Дж. Ф. Кеннеди и Л. Джонсон. Развитие социального либерализма (1960-е годы)

Риторика лидера Демократической партии Дж. Ф. Кеннеди, ставшего президентом США в результате выборов 1960 г., заключала вызов политике и идеологии СССР. Н. Хрущев утверждал, что Советский Союз «догонит и перегонит США», поддержит национально-освободительные движения. Кеннеди, вступая в должность, указывал, что магистральная линия мировой истории – борьба между американской и коммунистической революциями и что он приложит усилия для победы своей страны. Было предложено обновление как внутренней, так и внешней политики, получившее выражение в обозначении Дж. Ф. Кеннеди своего курса – «Новые рубежи».

Государство в период Кеннеди–Джонсона играло в социально-экономическом развитии возраставшую роль. Правительство резко увеличило социальные расходы, что помимо смягчения социальных пороков способствовало повышению покупательной способности населения. Но наряду с резким ростом социальных расходов стремительно выросли и военные расходы. Увеличение трат на войну во Вьетнаме стало причиной того, что в 1968 г. бюджетный дефицит достиг рекордной за послевоенный период отметки в 25 млрд долл. Кеннеди и сменивший его на посту президента Л. Джонсон пытались разрешить при помощи социальных реформ внутренние коллизии и вместе с тем проводить гегемонистскую внешнюю политику, используя как «мягкую», так и «жесткую» силу.

05_BOOK_03_cn+++++++++++.jpg

Вступая в должность, Дж. Ф. Кеннеди подверг внутреннюю политику предшественника-республиканца острой критике. На правительство Д. Эйзенхауэра была возложена ответственность за допущение экономической рецессии 1960–1961 гг. В сравнении с предшествующим финансовым годом рост ВВП сократился с 7,4 до 2,3 %. Причину Кеннеди видел в том, что правительство республиканцев не предприняло необходимых антициклических мер. Экономическая рецессия неожиданно окончилась в середине февраля 1961 г. Это не охладило реформаторских порывов Дж. Ф. Кеннеди. Он и его «мозговой трест» внесли нововведения в экономическую политику, практиковавшуюся Ф. Д. Рузвельтом. Антициклическая политика Рузвельта, рассчитанная на лечение экономических кризисов, уступала место стратегии стимулирования экономического роста, которая означала, что государство занимает в экономическом развитии нации постоянное место, а не только в связи с экономическими спадами. Эта стратегия включала непривычные идеи, а одна из радикальных среди них заключалась в том, что государственное дефицитное финансирование экономической политики приобретает постоянный характер и снимается табу с роста государственного долга. Кеннеди обосновывал снижение налогов, доказывая, что широкие налоговые сокращения в условиях экономического роста не приведут к инфляции и безработице, поскольку освобождаемые от налогов средства бизнеса пойдут на инвестиции, расширение производства, что повлечет как снижение цен, так и создание новых рабочих мест.

Закон 1962 г. ввел 7 % налоговую скидку на инвестиции в новое оборудование, строительство промышленных предприятий. Он стимулировал сокращение сроков амортизации основного капитала и оказал воздействие на технологическое перевооружение. Закон 1964 г. сократил ставки подоходного налога. Максимальный налог был снижен до 65 %. Им облагались годовые доходы в 400 тыс. долл. и выше. Минимальный налог снижался с 20 до 14 %. Им облагались годовые доходы в 4 тыс. долл. и ниже. Общая сумма налоговых сокращений составила 13,6 млрд долл. в год, что не повлияло на рост бюджетного дефицита, подтверждая прогноз о позитивном воздействии налоговых сокращений на рост производства, рабочих мест и налогооблагаемой базы.

