В Латинской Америке такие же проблемы, как и у нас, только у них нет качественного авторского кино

В Латинской Америке такие же проблемы, как и у нас, только у них нет качественного авторского кино
6 фильмов, 13 стран, 15 городов, 9 недель – вот что представляет собой проект «Кругосветка». В рамках мирового тура группа молодых кинематографистов показывает зрителям, что такое российское авторское кино. Для примера они взяли с собой картины «Межсезонье», «Рапана», «Молодость», «Капкан», «Лебединое озеро», «Сёстры», а после показов проводят встречи и дискуссии с местными киноманами и русскоязычными поклонниками актуальных российских фильмов. Родин Чемонин - обозреватель Евразийской медиагруппы - постоянно держит связь с нашими отважными путешественниками.

Сейчас в Сантьяго (Чили) 10 утра, идёт третья неделя «Кругосветки», во время которой уже состоялись показы в Бразилии и Аргентине. Группа российских киношников только проснулась: вчера после показа одного из фильмов состоялась сессия вопросов и ответов, которая затянулась чуть ли не до утра. В нашей сегодняшней прямой линии принимают участие продюсеры Максим Добромыслов (кинокомпания «Переворот») и Лариса Олейник (кинокомпания «DOKA») и оператор-постановщик фильма «Межсезонье» Наталья Макарова.

- Как появилась идея «Кругосветки» и как вы выбирали страны и города для неё?

Максим Добромыслов:  Изначально у нас был тур «Межсезонья» по европейским городам, после чего возникла мысль, что было бы неплохо показать его и в Латинской Америке. Потом мы с Ларисой Олейник подумали, а почему бы не замахнуться нам на более масштабные мероприятия? Так пришла идея кругосветного путешествия с показом нескольких российских авторских фильмов. Мы опирались на те крупные города, где есть русские люди и где можно предварительно договориться о показе фильмов. Так на нашей карте возникли Бразилия (Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Чили (Сантьяго), уже завтра мы будем в перуанской Лиме. Дальше, возможно, у нас будет Боливия (мы сейчас как раз ждём подтверждения), Мексика (Мехико), потом мы переплывём Тихий Океан, и начнётся Азия.

- По каким признакам выбирались фильмы?

Максим Добромыслов: У нас была цель взять в путешествие наше авторское независимое кино. Основным фильмом является «Межсезонье» Александра Ханта, а у Ларисы Олейник«Рапана» Виталия Суслина, который она сейчас продвигает. Потом мы подумали: а что можно ещё показать за рубежом? И мы выбрали «Молодость» Дмитрия Давыдова, потому что нам хотелось представить Россию как многонациональную страну и взять такое кино на якутском языке. Потом сами собой «прицепились» и другие исключительно авторские фильмы, никем и ничем не поддержанные. «Капкан» Галины Уразовой вошёл почти в последний момент: узнав историю этого фильма и самого режиссёра, которая живёт на хуторе в Воронежской области, и она сама, не получая никакой поддержки, не имея никаких продюсеров за спиной, взяла и сняла вот такое кино. Было принято решение, что необходимо ей помочь и взять её фильм с собой на борт.

- Слушайте, это же непосильная задача: заранее составлять расписание, букировать кинотеатры, клубы, сцены в тех городах, которых из Москвы и представить-то сложно.

Лариса Олейник: Мы через социальные сети искали соотечественников, которые оказались в этих странах. Таким образом мы выходили на продюсеров в Аргентине, бразильских кинематографистов, они помогали нам организовывать мероприятия в своих странах и государствах, в которых у них есть единомышленники, друзья и партнёры. Например, в Бразилии был проведён целый фестиваль российского авторского кино, в течение шести дней мы показывали наши фильмы. В Буэнос-Айресе показы проходили в трёх пространствах: в музее современного искусства, в центре документального кино и под открытым небом в киношколе, которую организовали наши соотечественники для русских детей.

- Учитывая такую странную специфику мест, где вы показываете наше кино, в каком формате вы везёте с собой копии?

Наталья Макарова: У нас есть с собой жесткий диск со всеми возможными форматами. В совсем серьёзных кинотеатрах мы показывали фильмы в DCP (Digital Cinema Package - театральный формат показа цифровых копий фильмов. – Прим. редакции). Где-то мы вообще показывали кино в баре чуть ли не на телевизоре. Это было, кстати, в Аргентине, где у них в питейном заведении образовался такой мини-киноклуб. Вчера показывали в церкви, там зал довольно приличный, с хорошей акустикой, экраном и проектором. Так что вот так и возим фильмы, на хард-диске в сумочке.

- Я почему спрашиваю: насколько мне известно, страны Латинской Америки, которые вы перечисляли, относительно бедны и их кинотеатры технически плохо обеспечены.

Наталья Макарова: Это так и есть. Они вообще не обеспечены. Чувствуется, что здесь жизнь другого уровня. Здесь не так жирно, как в России, Германии, Франции и других европейских странах. Здесь люди скромнее живут.

- Сколько тогда стоят билеты на наши сеансы? Или вы бесплатно показываете кино?

Максим Добромыслов:  Это всё безвозмездные показы. Но они проходят с бешеным ажиотажем. Залы забиты не только русскими, которые здесь живут, но и местными жителями. А так как мы показываем всё не в один день, а растягиваем на три, то количество зрителей растёт от просмотра к просмотру.

Наталья Макарова: Мы в первый день показали «Рапана» и «Лебединое озеро» - это фильмы, которые, на наш взгляд, кажутся наиболее сильными. И после показа к нам подошёл один зритель и сказал: «Я пришёл, чтобы просто провести вечер и заодно киношку посмотреть, но не ожидал, что это будет настолько круто». На следующий день он пришёл уже не один, с друзьями. Если бы мы остались ещё на несколько дней, то мы бы не справились с таким количеством желающих посмотреть наши фильмы.

Лариса Олейник: Иногда даже в зале местных жителей было больше, чем русских.

- Есть какая-то специфика зрительского смотрения в каждой из точек, где вы останавливаетесь? Вы теперь можете отличить зрителей одной страны от зрителей другой?

Максим Добромыслов: Сложно сказать. Например, мы заметили, что в Аргентине на показы ходит больше молодёжи. Там большое киносообщество, поэтому фильмы смотрят телевизионные продюсеры, режиссёры, актёры, В Чили много зрителей в возрасте, здесь очень сильное движение людей, которые уехали из России по разным причинам в 1917 году или после войны, поэтому здесь живут дети и внуки - потомки этих беженцев. Приходила 97-летняя женщина, дочка какого-то русского офицера, который после революции 17-ого года бежал из Крыма и здесь поселился. Вот она ходит на все фильмы.

- Считается, что в Южной Америке очень большая преступность. Вы это почувствовали или это штамп такой?

Максим Добромыслов: Мы пока что в наркокартели ещё не вступили. На самом деле, если без шуток, тут действительно не так спокойно, как в России. У каждого человека здесь присутствует какое-т внутреннее беспокойство, что его могут ограбить, что-то с ним сделать и так далее, но мы с этим не сталкивались. Был даже удивительный случай: мы потеряли телефон и нам на утро его вернули. Люди специально узнали, где мы остановились, приехали и отдали его нам.

- Кстати, а где и у кого вы останавливаетесь, или вы живёте в гостиницах?

Максим Добромыслов: Нет, у нас такая позиция: никаких гостиниц, мы живём у тех, кто нам пишет. Вот сейчас мы живём у человека, который связан с кино, он когда-то уехал из России и приютил нас.

Лариса Олейник: И он же преподаёт актёрское мастерство в одном из образовательных учреждений.

- Наташа, ты не снимаешь «фильм о фильме», то есть о «Кругосветке»?

Наталья Макарова: Нет. Если и снимаю, то, в основном, обсуждения, и то на телефон. Цели такой нет, если этим и заниматься, то нужно думать только об этом. Это трудно.

- Вы же с субтитрами показываете? Кто вам их делает?

Лариса Олейник: Нам делают субтитры носители языка. Португальские были нужны для Бразилии, испанские – для остальных стран.

- Куда вы дальше поедете после Чили?

Лариса Олейник: Мы планируем посетить Токио, Сингапур, Индонезию, Стамбул, дальше будет видно.

- Выходит, что вы ничего от «Кругосветки» не получаете. Закономерен вопрос: зачем вам это всё нужно?

Максим Добромыслов: Как продюсеры авторского кино мы поставили перед собой основную задачу, чтобы о нашем кино узнали как можно людей. Это первое. К сожалению, российское авторское кино даже у нас на Родине проходит вскользь, его видят только ценители и посетители фестивалей. Но мы же видим, что людям это очень интересно. Второе – это сделать так, чтобы вызвать этот интерес у зарубежного зрителя. Очень часто возникает ситуация, что в России на российское авторское кино возникает спрос только после того, как на него обращают внимание за рубежом. У нас есть уже договорённости и о продажах фильмов и о показах. Мне кажется, что такого никто никогда ещё не делал.

Мы только вчера это обсуждали: в Чили, в Аргентине, в Бразилии проблемы те же, что и у русских людей. И они всё понимают в наших фильмах, все всё чувствуют. А так как у них самих такого кино нет, то им это крайне интересно.

- То есть у них нет чилийского, аргентинского и так далее авторского кино?

Максим Добромыслов:  Оно существует, но оно держится благодаря единицам режиссёров. У нас авторское кино более развито, чем здесь.

Лариса Олейник: Мы сегодня едем в университет, будем встречаться с преподавателями, студентами, вместе посмотрим фильмы. Один мы покажем в аудитории, а остальные они посмотрели предварительно, чтобы получился разговор.

На прощание мы договариваемся о том, что будем периодически связываться, после того, как латиноамериканская часть тура закончится и путешествие продолжится в Японии, Турции, Сингапуре и других точках тура. Получится своеобразный дневник, последняя глава которого будет написана по возвращении команды наших молодых кинематографистов в Москву в начале мая.

 


Автор: Родион Чемонин

Фото предоставлено организаторами проекта "Кругосветка"
27.03.2023
Важное

Отбирать игроков в национальную сборную США к ЧМ по хоккею - 2024 впервые будет темнокожий генменеджер Бретт Петерсон.

24.11.2023 17:00:00

Minecraft — самая продаваемая игра в истории. Разбираемся, как проект с примитивным дизайном, сложным обучением и множеством механик без конкретных целей оказался таким популярным.


24.11.2023 16:00:00

Продолжение книги экс-Генерального секретаря ШОС, доктора политологии Рашида Алимова «Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в международных отношениях».

24.11.2023 09:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.