30 ЗАВОДОВ VW, STELLANTIS NV, RENAULT SA И ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ АВТОКОМПАНИЙ РАБОТАЮТ В УБЫТОК
Volkswagen AG (VW) планирует впервые в своей 87-летней истории закрыть заводы на территории Германии, чтобы сократить издержки. Руководство автогиганта готово пойти на эти радикальные меры, несмотря на очевидную угрозу войны с профсоюзами, которые, естественно, воспротивятся массовым увольнениям своих членов. Причины, которые могут заставить VW начать сворачивать производство и избавляться от рабочей силы, очевидны: немецкая компания так же, как ее коллеги из других европейских стран, терпят поражение в жесткой конкурентной борьбе с производителями электрокаров из КНР и Tesla Илона Маска.
«VW признает всю серьезность сложившейся ситуации, - цитирует Bloomberg аналитика Citigroup Харальда Хендриксе. -
Мы живем в сложном геополитическом мире, и Европа эту битву не выиграла».
Продажи автомобилей в
Европе сейчас почти
на 20 % ниже, чем до коронавирусной пандемии. По данным
Just Auto, свыше 30 заводов
VW, Stellantis NV, Renault SA и других европейских автокомпаний работают фактически в убыток. В «черный» список входит даже крупнейший на континенте автомобильный завод в немецком
Вольфсбурге, принадлежащий
Volkswagen.
В
США власти продолжают
поддерживать дорогостоящее производство автомобилей и после глобального финансового кризиса, в
Брюсселе же отношение к автопрому иное. Огромные
инвестиции, необходимые для успешной конкуренции с иностранными производителями электрокаров, потеря дешевых российских энергоносителей, что привело к резкому подорожанию энергии, и тающие на глазах надежды закрепиться на
полуторамиллиардном китайском рынке говорят о тяжелых временах, наступающих для европейского автопрома, включая и его главное подразделение –
немецкие автоконцерны. Сторонники «зеленого» перехода, немаловажную часть которого составляет переход европейских автолюбителей
на электромобили, сейчас все больше сомневаются в том, что эта задача будет выполнена
Признаков, свидетельствующих о кризисе, хоть отбавляй. Прибыль Stellantis в первой половине 2024 года, к примеру, уменьшилась на 50 %. Выпуск автомобилей на итальянских заводах компании снизился в январе-июне более чем на треть.
Глава
Renault Лука де Мео призывает европейских автопроизводителей в эти трудные времена
объединиться в какой-нибудь альянс, который позволит сообща бороться с неурядицами. Имеются и другие серьезные предложения
по решению проблем, стоящих сейчас перед европейским автопромом, но время для их принятия и претворения в жизнь
стремительно тает.
Во многих европейских странах приняты
программы перехода от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающих на бензине, на электромобили. Однако в последнее время популярность авто, работающих на электроэнергии, резко снизилась. Произошло это после того, как во многих странах
Старого Света, включая
Германию и
Швецию, закончились
программы поддержки для владельцев электромобилей.
Инвесторы тоже, похоже, разуверились в
электрокарах. Возникшую нишу моментально заполнили
китайские конкуренты, включая такие известные компании, как
BYD Co., которая недавно временно даже опережала
Tesla, и MG. Не следует сбрасывать со счетов и
Tesla, которая стоит втрое дороже
VW, Stellantis и Renault, вместе взятых, и более чем вдвое перечисленных компаний, если к ним прибавить еще и
BMW AG с
Mercedes-
Benz Group AG.
Лидер немецкого автопрома VW, сыгравший ключевую роль в послевоенном экономическом чуде Германии, расширялся многие десятилетия и сейчас имеет автозаводы в 5 европейских странах, не включая Германию, и владеет 10 известными автомобильными брендами. Даже после очень громкого «дизельного» скандала в 2015 году концерн продолжил агрессивно расширяться и инвестировать в развитие сектора электромобилей.
Однако эти усилия и средства, похоже, не оправдались. Сейчас у крупнейшего автопроизводителя
Европы явный спад. Не удивительно, что в июле
Audi объявил о намерении сократить
90 % из 3 тыс. работников на заводе в
Брюсселе. Сокращения на заводах VW, конечно, были и раньше, но они практически не касались немецких заводов автогиганта. Не касались до 2 сентября, когда гендиректор концерна Оливер Блюме объявил о планах по снижению затрат и в самой
Германии, чего, естественно, не добиться без массовых увольнений.
«Меня глубоко тревожат планы VW, - говорит эксперт по экономическим вопросам в Социал-демократической партии Бернд Вестфаль. -
Я понимаю вызовы, с которыми столкнулся автопром, но закрытие заводов и увольнение работников – не самая убедительная стратегия».
В VW, конечно, тоже понимают это, но они не видят
иного выхода из очень сложной ситуации, важную роль в создании которой сыграли и неудачи немецкого автоконцерна на огромном китайском рынке, на который в
Вольфсбурге возлагались большие надежды.
«Обстановка ухудшилась, в Европу активно внедряются новые игроки, - говорится во вчерашнем заявлении Блюме. -
Германия как бизнес-локация все больше отстает от них в конкурентоспособности».
Сергей Мануков, «Монокль»
Иллюстрация: использованы изображения AGUNG HARA и Erik Mclean