведьме Запада / Wicked»)
Лучший звук –
«Дюна: Часть вторая / Dune: Part Two»
Лучшие визуальные эффекты –
«Дюна: Часть вторая»
Лучшие костюмы –
Пол Тэйзуэлл («Злая: Сказка о ведьме Запада»)
Лучший грим и прически –
«Субстанция / The Substance»
Лучший документальный фильм –
«Нет другой земли / No Other Land»
Лучший короткометражный документальный фильм –
«Единственная девушка в оркестре / The Only Girl in the Orchestra»
Лучший короткометражный игровой фильм –
«Я не робот / I Am Not a Robot», режиссёры
Виктория Вармердам и Трент.
Ну а теперь ответим на самый неочевидный вопрос о лучшем документальном фильме. Казалось бы, ну что нам может подарить номинация, на которую никто не обращает внимания из-за своей непопулярности? В этом году победа досталась нашумевшей картине
«Нет другой земли» о дружбе палестинского активиста и журналиста-еврея, созданная дружной палестино-израильской съёмочной группой. Исходя из этих вводных, можно начинать отвечать и на другие вопросы. Всем мир!
Главный вопрос:
«Почему Юре Борисову не дали "Оскар"?», хотя актёр влюбил в себя всю
Америку, да и не только. Скромность и человечность российского артиста с именем, которое знает весь мир благодаря советскому космонавту, покорили публику. Мемы и домашние видео с
Борисовым гуляли по всему интернету. Если бы он выиграл, то точно бы стал новым
Юрой Гагариным. Но вот что особенно странно – в
России номинацию
Юры на «
Оскар» восприняли в штыки. Кинематографисты, обозреватели и особенно диванные критики вдруг заявили: с чего это наш лысый парень, сыгравший в «
Аноре» гопника, которого он воплощает в каждом втором своём фильме, представляет
Россию? Разве у нас нет больших талантов?
Как показывает практика, нет. Как весь мир представляет себе русских в кино? Некультурными любителями выпить, в ушанках, чинящими что-то с помощью молотка на своей космической станции. Юра Борисов же явил всему миру новый русский типаж: молчаливый бандит, не рассчитывающий что-либо получить от проститутки. Просто делающий то, что должен (приглядывать за баламутной девушкой), и ставший для неё в итоге человеком, которому она оказалась обязанной всем.
Так почему же артист пролетел с «
Оскаром», хотя и выиграл почти все главные призы на многих других фестивалях? Больше него собрал разве что
Киран Калкин, он и обыграл в итоге «барборисовку». Во-первых, мало кто досмотрел до конца «
Анору» (об этом мы ещё поговорим). Во-вторых,
Кирану Калкину в «
Настоящей боли» действительно есть что играть. Его роль беспардонного шумного навязчивого
Бенджи не только проще и понятнее. Она несёт особую драматическую нагрузку. Вместе со своим двоюродным братом (его сыграл Джессии Айзенберг, который стал ещё и постановщиком фильма) они отправляются в
Польшу, чтобы выполнить предсмертную волю бабушки – посетить её дом. Там они знакомятся с наследием
Холокоста, что меняет мир братьев кардинальным образом.
Чем «
Поток» лучше «
Головоломки 2», ставшей в прошлом году самым успешным в мире анимационным фильмом и самой успешной картиной года с суммой сборов в прокате в $1,7 млрд? А вы сами не устали от сиквелов, приквелов и прочих «спин-оффов»? Да, «
Поток» не собрал таких денег, но это первый латышский фильм в истории кинопремии. Трогательный, относительно небольшой (идёт примерно полтора часа, но его создавали четыре года) мультфильм выполнен в сложной технике, совмещающей трёхмерную и двухмерную графику, имитирующую живопись. В нём рассказывается простая и одновременно философская история о кошке, капибаре и лемуре, которые спасаются от гигантского потопа в лодке, а также история дружбы двух номинальных врагов – кота и лабрадора. И в нём нет ни одной реплики. Смешно, но «
Поток» был номинирован ещё и на премию, название которой в
России принято переводить как
«Лучший фильм на иностранном языке» (на самом деле это «Лучший иностранный или международный фильм»). О какой «
Головоломке 2» может идти речь?
Раз уж мы заговорили о лучшем иностранном фильме, то здесь возникнет вопрос: почему «
Оскара» в этой категории взяла бразильская лента
«Я всё ещё здесь»? Картина
Ainda Estou Aqui Вальтера Салеса будет понятна каждому, кто жил или до сих пор живёт в тоталитарном обществе. Лента построена на реальных событиях – в начале 70-х бразильское военное правительство начало чистку рядов и арестовало политического активиста
Рубенса Пайву. Его жена
Юнис (выдающаяся роль выдающейся Фернанды Торрес) спустя двадцать лет поисков получила наконец горькую правду – ей выдали свидетельство о смерти супруга. Кстати,
«Я всё ещё здесь» был представлен ещё в двух номинациях - «
Лучший фильм» и «
Лучшая женская роль», однако остался не у дел.