В 1962 г. для предпринимателей и профсоюзов были предложены ориентиры, ставившие рост цен и заработной платы в зависимость от роста производительности труда. Одна из ведущих сталелитейных компаний, «Юнайтед Стейтс Стил», в апреле 1962 г. объявила о новом повышении цен, несмотря на то что в течение предшествующих 10 лет рост цен на сталь в три раза обгонял рост цен в других отраслях, а зарплата сталелитейщиков увеличивалась быстрее производительности труда. Кеннеди, возмущенный действиями руководства этой корпорации, предпринял энергичные контрмеры. Министерство юстиции начало антимонопольное расследование деятельности «Юнайтед Стейтс Стил», а министр обороны объявил, что его министерство заключит контракты только с теми сталелитейными компаниями, которые откажутся от повышения цен на сталь. Президент США привлек на свою сторону общественность страны. Ему понадобилось трое суток, чтобы принудить «Юнайтед Стейтс Стил» к капитуляции.

Правительство поспособствовало резкому увеличению государственных расходов на научно-исследовательские работы. Закон 1962 г. о профессиональном обучении и повышении квалификации рабочей силы, как и дополнившие его законы 1965 г., принятые уже после гибели Дж. Ф. Кеннеди, о начальном, среднем и высшем образовании обеспечили обильные финансовые вливания государства в подготовку кадров.

В 1960-е гг. реальный ВВП в США вырос на одну треть, его ежегодное увеличение превысило 4 %. Была обеспечена высокая занятость. Среднегодовая инфляция равнялась 2,8 %. Успешно развивались многие отрасли, а опережающими темпами это происходило в тех отраслях, которые основывались на новых технологиях. Синтетические материалы вытесняли в обрабатывающей промышленности металлы, дерево, другое традиционное сырье. Удешевление сырья, топлива, энергии, стандартизация промышленной продукции вели к снижению цен на товары массового спроса.

Вице-президент США Л. Джонсон, занявший президентский пост после убийства Кеннеди в ноябре 1963 г. и добившийся собственного избрания на эту должность в ноябре 1964 г., продолжил курс предшественника, предложив новые реформы в социальной сфере. Джонсон обозначил их как программы «Великого общества» и «Борьбы с бедностью».

Реформы президентов от Демократической партии стимулировались социальными конфликтами, которые в сравнении с 1950-ми гг. серьезно обострились. Это были социальные коллизии, движущей силой которых выступали студенчество и в целом молодежь, чернокожие американцы, женщины.

В американском профсоюзном движении господствовал консерватизм, в связи с чем американские леворадикальные исследователи заявляли об «обуржуазивании» рабочего класса и исчерпанности его революционного потенциала. АФТ–КПП подчинялся установкам профбоссов во главе с Дж. Мини, остававшимся президентом федерации на протяжении четверти века с 1955 по 1979 г. В 1960-е гг. федерация была безучастна к массовым движениям за гражданские права чернокожих и равноправие женщин, не сыграла роли в борьбе за демократизацию социальных и политических законов.

Социально-протестный вакуум заполнялся новыми социальными движениями и организациями. В 1960-е – начале 1970-х гг. влиятельным стало движение новых левых. Его лидеры подчеркивали идеологическое отличие от предшествующей левой традиции (старых левых), главными выразителями которой являлись коммунисты. Движущей силой левых 1930-х гг. были низкооплачиваемые рабочие, а в 1960-е гг. новые левые опирались на студенчество, по преимуществу выходцев из благополучных семей.

Новые левые были представлены разными объединениями, наиболее влиятельным среди них являлось движение «Студенты за демократическое общество» (СДО). Оно возникло в 1960 г., в 1962 г. провело первый конвент в г. Порт-Гуроне (штат Мичиган). В 1963 г. на новом конвенте был принят развернутый документ под названием «Америка и новая эра». Идеология старых левых отвергалась по той причине, что она связывалась с тоталитарно-бюрократическим советским социализмом. Старым левым закрыли доступ во многие молодежные объединения, в том числе в СДО. Другим противником объявлялся современный американский либерализм. Новые левые не считали либералов большими апологетами капитализма, нежели консерваторов, но видели в современном либерализме большую идеологическую опасность по той причине, что он вооружился привлекательными в глазах масс программами «Новые рубежи» Дж. Ф. Кеннеди и «Борьба с бедностью» Л. Джонсона. Современному американскому либерализму было дано определение «корпоративного либерализма», обслуживающего интересы корпораций, а не народа. Либерализм объявлялся в условиях США врагом номер один, ибо именно он, по заключению новых левых, маскировал отчуждение власти от народа. Новые левые предпочитали мирные способы достижения поставленных целей, в их среде пользовалась популярностью идея «революции посредством сознания».

