Минус меняется на плюс

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ АРКТИКУ С НЕОЖИДАННОЙ СТОРОНЫ, ПРЕВРАЩАЯ ЕЁ В ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕГИОН

Для медведей, как рыночных (так в финансовой сфере называют инвесторов, которые ожидают падения цен на активы), так и полярных, планета, лишившаяся своей ледяной шапки, – трагедия. Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем мир в целом, в результате чего площадь льда на Северном полюсе ежегодно сокращается на площадь размером с Австрию. С 1980-х годов объем льда уменьшился более чем на 70 %. День, когда в Арктике вообще не останется льда, может наступить еще до 2030 года.

Но одновременно с этим потепление в Арктике принесет и огромные дивиденды. Таяние льдов сократит расстояния для судоходства. Тающие ледники упростят добычу полезных ископаемых как раз в тот момент, когда мир больше всего нуждается в ресурсах, а в нетронутой Арктике их огромное количество. Потепление воды станет комфортной средой для множества видов рыб.

Потепление в Арктике

Потепление коренным образом изменит торговлю, энергетику и геополитику, и эта перспектива уже будоражит дипломатов и горнодобывающие компании. В декабре Китай установил мировой рекорд, представив грузовой корабль водоизмещением 58 000 тонн, предназначенный для работы в полярных условиях, а один политик в красной кепке вдруг заговорил о захвате Гренландии.

Но насколько велики возможности, настолько же и трудны препятствия. В прошлом месяце Норвегия поставила на паузу планы по глубоководной добыче полезных ископаемых; некоторые проекты свернула и Россия.

Так можно ли вообще получить этот приз? И если да, то когда?

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ


Уже сейчас одно из преимуществ заключается в увеличении уловов. В этой отрасли сегодня есть два негативных аспекта. Во-первых, некоторые виды рыб, такие как снежный краб и королевский лосось Аляски, страдают в более теплой и слегка закисленной воде. А во-вторых, международное соглашение ограничило рыбную ловлю в открытом море. Но оба они компенсируются последствиями потепления: виды рыб из южных и умеренных вод, включая атлантическую треску, перемещаются в более северные районы, такие как Баренцево и Берингово моря, где богатая питательными веществами вода способствует более быстрому росту популяций. И в то же время отступающий лед открывает новые, ранее недоступные для рыбной ловли участки и удлиняет рыболовные сезоны. Макрель появилась у берегов Гренландии только в 2011 году. К 2014 году эта жирная рыба составляла 23 % общего экспортного дохода острова.

Но даже это меркнет по сравнению с теми перспективами, которые открываются перед судоходством. Таяние льдов может открыть три пути. Первый, известный как Северный морской путь (СМП), огибает побережье России и соединяет Баренцево море с Беринговым проливом. Второй, получивший название Северо-Западного прохода (СЗП), проходит вдоль арктического побережья Северной Америки, от моря Бофорта до Баффинова залива. Последним идет Трансполярный морской путь (ТМП), который проходит через Северный полюс.

Все три варианта позволят сократить поездки между Азией, Северной Америкой и Европой, на которые приходится большая часть перевозок, а значит сэкономить на топливе и заработной плате. Благодаря новым путям можно избежать узких мест, таких как Панамский и Суэцкий каналы. Сейчас они перегружены, плата довольно высока, а в случае Суэцкого канала есть вопросы к безопасности маршрута.

Когда же перед судоходством откроются все пути? Все зависит от маршрута. Северо-Западный проход, пролегающий через Канадский Арктический архипелаг, состоит из узких извилистых каналов. Он тает медленнее, чем Северный морской путь. Хотя он простирается на 1500 км, там есть только один глубоководный порт и отсутствуют аварийные сооружения. К том уже Канада утверждает, что СЗП находится в ее водах, Америка и Европа же считают его международным проливом. Маршрут также мелководный, что ограничивает размер судов.

У Трансполярного морского пути нет таких проблем. Он пересекает центральную часть Северного Ледовитого океана, которая намного глубже и при этом не заходит в территориальные воды, что снижает градус политической напряженности. К тому же ТМП является кратчайшим маршрутом из Северной Атлантики в Тихий океан.


Сторонники проекта по развитию ТМП прогнозируют, что по нему между Северной Америкой и Азией ежегодно будут курсировать тысячи судов, останавливаясь по пути в голландской гавани Аляски. Но есть нюанс: когда лед сойдет, маршрут будет усеян айсбергами, что сделает его судоходным только для ледоколов. Так что этим «тысячам судов» придется подождать примерно до 2050 года.

Это делает Северный морской путь (СМП) наиболее перспективным вариантом. Маршрут был доступен для ледокольных судов летом почти каждый год, начиная с 2005-го. По некоторым участкам можно ходить вообще круглый год, хотя и в сопровождении ледоколов, что само по себе довольно дорого. Как бы то ни было, трафик растёт: если в 2016-м там прошли всего 19 судов, то в прошлом году – уже 92, и это рекорд. По мере таяния льдов СМП может стать привлекательным для двух типов перевозок. Первый – это транспортировка ресурсов с крайнего севера России. Страна давно стремилась обеспечить круглогодичный экспорт энергии, поставляя сжиженный природный газ в Европу зимой (для отопления) и в Азию летом (для охлаждения).

