Коридор Индия - Саудовская Аравия - Европа: альянс против России или многополярный мир?

Коридор Индия - Саудовская Аравия - Европа: альянс против России или многополярный мир?
На просторах Евразии выстраивается новая геоэкономика. Главными драйверами трансформаций выступают Индия и Саудовская Аравия, сообщает «Вестник Кавказа». Кому нужен совместный проект, и смогут ли США использовать его против России и Китая?

Первой и, наверно, самой важной вехой в развитии нового инфраструктурного проекта между Азией и Европой стала договоренность на полях недавнего саммита G20 в Нью-Дели. Премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил о запуске экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа (India-Middle East-Europe Economic Corridor, IMEC). В проекте будут участвовать Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, ЕС, Франция, Италия, Германия и даже Соединенные Штаты. Инициатива предполагает соединение морских и железнодорожных путей Греции, Иордании, Саудовской Аравии, ОАЭ и Индии. По ним товары из Европы и Азии, а также промежуточных стран будут курсировать в двух направлениях.

Мегапроект Нью-Дели и Эр-Рияда


Первый шаг в реализации проекта сделан. ЕС, США, КСА и Индия подписали меморандум о взаимопонимании, текст которого обнародовал Белый дом. В соответствии с документом цель IMEC заключается в стимулировании экономического развития стран-участниц и расширение торговых связей, а также интеграции между ними. Проект предполагает создание двух коридоров: восточного, соединяющего Индию с Персидским заливом, и северного, связывающего страны Залива с Европой. Проект позволит беспрепятственно транспортировать товары и услуги между Израилем, Иорданией, КСА, ОАЭ, Индией и Европой, создаст новые рабочие места, снизит затраты, повысит интеграцию стран и уменьшит выбросы парниковых газов.


Не прошло и недели после анонсирования мега-проекта, как основные страны-участники начали его реализовывать. В частности, Саудовская Аравия и Индия планируют провести совместный инвестиционный форум. На этой неделе наследный принц КСА Мухаммед бен Салман отправится с визитом в Индию. Основная тема форума - кооперация в химической промышленности и энергетике, а также технический прогресс. Еще до визита бен Салмана и форума в Индии стартовали бизнес-встречи.


Индия и Саудовская Аравия могут рассмотреть возможность удвоения двусторонней торговли до $100 млрд в ближайшие годы с нынешних $52 млрд, одновременно сделав товарооборот более сбалансированным, сказал в понедельник министр торговли и промышленности Индии Пиюш Гоял. Он предложил саудовцам открыть офис своего суверенного фонда благосостояния в городе Гуджарат. Промышленная палата Индии (Ficci), в свою очередь, может открыть офис в Эр-Рияде для содействия инвестициям.


Цели коридора IMEC

Президент Российской ближневосточной ассоциации (РБА), преподаватель РАНХиГС, МГИМО и ВШЭ Мурад Садыгзаде уверен, что Саудовской Аравии крайне выгоден экономический коридор с Востоком и Западом. «Саудовской Аравии необходимо диверсифицировать свою экономику. В рамках "Видение 2030" заявлено и о реализации инфраструктурных проектов внутри страны, и о содействии региональному развитию. Для КСА проект экономически прибыльный. Во вторую очередь это продолжение балансирования между США и другими региональными центрами в лице Китая и РФ», - рассказал он в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа».


Помимо экономического потенциала, у проекта есть и геополитическая обусловленность. Индия как растущая экономическая держава хочет выстроить свой проект в Евразии в противовес «Новому шелковому пути» Китая. Саудовская Аравия пытается играть роль транзитера в противовес Турции и привлечь инвесторов со всего мира, что послужит драйвером для собственного развития. В этот паззл удачно вписывается нормализация отношений стран Персидского залива и Израиля. Недавно израильская делегация впервые посетила Саудовскую Аравию. Поводом стала встреча ЮНЕСКО, но, учитывая отсутствие официального признания Израиля саудитами из-за Палестины, это серьезный шаг в нормализации отношений.


«Эта инициатива должна еще больше сблизить Саудовскую Аравию и Израиль, так как вторичными участниками проекта являются еще Иордания и Израиль. Когда они туда войдут, это будет еще одним шагом к сближению и нормализации», - подметил Садыгзаде.


