Пока вы предавались постновогоднему кутежу, Resident Evil 4 справляла 20-летие. Игра вышла 11 января 2005 года. В ней Синдзи Миками окончательно превратил знаменитый хоррор в боевик. Это определило развитие серии вплоть до выхода седьмой части, которая снова всё перевернула. Но хоть скрепы и затрещали, игра для своего времени всё равно была шикарная. Поэтому многие фанаты и сегодня считают её лучшей в серии. На новогодних каникулах я целиком перепрошёл Resident Evil 4, чтобы понять, есть ли ей место в 2025 году. Мы не будем рассуждать о её исторической значимости. Вместо этого сухо разберёмся, как Resident Evil 4 выглядит и играется сегодня, — никакой ностальгии. Изначально этот текст был написан к 15-летию оригинальной Resident Evil 4. Но он актуален и сегодня, даже после выхода ремейка. Поэтому к 20-летию игры мы его лишь слегка отредактировали и обновили.
RESIDENT EVIL 4 ВСЁ ЕЩЕ ХОРОШО ВЫГЛЯДИТ
2005-й был очень давно, а в игровой индустрии время летит особенно быстро. Года до 2015-го во многих играх графика устаревала так стремительно, что в сердца нового поколения игроков вход им навсегда закрыт. Я проходил HD-версию Resident Evil 4 на Xbox One и никаких страданий не испытал. Игра из позапрошлого десятилетия — это видно, но она не динозавр. Даже серо-коричневая гамма Resident Evil 4 (которую она-то и популяризировала) приходится к месту — ведь жути и безнадёги игра местами нагнать всё ещё пытается. Получается не уныло, а готично.
Все важные текстуры чёткие, персонажи в порядке, а лицевая анимация — не кринж. К тому же игра даже 20 лет назад мастерски работала с освещением и углублялась в мелкие детали: впечатляющая детализация волос у героев, колышущиеся на ветру травинки, анимированная кобура Леона. Такие вещи сильно оживляют картинку. Стабильные 60 кадров в секунду, кстати, тоже.
Сегодня, после всех подтяжек, Resident Evil 4 вживую выглядит прямо как буллшоты эпохи PlayStation 2. И это здорово! Правда, HD-версия на ПК в сравнении с консольными всё же приятнее — за счёт качественного сглаживания. На консолях его почему-то вообще нет. А в оригинальном ПК-порте 2007 года модами можно нарулить графику даже лучше, чем в официальном ремастере. Никогда такого не было!
А ЕЩЁ В HD-ВЕРСИИ РОЛИКИ В ОСНОВНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАМПАНИИ СДЕЛАНЫ НА ДВИЖКЕ, КАК В ОРИГИНАЛЕ НА GAMECUBE
На PlayStation 2 кат-сцены были пререндеренные — в отвратительно низком разрешении. Такие же были в первом ПК-порте, благодаря которому я с игрой и познакомился. Ролики там иногда буквально разваливались на пиксели.
Восстановить тот экспириенс можно, пройдя в HD-версии Resident Evil 4 дополнительную кампанию за Аду Вонг. В ней почему-то оставили оригинальные пререндеры — мыло такое, что местами трудно разобрать, что вообще происходит.
ГЕЙМПЛЕЙ В RESIDENT EVIL 4 СНАЧАЛА КАЖЕТСЯ УСТАРЕВШИМ, НО БЫСТРО ЗАТЯГИВАЕТ
От многих особенностей игры я отвык. Первый час в Resident Evil 4 был, скажем так, освежающим. Только запуская старые игры, понимаешь, насколько мы привыкли ко многим современным «стандартным» механикам. Если их в игре нет — теряешься.
Из-за этого часто не видно, что происходит у него под ногами или над головой. Но что ещё страшнее, не получается аккуратно заглядывать в комнаты из-за угла, чтобы проверить, нет ли там засады. Когда следом я запустил Resident Evil 5, то даже не сразу понял, почему игра ощущается так удобно и комфортно. Потом дошло — в ней камеру можно нормально крутить!
ВО ВРЕМЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ В RESIDENT EVIL 4 НЕЛЬЗЯ ХОДИТЬ — ЭТО БАЗА
Этот факт я помнил. Но забыл, каким беспомощным из-за этого ты себя ощущаешь в бою. В остальное время двигается персонаж очень медленно. При этом контроль за его перемещениями — типичный пример «танкового управления» эпохи первой PlayStation. Это значит, что герой может ходить вперёд и назад, а также поворачивать корпус. Совмещает он это с трудом и вообще ощущается очень неповоротливым и грузным. В Resident Evil 4 Леоном можно управлять даже с помощью крестовины — в некоторых эпизодах это оказывается удобнее и точнее стика.
На словах всё вышеперечисленное звучит как приговор. Представьте, что на вас идёт толпа заражённых селян с вилами и факелами, патронов минимум, а управление такое. Жуть и безнадёга? На самом деле нет.
RESIDENT EVIL 4 НЕ СОВСЕМ ЭКШЕН
Это едва ли не пошаговая тактика. Любой крупный замес — тактическая головоломка. Ты залетаешь в комнату, а там и арбалетчики, и ребята со щитами, и рядовые враги, и усиленные — да ещё и подкрепления постоянно подходят. Пройти это с первого раза, импровизируя, почти нереально.