Что по поводу статуэтки, доставшейся
Эдриану Броуди, – не хило ли присудить победу артисту, который опять сыграл почти то же самое, что и в 2002 году, когда получил награду за «
Пианиста»? Нет, не хило. Его
Ласло Тот в «
Бруталисте» - гениальный архитектор, еврей, переживший
Бухенвальд и приехавший из
Венгрии в
США после
Второй мировой. Он пытается наладить мир в мировом масштабе и в масштабе своей души с помощью искусства. Популяризатором нового стиля архитектуры, брутализма (что-то вроде немецкого баухауса), все вроде бы восхищаются, но постоянно при случае пинают ногами, не зная, что в своём творчестве он выразил боль
Бухенвальда и страхи своей жены, ставшей инвалидом в
Дахау. Жизнь в
США становится для
Тота американскими горками: успех творческий постоянно сменяется неудачами житейскими, милость главного заказчика (магнат и миллионер ван Бюррен, прекрасная роль Гая Пирса) сменяется на гнев, наркотики и выпивка толкают его в пропасть, но он выкарабкивается из неё благодаря своей жене. В результате вместе с актёрским «
Оскаром» «
Бруталист», тянущийся долгие, но насыщенные три с половиной часа, получил ещё две награды: за операторскую работу (Лол Кроули) и музыку (Дэниэл Блумберг).
«Похоже, американцы рады наконец-то увидеть, как кто-то даёт отпор русским», - пошутил ведущий премии
Конан О’Брайан, когда началась «раздача слонов» для фильма «
Анора». Настала пора ответить на самый главный вопрос: как получилось, что фильм
Шона Бейкера о русской диаспоре в
Америке стал триумфатором вечера? В этом ничего необычного. В последнее время «
Оскара» стали давать небольшим независимым фильмам. Вспомните «
Лунный свет», полудокументальную «
Землю кочевников» или
CODA - эти ленты забрали статуэтки еще в конце 2010-х – начале 2020-х. «
Анора» же – типичное американское «инди», снятое за каких-то $6 млн, где маленькая американская девушка «даёт отпор» богатым русским.
Претендовавшая на шесть статуэток лента Шона Бэйкера в итоге собрала пять. Сам Бэйкер стал первым за 70 лет кинематографистом, получившим четыре награды за один вечер: его признали лучшим продюсером, режиссёром, сценаристом и монтажёром (кстати, смущает как раз таки монтаж фильма – он весьма сумбурный). И все эти награды – за один фильм. Считается, что последний такой рекорд принадлежал Уолту Диснею: в 1954 году «мышиный папа» взял столько же статуэток, но за разные фильмы. Вспоминают ещё и По Джун Хо с «Паразитами» - эта лента тоже получила четыре награды, но одну из них - «Лучший фильм на иностранном языке» - можно не брать в расчет, так как принадлежит она не режиссёру, а стране.
«
Анору» надо было номинировать ещё и на «иностранный фильм». В картине смешались четыре языка: английский, армянский, русский и русский матерный. Как пошутил кто-то на церемонии, слово «f**k» там произносится чаще всего. По этой причине или нет, но мало кто из русских комментаторов досмотрел фильм до конца, а ведь мораль, героика, смысл и важность «
Аноры» заключается в финальной сцене. Главная героиня
Анора (мы уже сказали, что Майки Мэдисон получила приз за «Лучшую женскую роль»? Нет? Вот, говорим) – проститутка, которую обманул наш юный оборзевший мажор, сын богатых родителей, за которым присматривают члены армянской диаспоры. Кто-то смотрел фильм в дубляже – но как можно смотреть многоязычную ленту в переводе? Ведь теряется весь кураж и юмор. Мы бы и сами не смогли бы досмотреть такую копию.
А ведь «
Анору» кто-то считает не только важным высказыванием о женщине в мужском мире (так себе высказывание, если честно), но и одним из самых смешных фильмов года. Картина делится на условные три части (не акта, не надо подводить нас к учебнику по киноискусству, «Анора» тем и увлекает, что сделана совершенно не по правилам, тут даже кульминация отложена в самый конец): первая посвящена знакомству и женитьбе героев
Марка Эйдельштейна и
Майки Мэдисон, вторая – поискам сбежавшего труса и наглеца, третья, почти по
Борхесу, рассказывает о возвращении домой. Так вот, во время второй части, где армяне пытаются наладить ситуацию, а
Торос, которого играет постоянный актёр
Бэйкера и своего рода его талисман
Карен Карагулян, пытается всё исправить, тряслись от смеха стены всех кинозалов, где мы не один раз смотрели «
Анору». Да, это не лучший фильм мира, с не самым оригинальным сюжетом, без шок-контента и не главный даже по понятиям «
Оскара».
По поводу последнего пункта - «понятий
Оскара». На прошедшей церемонии больше всего наград – фантастические и почти рекордные тринадцать штук – прочили французскому мюзиклу «
Эмилия Перес» обожаемого у нас режиссёра
Жака Одияра. Вот это и есть понятия классического «
Оскара». Или обещали по десять «
Бруталисту» и «
Злой» - это принцип «
Оскара», символа американской мечты. И здесь пора заворачивать наши впечатления от прошедшей 97-й церемонии вручения наград премии Американской академии кинематографических искусств и наук «
Оскар» за заслуги в области кинематографа, потому что мы возвращаемся к началу. «
Анора» - это не про американскую мечту, там нет ни грамма «
Красотки» или «
Золушки», с которыми фильм
Шона Бэйкера почему-то постоянно сравнивают. «
Анора» - это «антиамериканская мечта»,
Аня в итоге ничего не получила (про трюк с кольцом – отдельная история) и осталась у разбитого корыта.
Но история с фильмом «
Анора» - это, конечно, абсолютный пример того, как вчера ты был/была никем, а сегодня тебя уже видят в роли обаятельного бандита в будущей бондиане, главной героини в сериале по «
Звёздным войнам» или постановщиком фильма по комиксам
Marvel. Конечно, жалко выдающихся
Райфа Файнса или
Дэми Мур, которые продемонстрировали свои лучшие актёрские качества в прошлом году. Но, упс и увы, нет. Это «
Оскар», детка.
Родион Чемонин