Этот маршрут также может привлечь часть грузопотока между Азией и Европой. Он вряд ли будет часто использоваться для контейнерных судов, которые, как правило, курсируют между портами в Персидском заливе или Юго-Восточной Азии, а не проходят весь маршрут между Европой и Азией, говорит Расмус Бертельсен из Арктического университета Норвегии. К тому же своевременной доставке товаров могут помешать бурные северные воды. Однако новый маршрут сократит расстояние между Роттердамом и Шанхаем на 5000 км, то есть на 25 %, и время в пути с 30 до 14 дней. Как следствие, даже несмотря на недостатки маршрута, объём торговли между Азией и ЕС может увеличиться на 6 %, считает Эдди Беккерс из Всемирной торговой организации.


БОГАТСТВО ЗЕМЛИ АРКТИЧЕСКОЙ


Последний приз, врученный миру за потепление Арктики, – полезные ископаемые, и раньше все бы очень обрадовались углеводородам. Считается, что в регионе сосредоточено 13 % неразведанных мировых запасов нефти и 30 % природного газа. Но сейчас ситуация иная – разрабатывать месторождения в Арктике будет невероятно дорого, и это в условиях, когда спрос на нефть падает, а дешевый природный газ в избытке добывается в Америке и Катаре.

Так что сегодня возлагается надежда на зеленые полезные ископаемые Арктики, доступ к которым человечеству тоже открыло глобальное потепление. К ним относятся кобальт, графит, литий и никель (важные компоненты аккумуляторов для электромобилей), цинк (используется в солнечных панелях и ветряных турбинах), медь (необходима для всех видов электрического оборудования) и редкоземельные элементы (имеют решающее значение для многих видов зеленой и военной техники). В цене такие важные металлы, как титан, вольфрам и ванадий, используемые для производства суперсплавов.

И лучше всех в ресурсном плане выглядит Гренландия. В закромах острова хранятся 43 из 50 полезных видов ископаемых, которые американское правительство считает критически важными. А объем известных редкоземельных элементов на острове составляет 42 миллиона тонн, что примерно в 120 раз больше, чем было добыто в 2023 году во всем мире.

Большинство месторождений полезных ископаемых Арктики не были детально нанесены на карту, отмечает Пер Калвиг, соавтор геологического обзора Гренландии. Поэтому, прежде чем там начнутся разработки, может пройти как минимум десятилетие.


Но Международное энергетическое агентство считает, что если страны и дальше будут выполнять обязательства по борьбе с изменением климата, мировой рынок таких полезных ископаемых к 2040 году удвоится. Западные страны сейчас стремятся открыть новые месторождения, чтобы обойти Китай, который пока доминирует в поставках.

Ускорить прогресс могли бы компании, использующие искусственный интеллект для анализа исторических и научных данных с целью выявления месторождений. Сегодня разрабатываются и ледостойкие буровые установки, автономные карьерные машины, беспилотные летательные аппараты-тяжеловесы и другие технологии, позволяющие противостоять условиям Арктики. Горнодобывающим компаниям нужно научиться извлекать и перерабатывать даже те металлы, содержание которых в руде крайне мало либо они находятся в составе других металлов. Семь из восьми стран, расположенных в Арктическом регионе, входят в состав НАТО. И если эти страны или их союзники решат ограничить участие Китая в каких-то будущих проектах, то им придется действовать так же, как действует сам Китай, используя схожие стратегии и подходы.


ХОЛОДНЫЙ КОМФОРТ


При освоении понадобится и много убедительной риторики для трех категорий людей: инвесторов, членов национальных правительств и местных жителей.

Хороший пример – Lumina Sustainable Materials, единственное разработанное месторождение в Гренландии. Компания была основана в 2013 году и получила лицензию на производство очищенной формы анортозита – светлого камня, используемого в производстве стекловолокна и красок. Однако оказалось, что деликатный материал слишком сложно транспортировать. К 2020 году предприятие практически ничего не экспортировало.

Только после строительства нового глубоководного порта и активной лоббистской деятельности со стороны нового руководства компании, которое теперь базировалось непосредственно в Гренландии, а не в Ванкувере, Lumina разрешили экспортировать камень в более грубом виде. Ожидается, что в 2025 году производство увеличится до 210 000 тонн (для сравнения: в 2019 году было всего 35 000 тонн), причем вся продукция будет отправляться на экспорт. А в общем месторождение содержит около 4 миллиардов тонн анортозита.

В недавней истории Арктика не раз привлекала внимание как стратегически важный регион, где размещались гарнизоны, шпионские устройства и ядерное оружие. Однако на пути её превращения в современный Эльдорадо стоят многочисленные препятствия. Привлечь необходимые инвестиции, передовые технологии и международное согласие для создания экономического бума гораздо сложнее и дольше, чем просто дождаться, пока растает лед. Конкуренция без сотрудничества тоже может замедлить прогресс. Но потенциальная награда уж больно хороша: если все сложится, то в ближайшие десятилетия Арктика, несомненно, станет как экономическим, так и геополитическим центром.
The Economist
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения popcornarts, Unsplash
07.02.2025
Важное

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00

Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?

27.03.2025 17:00:00
Другие Статьи

Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.

Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.