США и IMEC


По мнению востоковеда, если при руководстве Дональда Трампа в вопросе нормализации между арабами и евреями США ставили на территориальные уступки, то нынешнее руководство в Белом доме добивается того же через экономику.


Учитывая географическое отдаление США, их интерес больше в геополитике, чем в экономике. Удастся ли США использовать проект для сдерживания России, Китая и Турции? Отчасти американцам удалось внести разлад в контакты Индии и Китая. Индийский министр железных дорог Ашвини Вайшнав открыто заявил, что данный коридор будет рентабельнее китайского «Один пояс - один путь». Поседений он назвал «долговой ловушкой» для стран-участниц. По оценкам Вайшнава, благодаря IMEC торговля между Индией и Европой вырастет на 40%.


Мнения Китая, России и Турции


Китай пока сдержанно реагирует на новые инициативы у себя под боком. Хотя эксперты из Поднебесной не скрывают свое недоверие к индийскому проекту. Он, по их словам, не скоро реализуется и окажется нерентабельным из-за того, что товары и сырье постоянно придется перегружать с кораблей на железные дороги и наоборот. Отчасти они правы, ведь коридор имеет целых два водных участка - Аравийское и Средиземное моря.


Садыгзаде согласен с китайскими коллегами в том, что реализовать проект будет нелегко. «В течение 60 ближайших дней в соответствии с меморандумом должны быть разработаны проектные планы, дорожные карты по реализации. Они должны исследовать и проанализировать, куда и сколько инвестиций нужно. По первичным данным, только Мухаммед бен Салман заявил, что нужно $20 млрд. Но и $20 млрд для такого проекта – это очень мало», - предупредил он.


Другая проблема - нестабильность в регионе. Несмотря на начавшуюся нормализацию между Саудовской Аравией и Ираном, отношения далеки от идеала. Израиль граничит с Палестиной и Сирией, где также идут постоянные столкновения и теракты. «В целом, проект видится как некоторый укол со стороны США в адрес Китая и давление на китайскую инициативу транспортных коммуникаций "Один пояс - один путь". Но в то же время проект интересен всем участникам этого коридора», - добавил президент РБА.


Судя по реакции Кремля, инициатива России угрозу не представляет. Выступая на пленарном заседании в рамках ВЭФ, Путин сказал следующее: «Я считаю, что это нам на пользу, нам это будет только помогать развивать логистику… Правда, американцы впрыгнули в этот поезд в последний момент, но для них я вообще не вижу большого смысла в этом проекте находиться… Между тем, дополнительное движение товаров по этому коридору - это, по сути, дополнение к нашему проекту "Север-Юг". Мы здесь ничего не видим, что могло нам как-то помешать».


Действительно, Индия уже вписалась в проект «Север-Юг». С остальными странами проекта у России и Китая партнерские связи. Саудовская Аравия и ОАЭ недавно вошли в финансово-экономический клуб БРИКС, где состоят КНР и Россия. Что касается Турции, то ее президент менее сдержан, чем китайские и российские лидеры. Реджеп Тайип Эрдоган дал понять, что «без Турции нет коридора». «Турция является важной производственной и торговой базой. Наиболее удобная линия для движения с востока на запад должна проходить через Турцию», - добавил Эрдоган.


Какова будет судьба проекта Индия-Ближний Восток-Европа, узнаем еще не скоро. Очевидно, что при немалом финансово-экономическом интересе стран региона США будут пытаться эксплуатировать проект в своих интересах. Однако мир стал многополярным и одной инициативой подмять под себя Евразию невозможно. Страны диверсифицируют свои связи и в нестабильном мире стремятся зарабатывать деньги везде, где это возможно.




14.09.2023
Важное

В пещере Кова Донес неподалёку от Валенсии (Испания) найден крупный памятник наскальной живописи. Возраст рисунков – около 24 тысяч лет.

19.09.2023 18:03:00

В одном из парков Пекина дизайнеры оборудовали модную чайную. Чайные церемонии здесь проходят в лучших традициях Дао.

19.09.2023 17:17:00

Фрагмент романа ирландского писателя Александра Дэшли.

20.09.2023 09:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.