УВЕЛИЧЕНИЕ ПОТОКА ТУРИСТОВ НА ЮЖНЫЙ ПОЛЮС МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО СБОРА И ЛИМИТОВ НА КОЛИЧЕСТВО ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Число туристов, стремящихся в Антарктиду, стремительно растёт. Если три десятилетия назад их было менее 8 тысяч в год, то в сезоне 2023–2024 на ледяной континент приехали почти 125 тысяч человек. И, судя по всему, эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе.
Однако бесконтрольный рост туризма в
Антарктиде угрожает самому её существованию как уникального природного региона. Это опасно и для туроператоров с туристами, и для
Антарктиды, и в конечном счёте для всей планеты.
В последние две недели в
Италии проходит встреча представителей стран, определяющих, какую деятельность можно и нельзя вести в
Антарктиде. Одной из ключевых тем стал туризм — для обсуждения его аспектов даже создали специальную рабочую группу.
Управлять потоком туристов в регионе, который не принадлежит ни одной стране, непросто. Как же не допустить, чтобы Антарктиду буквально «загубили от любви»? Возможно, ключ к решению лежит в экономике.
ТУРИЗМ БУДУЩЕГО
По самому осторожному прогнозу ученых из
Университета Тасмании, к сезону 2033–2034 годов число туристов может достичь 285 тысяч. В менее сдержанном сценарии — до 450 тысяч, но это с учетом так называемого «отложенного спроса», который накопился из-за пандемии
COVID, так что реальный показатель со временем может снизиться.
Большая часть туристов прибывает в регион
Антарктического полуострова на круизных лайнерах. Лишь небольшое количество путешественников добирается до моря
Росса и внутренних районов континента. Туризм в
Антарктиде регулируется системой международных соглашений, известной как
Договор об Антарктике, а также
Ассоциацией туроператоров Антарктики (IAATO).
Однако договорная система неповоротлива и подвержена геополитическим разногласиям, а у
IAATO нет полномочий ограничивать число туристов.
ДАВЛЕНИЕ НА ХРУПКИЙ КОНТИНЕНТ
Около двух третей туристов высаживаются непосредственно на континент. Это может нанести ущерб хрупкой экосистеме:
уплотнение почвы,
вытаптывание редкой растительности,
занос чужеродных микроорганизмов и растений,
нарушение колоний гнездящихся птиц и тюленей.
Даже если лайнеры не пришвартовываются, они могут вызывать загрязнение воздуха и воды, а также повреждать морское дно якорями.
Ещё одна серьёзная проблема — углеродный след. Один турист на круизном лайнере в Антарктиду оставляет после себя от 3,2 до 4,1 тонны CO₂ — и это без учёта перелёта до места отправления. Такой объём выбросов сопоставим с годовыми показателями.
Глобальное потепление, вызванное такими выбросами, уже вредит
Антарктиде: на полуострове отступают ледники, тают ледяные шельфы и сокращаются площади морского льда, что бьёт по флоре и фауне.
Конечно, вклад антарктического туризма в общемировые выбросы невелик. Но эта индустрия несёт моральную ответственность за сохранение региона, который её кормит. К тому же туризм может усиливать негативные эффекты изменения климата, подталкивая и без того уязвимую экосистему к точке невозврата.
Некоторые туроператоры уже переходят на гибридные суда, более экологичное топливо или компенсируют выбросы, предлагая «углеродно-нейтральные» поездки.
Ассоциация туроператоров Антарктики (IAATO) пообещала сократить выбросы парниковых газов вдвое к 2050 году — это движение в нужном направлении, но всё же далеко от цели полного обнуления выбросов, установленной
Международной морской организацией.
МОЖЕТ ЛИ ЭКОНОМИКА СПАСТИ АНТАРКТИДУ?
Во многих странах мира для защиты окружающей среды применяют рыночные инструменты: налоги, квоты, системы сертификации. Исследования показывают, что такие механизмы могли бы помочь и
Антарктиде избежать «овертуризма».
Один из вариантов — ввести туристический налог. Полученные от него средства можно было бы потратить на экологический мониторинг, соблюдение правил и научные исследования.
Подобный налог действует, например, в
Бутане: каждый турист платит 100 долларов в сутки. Но если он отпугнёт экономных туристов, то состоятельных вряд ли остановит.
Альтернативой может стать система квот и торговли ими. Например, на каждый туристический сезон выдается ограниченное количество «талонов» на посещение Антарктиды. Их можно распределять между странами или операторами по договорённости, через аукцион или лотерею. Неиспользованные разрешения можно будет продавать.
Подобные ограничения уже показали эффективность, например, на австралийском острове
Лорд-
Хау. Правда, там запрещена торговля неиспользованными квотами.
Любая система ограничений в
Антарктиде должна опираться на научные данные о том, сколько людей может выдержать экосистема. Однако точных данных пока недостаточно. Кроме того, распределение квот должно быть справедливым и учитывать интересы разных стран и компаний.
Можно проводить независимую сертификацию — ввести своего рода «знак качества» для туроператоров, действительно соблюдающих экологические стандарты. Однако такие меры должны сопровождаться строгим контролем, чтобы это не превратилось в имитацию бурной деятельности и «зелёный пиар».
С учётом сложной системы управления
Антарктидой наилучший выход — это комбинировать рыночные инструменты с другими формами регулирования.
Пока что участники антарктического договора приняли очень мало обязательных правил для туриндустрии. И хотя не все страны поддержат рыночные меры, бездействие — точно не выход.
MercoPress
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney