НОВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР ПРИЗВАН ОСЛАБИТЬ НАПОР ТУРИСТОВ И НАЙТИ СРЕДСТВА НА СПАСЕНИЕ ХРУПКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОСТРОВОВ
Во вторник Греция сделала важный шаг в регулировании туристического потока, введя специальный сбор с круизных лайнеров, посещающих греческие острова. Эта мера – часть общеевропейской тенденции, направленной на борьбу с чрезмерным наплывом туристов в самые популярные точки континента, сообщает France 24.
Отныне круизные суда, заходящие в порты знаменитых островов
Санторини и
Миконос, обязаны платить по 20 евро (около 23,62 долл.) за каждого пассажира. Как пояснил представитель министерства финансов страны, сбор будет действовать на
Санторини,
Миконосе и других островах, однако для менее популярных направлений будет действовать пониженная ставка – 5 евро за пассажира. Новые правила будут действовать в разгар туристического сезона (с 1 июня по 30 сентября) и, по расчётам властей, позволят ежегодно пополнять казну на 50 млн евро.
Греция приняла новый закон ещё в прошлом году, чтобы уменьшить наплыв туристов на популярные, но уже переполненные курорты. Страна одной из последних присоединилась к ряду других европейских государств, ищущих способы сдержать «овертуризм».
Италия, например, ввела в
Венеции плату в 5 евро (5,90 долл.) за однодневные посещения в определённые дни. В
Испании из-за постоянной нехватки доступного жилья для местных жителей власти активизировали борьбу с незаконной краткосрочной арендой, вынудив платформы вроде
Airbnb и
Booking.com удалить тысячи объявлений. Остров
Ибица в июне ограничил въезд туристических автомобилей и автодомов из-за наплыва гостей, а в
Барселоне и других городах проходят протесты местных жителей против засилья туристов.
Собранные средства
Греция намерена направить на модернизацию изношенной инфраструктуры островов, включая их порты, которые зачастую просто не способны одновременно принимать несколько огромных лайнеров. Эта проблема особенно актуальна, учитывая стремительный рост популярности
Греции как круизного направления.
По данным
Ассоциации портов Греции (
Hellenic Ports Association), в прошлом году пассажиропоток круизных судов вырос на 13,2 %, достигнув 7,9 млн человек, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Только
Миконос, известный как тусовочная
Мекка для международной богемы, принял почти 1,3 млн посетителей – на 8,4 % больше, чем годом ранее.
Санторини, живописный остров на вулкане, знаменитый своими закатами, принял более 1,3 млн пассажиров (прирост составил 4 %).
В прошлом году на острове ввели ограничение – не более 8000 пассажиров круизных лайнеров в день. Однако, по данным портовой службы, уже в первый день действия нового сбора в Санторини планировали зайти четыре судна с 8400 пассажирами на борту.
Некоторые районы острова буквально переполнены туристами, что приводит к транспортному коллапсу, нехватке воды, проблемам с вывозом мусора и другим сложностям. Местные жители также жалуются на загрязнение от судов, а представители бизнеса отмечают, что круизные пассажиры часто проводят на острове лишь несколько часов и особо не тратятся.
Новый сбор, конечно, вызвал неоднозначную реакцию. Глава местной портовой администрации
Афанасиос Кусатанас-Мегас в пятницу потребовал от правительства отложить введение нового сбора, заявив, что он создаёт «несправедливую конкуренцию» между островами с высокой налоговой нагрузкой и остальной частью страны.
Круизная индустрия ответила на критику, отметив, что пассажиры лайнеров составляют лишь небольшую часть от общего потока туристов, но при этом приносят экономике
Греции около 2 миллиардов долларов в год. Этот аргумент звучит на фоне впечатляющих официальных данных: в прошлом году
Грецию посетили рекордные 40,7 млн туристов – на 12,8 % больше, чем в 2023 году.
Перевод Юлии Рождественской
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney