Трамп спешит на помощь Голливуду

ПРЕЗИДЕНТ США ХОЧЕТ ЗАЩИТИТЬ АМЕРИКАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ ОТ КОНКУРЕНЦИИ ИЗ-ЗА РУБЕЖА, НО СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ МОЖЕТ УНИЧТОЖИТЬ ЕГО

У США украли кинобизнес, как конфетку у младенца, а Голливуд стремительно умирает. Особенно сильно страдает Калифорния с ее слабым, некомпетентным губернатором. Спасти погибающую индустрию может только один человек – президент США. И у него уже есть план. Тарифный план.

Звучит как синопсис для остросюжетного фильма, не правда ли? Но именно так ситуацию в Голливуде видит Дональд Трамп. Если верить его соцсетям, американский кинематограф находится в глубочайшем кризисе и нуждается в срочной реанимации. Защитить его можно старым добрым протекционизмом – ввести 100%-е пошлины на зарубежное кино.



Свою идею Трамп высказывал дважды, в мае и сентябре. Впрочем, голливудским студиям «план спасения» сразу не понравился. Кинематографисты отреагировали на него с плохо скрываемой тревожностью. Инвесторы напряглись, многие проекты поставили на паузу до выяснения обстоятельств. Облегчение было одно: ни в первый, ни во второй раз Трамп не выставил конкретных сроков ввода пошлин. Так что после периода оценки рисков бизнес продолжил работать как прежде. Но с оглядкой на то, что его в любой момент могут добить.


ИНДУСТРИЯ, КОТОРУЮ НЕ НУЖНО ВЫРУЧАТЬ

Зацикленность Трампа на кинопошлинах и защите Голливуда во многих аспектах выглядит странно. Хотя бы потому, что американская киноиндустрия не выглядит умирающей, даже несмотря на проблемы, с которыми она сталкивается.

США до сих пор доминируют на мировом рынке кино. Хотя их положение и не такое крепкое, как, скажем, 10-15 лет назад. В 2009-м американское кино забирало себе свыше 90 % глобальных сборов. К 2025 году его доля, по данным Bloomberg, упала до 66 %. Произошло это в основном из-за того, что у Штатов появился мощный конкурент – Китай, который за счет работы с гигантским внутренним рынком нарастил свою долю в мировом кинематографе в четыре раза (с 5 до 20 %) за последние 10 лет. В меньшей степени американцев потеснили другие игроки (например, Япония, которая тоже расширила свое присутствие).

При этом на внутреннем рынке США ситуация не особо поменялась. Отечественное американское кино господствует там так же уверенно, как и в 2009 году. В классическом широком кинопрокате доля релизов иностранного кино мизерная – не больше 3 %. Сборы, как правило, и того меньше: например, в 2018-м они составили крохотные 0,2 % от национального бокс-офиса.


Если в США кто-то и чувствует себя неважно, так это географический Голливуд. Если точнее, Лос-Анджелес – центр американского производства фильмов, активность которого стремительно падает. Работу главного кинохаба Америки подкосили пандемия COVID-19, забастовки и природные катастрофы, в частности масштабные пожары. Вдобавок произошла типичная для бизнеса оптимизация процессов.

Снимать в Голливуде стало невыгодно из-за высоких цен и налоговых ставок. Поэтому компании начали вкладываться в альтернативные площадки внутри США, а также переносить производство за рубеж – в Индию, Мексику, Британию, Австралию, Канаду и другие страны. За последние 12 месяцев голливудские студии и стриминги потратили $16,6 млн на съемки внутри США. И свыше $24 млн – на производство за их пределами. Это-то и не понравилось Трампу.


ТАРИФЫ ПРОТИВ САМИХ СЕБЯ

Идея кинотарифов на бумаге максимально простая. Белый дом вводит пошлины в 100 % на все зарубежные фильмы. Это мотивирует студии локализовать производство внутри США. И – вуаля! – Голливуд снова великий.

На деле, конечно же, все не так просто. Начать хотя бы с того, что американский кинобизнес всегда был в той или иной степени заточен на интернациональное производство. В допандемийном 2019 году свыше 43 % голливудских фильмов, которые формально считались американскими, на самом деле снимались в нескольких странах. Чаще всего студии проводили как минимум один съемочный день в Британии или Канаде. Также они могли давать часть производства на аутсорс зарубежным коллективам. Если учитывать это, то можно утверждать, что в абсолютном большинстве американских проектов так или иначе найдется иностранный элемент.

