Сенегальский остров Горе вошел в историю как символ рабства. В последние годы команда африканских ученых проводит в его водах подводные исследования в надежде обнаружить останки невольничьих судов. Цель таких экспедиций не только собрать документальные свидетельства о трансатлантической работорговле, но и расширить наш взгляд на ее историю.
Остров Горе, расположенный примерно в 5 км от Дакара, продолжает напоминать нам об эксплуатации человека человеком. С XV по XIX век он был крупнейшим центром трансатлантической работорговли на африканском побережье. Тысячи людей ступали на его землю перед тем, как быть отправленными в качестве рабочей силы на плантации Америки.
По оценкам, на морском дне между Африкой и Америкой покоится около тысячи затонувших невольничьих судов, но на сегодняшний день была найдена и изучена лишь малая их часть. Для того чтобы нанести на карту все подводные объекты, ученым предстоит провести огромную работу. Однако ее важность не вызывает сомнений: подводные археологические находки могут стать источником ценных научных данных и расширить наши знания о трагической истории трансатлантической работорговли.
Значительную часть этой истории хранят в себе воды острова Горе, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1978 году. В 2016 и 2017 годах они стали местом проведения подводных археологических экспедиций, которые предприняла наша команда ученых из Института фундаментальных исследований чернокожей Африки (IFAN), относящегося к Дакарскому университету им. Шейха Анты Дьопа. Имея в своем распоряжении магнитометр для поиска металлов, навигационную систему и эхолот, мы изучили всю акваторию острова в радиусе 500 м. Благодаря этой работе по описи подводного культурного наследия Сенегала уже было обнаружено по меньшей мере 24 археологических объекта.
СРЕДНИЙ ПУТЬ
В дальнейшем ученые погрузились на некоторые из найденных объектов. Наша миссия заключалась в том, чтобы оценить их потенциальную значимость, измерить их площадь, нанести на карту видимые структуры и изучить окружающую среду, которая является ключевым фактором в обеспечении сохранности подводных объектов. На данном этапе исследования было выявлено два важных объекта: обломки судна HMS Sénégal, потерпевшего крушение в 1780 году, и обломки еще одного корабля, предположительно начала XIX века, работа по идентификации которого еще не завершилась.
Главным предметом нашего внимания является так называемый Средний путь — один из трансатлантических маршрутов торгового треугольника, связывающего Европу, Африку и Америку, по которому на данный момент имеется мало информации. Особый интерес представляет историческая область Сенегамбия, охватывающая бассейны рек Сенегал и Гамбия, так как она занимала стратегическое географическое положение и играла важную роль в трансатлантических торговых отношениях.
На протяжении более четырех веков тысячи груженых рабами европейских судов курсировали вдоль западноафриканского побережья. Основные торговые посты располагались на острове Горе и в прибрежных поселениях Сен-Луи, Рюфиск, Портудаль, Жоаль (на территории нынешнего Сенегала), Альбреда (на территории нынешней Гамбии) и Ривьер-дю-Сюд (на территории современной Гвинеи).
В результате естественных препятствий, таких как плохая видимость и песчаные отмели, и соперничества между европейскими державами многие корабли ушли на дно, унеся с собой тысячи рабов. Одна из задач нашего исследования заключается в том, чтобы узнать больше об условиях содержания на борту и о страданиях этих вырванных из своих домов и насильно перевозимых мужчин и женщин.
ОБУЧЕНИЕ НА СУШЕ И В МОРЕ
Экспедиции прошли в рамках проекта по изучению обломков невольничьих судов (англ. Slave Wrecks Project), который осуществляется по инициативе Национального музея афроамериканской истории и культуры при Смитсоновском научно-исследовательском институте, расположенном в г. Вашингтон (США). Данный проект и созданная при нем международная сеть ученых и научных учреждений ставят целью не только собрать документальные свидетельства о работорговле, но и изменить подход к изучению этого периода, поставив в центр внимания человека.
Важным аспектом этой инициативы, объединяющей африканцев и афроамериканцев, является обучение в области подводной археологии, которое проходит как в аудиториях, так и в море. Начиная с 2014 года ученые из Археологической лаборатории института IFAN прошли курсы дайвинга и освоили методы работы, применяющиеся в морской археологии. Таким образом, благодаря этому проекту в Западной Африке впервые была создана группа подводных археологов, возглавляемая африканцами.
Наш проект — это не первая попытка узнать больше об истории работорговли посредством изучения затонувших кораблей. Усилия в этом направлении предпринимаются с конца 1980-х годов, в частности благодаря такому французскому подводному археологу, как Макс Геру. В 1988 году в рамках программы ЮНЕСКО по защите острова Горе под его руководством у берегов острова были проведены две экспедиции, имеющие целью установление мест постановки на якорь невольничьих судов и поиск обломков под водой. Другой ученый, сенегальский археолог и эксперт по условиям содержания рабов на острове Горе профессор Ибрагима Тьяу, также внес весомый вклад в развитие подводной археологии в Сенегале.
ОТПЕЧАТОК ПРОШЛОГО
Трансатлантическая работорговля является не только достоянием прошлого. Сенегальское общество и сегодня ощущает на себе ее последствия в форме расовых предрассудков, отпечатавшихся глубоко в общественном сознании и продолжающих оказывать влияние на отношения между людьми.
Кроме того, вопрос о роли африканского континента в торговле чернокожими рабами продолжает вызывать полемику. Зачастую в его рассмотрении применяется упрощенческий подход, который, вероятно, и является причиной непонимания и напряженности в отношениях с афроамериканцами. Безусловно, ответственность лежит и на африканцах, отрицать ее нельзя. Однако моральная и политическая экономика работорговли чрезвычайно сложна, и ее не следует сводить к разного рода клише и поспешным интерпретациям.
В этом контексте более глубокое понимание прошлого и сложных механизмов, лежащих в основе трансатлантической работорговли, является важным условием для того, чтобы наладить диалог и залечить еще не затянувшиеся раны. Этому может способствовать и привлечение к исследованиям местного населения, которое тем самым сможет получить более полное представление об этой темной главе в истории человечества.
Однако, для того чтобы обломки затонувших судов могли продолжать рассказывать будущим поколениям о прошлом, необходимо обеспечить их сохранность. В отношении подводных археологических объектов сделать это непросто, так как они подвергаются воздействию целого ряда факторов. На глубине в несколько десятков метров микроорганизмы, морская фауна и механическое воздействие волн, течений и даже рыболовных снастей постепенно разрушают останки кораблекрушения.
Не менее уязвимы и объекты, поднятые на сушу. Так, состояние археологических находок, добытых Максом Геру в конце 1980-х годов, уже ухудшается. Органическое вещество, погребенное под наносами и защищенное от света в среде, бедной кислородом, сохраняется очень хорошо. При извлечении из воды обломки затонувших судов, особенно предметы из металла и дерева, должны проходить соответствующую консервационную обработку.
Однако на сегодняшний день в Сенегале все еще отсутствует консервационная лаборатория, необходимая для продолжения подводных археологических раскопок. От создания такой лаборатории зависит не только будущее нашего исследования, но и то, будут ли у человечества документальные свидетельства для изучения истории трансатлантической работорговли.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».