Одной из массовых форм протеста против конформистского общества стала молодежная контркультура, широко распространившаяся с середины 1960-х г., которая наполнилась девиантным, по традиционным меркам, способом существования и поведения индивидов. Длинные нечесаные волосы, употребление наркотиков, свободная любовь, увлечение мистическими восточными культами, поглощенность рок-музыкой, противопоставление языковым нормам ненормативной лексики, вызывающее пренебрежение традиционными нормами поведения – эти проявления молодежной контркультуры в наибольшей степени шокировали взрослую Америку. Массовые фестивали свободной любви, марихуаны, рок-музыки привлекали десятки и сотни тысяч молодых людей. Вудстокский фестиваль, состоявшийся в августе 1969 г. под Нью-Йорком и собравший 450 тыс. молодых людей, стал рекордом массового контркультурного действа.

Наряду с протестным движением белой молодежи набрало силу движение чернокожих американцев, значительно окрепшее в сравнении с 1950-ми гг. Оно все более тесно взаимодействовало с белой молодежью, как и в целом с той частью белой Америки, которая порывала с расовыми предубеждениями. В 1961 г. СККНД, ЮКХЛ, НАСПЦН и Конгресс за расовое равенство (КРР) организовали в южных штатах «рейды свободы», участники которых активно содействовали ликвидации расовой сегрегации в местах общественного пользования. «Рейды свободы» захлебнулись, натолкнувшись на жесткое сопротивление расистских властей Юга, но в том же 1961 г. участники движения заручились поддержкой федерального правительства, во главе которого стоял лидер Демократической партии Дж. Ф. Кеннеди. В сентябре 1962 г., когда чернокожий студент Дж. Мередит попытался войти в здание Университета штата Миссисипи (г. Оксфорд), а путь ему преградили расисты, поощряемые губернатором штата, президент США отдал приказ федеральным войскам защитить конституционные права Мередита. Расистский бойкот был подавлен, право Мередита на посещение университета восстановлено.

В августе 1963 г. М. Л. Кинг организовал поход 250 тыс. защитников гражданских прав (200 тыс. чернокожих, 50 тыс. белых) в американскую столицу – г. Вашингтон. Марш остановился у мемориала Линкольна, после чего на организованном митинге Кинг произнес речь «Есть у меня мечта». Эта речь в пользу наделения всех американцев, независимо от цвета кожи, равными правами «на жизнь, свободу, стремление к счастью», получила широкий резонанс, нашла отклик в федеральном правительстве, глава которого, Дж. Ф. Кеннеди, дал поручение о безотлагательной подготовке необходимых законодательных инициатив по расширению гражданских и политических прав чернокожих.

Бунты стали питательной почвой появления радикальной идеологии движения чернокожих, отвергшей принципы ненасильственных действий и интеграции чернокожих и белых в единую нацию, с которыми выступал М. Л. Кинг. Первым радикальную доктрину выдвинул Малколм Литтл, священник из нью-йоркского Гарлема, получивший широкую известность под именем Малколм Икс (Malcolm X). В 1964 г. он заявил, что этап «ненасильственного сопротивления себя исчерпал» и что «революции побеждают на крови».

В том же году он совершил паломничество в Мекку и основал организацию Афроамериканского единства на мусульманской религиозной основе. В течение года его движение набирало силу, но в 1965 г. прервалось после его убийства. Одним из влиятельных последователей Малколма Икса выступил лидер СККНД С. Кармайкл. В 1966 г. по его инициативе из организации были исключены белые участники, и она взяла на вооружение лозунг «Власть черным». Кармайкл и его сторонники исходили из убеждения о несовместимости черной и белой рас в Америке. Радикализм афроамериканцев (так стали называть чернокожих американцев, а слово «негры» было предано остракизму) получил развитие в движении «Черные пантеры». Капитализм объявлялся главным источником унижения и эксплуатации черной расы.