На первом заходе ты изучаешь локацию, прикидываешь удобные позиции для стрельбы и точки для отступления. Запоминаешь, когда и откуда идут враги, откуда появляется подкрепление. На второй-третий раз стычка разыгрывается как киношная постановка — двигаешься и действуешь чётко и хладнокровно. Со стороны это смотрится очень зрелищно. Наблюдателю даже может показаться, что Resident Evil 4 — удобный скоростной шутер. Впрочем, так и есть, если проходить игру на Wii с моушен-управлением. Или ещё лучше — VR-версию для Quest, в которой можно от первого лица с двух рук палить. Совсем другой, фановый опыт, позволяющий иначе посмотреть на знакомую игру.
Со временем всё лучше понимаешь логику дизайна карт и расстановки врагов. Учишься разыгрывать сражения с первого раза. Все ограничения и неудобства игры постепенно перестают раздражать. Начинаешь воспринимать их просто как набор правил, придающих экшен-игре нотку хоррорного напряжения. И вот какой возникает парадокс: на фоне современных шутеров от третьего лица, которые ощущаются плюс-минус одинаково, Resident Evil 4 кажется чем-то новым. Олдскульность игры в 2025-м её и омолаживает, кто бы мог подумать!
ОДНАКО МЕСТАМИ RESIDENT EVIL 4 ЖУТКО УСТАРЕЛА
Некоторые проблем игры с возрастом не связаны. Например, враги иногда умудряются метать топоры сквозь стены и протыкать металлические двери вилами. Но таких багов хватает и в современных играх.
Первая битва с Краузером вообще целиком построена на QTE, и это один худших моментов игры. Впрочем, многочисленные эпизоды в духе «дави на Х со скоростью триста нажатий в секунду, чтобы бежать» не сильно лучше. Забавно, что в 2005 году это был прорыв — многим игрокам механика зашла. Именно Resident Evil 4 в то время популяризировала QTE в экшен-играх.
НО НАЛИЧИЕ QTE НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ГРЕХ RESIDENT EVIL 4
Среди прекрасно нарисованных и хитро продуманных уровней есть и откровенный мусор: пустые пещеры без всего и одинаковые квадратные комнаты. Абсолютно все эпизоды с Эшли всё ещё выводят из себя. Она постоянно лезет под удар и мешается под ногами. При этом дохнет буквально от каждого чиха и порой талантливо подставляется под пули самого Леона. Навязывают её силой, но все сложности связаны не с задумкой авторов, а с плохо написанным ИИ «напарницы», чтоб она провалилась.
Не только интеллект Эшли не прошёл проверку временем. Враги в Resident Evil 4 не сильно умнее. В сложных масштабных схватках «зомби» берут числом и их тупость не так бросается в глаза. Но небольшие группы врагов или единичные особи — это смех. Они и глухие, и слепые, и тупые. Лучший пример — знаменитая тактика лестниц, которая может сработать даже с толпой. Залезаешь на лестницу, достаёшь нож и ждёшь. Враги будут по очереди лезть к тебе, а ты — скидывать их ударами ножа. Раз за разом, пока все не умрут. Похожим образом можно использовать двери. Прячешься за углом и режешь ножом ноги толпящихся в проёме врагов.
RESIDENT EVIL 4 — ЭТО ИДЕАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ КАТЕГОРИИ B
В Resident Evil всегда был бредовый, даже смешной сюжет. Четвёртая часть для своего времени была апогеем серии и в этом плане. Триллерные клише, дурацкие персонажи, гигантские монстры в кустах — всё на месте. А завязка-то истории какая! Леон один отправляется спасать похищенную дочку президента США. А держат её в испанской деревне, укладом и уровнем жизни застрявшей в девятнадцатом веке. Среди злодеев Распутин-сороконожка, бесформенная биомасса, импозантный карлик, хищник в балахоне, спецназовец-мутант и прочие огромные рыбы. А среди союзников — загадочная дама в красном вечернем платье, бегающая по лесу на каблуках.
Но главный шарм игры в том, как искренне японцы, с максимально серьёзным лицом это подают. Ты и сам со временем начинаешь во всё это верить и на полном серьёзе разбирать в голове мотивы местных сумасшедших, продолжая хихикать на уанлайнерах Леона. На этом ремейк Resident Evil 4 и провалился сильнее всего лично для меня — он усложнил детали и добавил более гнетущий атмосферы. Сменил тон, не трогая при этом оригинальную бредово-юмористическую базу. Баланс нарушился, всё посыпалось.
Resident Evil 4 к своему 20-летнему юбилею подошла достойно. Кое-где устарев, она всё же осталось хорошей игрой. Все её неудобства превратились в набор правил, делающий Resident Evil 4 уникальным для 2025 года экшеном. К тому же игра вышла вообще везде — в том числе и на Switch. Так что приобщиться к классике не составит труда.
Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.
Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.
Дальний Восток может стать новым центром криптодобычи. Новости из мира криптовалют.
30 января в российский прокат вышел фильм Джонни Деппа об Амадео Модильяни.
В Китае началось широкое празднование Нового года.
Китайский стартап в области искусственного интеллекта DeepSeek вызвал фурор во всём мире благодаря своим революционным моделям ИИ, малым затратам и высокой производительности.