Нетрудно догадаться, что введение пошлин окажет максимально пагубное влияние на столь интернационализированный бизнес. Хотя степень ущерба будет зависеть от финальных условий, на которых Трамп введет свои предполагаемые тарифы. Если они затронут только фильмы, снятые в других странах, тогда индустрия этого, скорее всего, даже не почувствует. А вот если они затронут абсолютно все международные проекты, тогда в Голливуде рискует произойти настоящий коллапс. Фактически для США это будет означать тарифы против самих себя.

Впрочем, пострадают не только Штаты. Кинопошлины рискуют быть болезненными для Индии. Голливудские студии часто поручают индийским коллективам делать анимацию и визуальные эффекты для картин. К тому же Болливуд относительно крупный импортер фильмов для США. Ежегодно индийские студии зарабатывают на американском рынке порядка $100-150 млн, или 30-40 % от международных сборов. В итоге Болливуд может потерять 15 % от своего общего дохода.


Второй жертвой трамповских тарифов станет Британия. В 2024 году 65 % британских киномощностей работали на американские проекты. Голливуд тоже активно вкладывался в местный кинобизнес – это партнерство во многом держит его на плаву. Британский кинематограф и так переживает не лучшие времена, а без американцев он и вовсе рискует схлопнуться.


НЕ ДРУЗЬЯ, А ВРАГИ

Практически невозможно представить, что президент США не в курсе всех этих последствий. Трамп – сам выходец из шоу-бизнеса и прекрасно знает, как там все устроено. До начала политической карьеры у него были тесные связи с голливудским бомондом. В 2007 году Трампу даже установили звезду на Аллее славы.

Впрочем, те времена далеко позади. Сегодня Трамп и Голливуд – это заклятые враги. Американские деятели искусств склонны продвигать леволиберальную повестку и работают в плотной связке с Демпартией США. Демократы охотно покупали медийные ресурсы голливудских звезд – во время выборов это выражалось в ритуалах публичной поддержки нужных им кандидатов. Те тоже не оставались в долгу и помогали политикам искать инвесторов для их предвыборных кампаний.

А вот Трампа творческий класс невзлюбил еще в 2016 году. С тех пор между ними вражда. Особенно острый накал она приобрела на президентских выборах 2024-го. Тогда Голливуд врубил на полную все свои пропагандистские мощности: режиссеры снимали антитрамповское кино, актеры агитировали в соцсетях, а «серые кардиналы» индустрии вроде актера Джорджа Клуни организовывали финансовую часть кампании сначала Джо Байдена, а затем и Камалы Харрис.

Ожидаемо, что, вернувшись в Белый дом, Трамп решил поставить всю голливудскую махину под контроль. В первые дни президенства он символически назначил актеров Сильвестра Сталлоне, Мела Гибсона и Джона Войта своими «спецпосланниками» в Голливуде. Затем началось реальное давление по линии Федеральной комиссии по связи (FCC) – после громких разбирательств с компанией Disney из-за пропаганды нетрадиционных ценностей киноделы стали более осторожно подходить к своим продуктам. Зеленый свет получили консервативные проекты, заточенные на религию и семью. А вот все «прогрессивное» положили в долгий ящик, опасаясь гнева Белого дома.

Впрочем, пока этого явно недостаточно. Несмотря на умеренное «правение», Голливуд остается одним из главных оплотов противников Трампа. Его деятели нещадно критикуют президента США. А некоторые принимают активное участие в антитрамповских протестах, например акциях No Kings. В этом смысле угрозы кинотарифов могут быть если не местью, то, по крайней мере, еще одним рычагом давления. И попыткой принудить бизнес к «отмене» неправильных, по мнению администрации США, деятелей.


Пока киноиндустрия активно сопротивляется давлению Трампа. Как пишет Reuters, на его сентябрьский призыв возвращать производство в США практически никто не ответил. Более того, угрозы тарифов стали воспринимать несерьезно. Впрочем, далеко не факт, что игнорирование Трампа сработает. В конце концов Голливуд может столкнуться с не самыми приятными для себя последствиями.
Виталий Рюмшин
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai
22.10.2025
Важное

Великобритания первой в Европе вводит лимит на владение стейблкоинами. Меры призваны снизить риски для банков, опасающихся оттока депозитов.

12.11.2025 09:00:00

Сенат одобрил соглашение о финансировании, которое положит конец самому продолжительному шатдауну в истории США.

11.11.2025 13:00:00
Другие Статьи

США начали подготовку к первому в своей истории Кубку мира по регби, который состоится в 2031 году.

Европа превращает церкви в бары, клубы и скалодромы. Но что на самом деле исчезает, когда у зданий остаётся форма, а не суть?

Европейские и латиноамериканские левые силы координируют свои действия на фоне глобальных политических сдвигов.  

Большие языковые модели несут в себе культурный код своих создателей, воспроизводя стереотипы и даже скрытые конфликты между цивилизациями.