В 1960-е гг. на авансцену протестных движений выступили американские женщины. В середине этого десятилетия ведущую позицию заняла Национальная организация женщин (НОЖ). Ее оформление было стимулировано законом о гражданских правах 1964 г. Предназначенный разработчиками для отмены режима сегрегации в отношении чернокожих, этот закон в конечном варианте включил положение о запрете дискриминации при найме на работу и оплате труда не только по расовому, но и по половому признаку. НОЖ была создана в 1966 г. двадцатью шестью активистками во главе с Бетти Фриден, автором феминистского бестселлера «Мистифицированная женщина», который служил настольной книгой для поборников женского равноправия. Идеи книги, доказывавшей, что общество в США заключило женщин в «комфортабельный концентрационный лагерь», вдохновляли авторов программного документа НОЖ. Он настаивал на необходимости «подлинного равенства полов в мировой революции за утверждение гражданских прав». Женщина должна была занять абсолютно равное положение с мужчинами во всех сферах общества от производства до политики. Женщина и мужчина должны были быть уравнены в брачных правах. НОЖ, в отличие от поборников контркультуры, не отрицала института брака, но требовала его радикальной реорганизации. Одно из важнейших требований заключалось в том, чтобы обязанности по уходу за детьми, ведению домашнего хозяйства, возлагавшиеся прежде на женщин, были в равной степени распределены между мужем и женой. Отделения НОЖ, созданные во многих штатах, направляли в местные суды иски против работодателей, нарушавших закон о равных гражданских правах, лоббировали законодательные органы предложениями по его конкретизации и широкому толкованию прав женщин, стимулировали активные пропагандистские акции в средствах массовой информации. Обыденными становились митинги и марши в поддержку женского равноправия.

В радикальной феминистской идеологии зазвучали острые обличения мужского шовинизма, а сильный пол был заклеймен как «класс угнетателей». Радикальные феминистки нацеливались на искоренение «сексуального рабства». Центральное место в их деятельности заняла организация женских кружков, в основном в студенческой среде, в которых изучалась «антисексистская» литература и формировалось новое феминистское сознание. Широкую огласку получил проведенный радикальными феминистками в 1968 г. «конкурс красоты», на котором короной «Мисс Америка» была увенчана овца. В женском движении возобладала либеральная стратегия НОЖ. С конца 1960-х гг. ее поборницы сосредоточились на борьбе за дополнение федеральной Конституции поправкой о женском равноправии. Отношение Республиканской и Демократической партий к протестным движениям различалось. Республиканцы выступали против расширения социального законодательства, прав чернокожих и женщин. В 1964 г. кандидатом в президенты США от Республиканской партии был выдвинут Барри Голдуотер, лидер праворадикальной фракции. За него проголосовали 38,8 % избирателей, а за победителя, выдвиженца от Демократической партии Л. Джонсона – 61 %. В 1968 г. представитель правых радикалов Дж. Уоллес, как и Голдуотер, осуждавший уступки чернокожим и женщинам, расширение социального законодательства и компромиссы с СССР, баллотировался от созданной им Американской независимой партии. Он набрал около 10 млн голосов, т. е. в три раза меньше, чем победитель Р. Никсон.

В отличие от республиканцев Демократическая партия предприняла попытки включения в свою социальную базу массовых движений протеста. В 1968 г. успешно начал избирательную кампанию Р. Кеннеди, брат Дж. Ф. Кеннеди. Но 5 июня 1968 г. в ходе участия в первичных выборах в Калифорнии Р. Кеннеди был смертельно ранен. На рубеже 1960–1970-х гг. на ведущую позицию в Демократической партии вышло леволиберальное крыло. В 1972 г. оно добилось выдвижения кандидатом в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна и принятия партией радикальной программы. Необычным был состав Национального съезда партии. Чернокожие американцы составляли 15 % участников, женщины – 38 %, молодежь до 30 лет – 21 %, делегаты, избранные впервые, – 86 %. В 1968 г. соответствующие этим категориям проценты составляли 5,5; 13; 4; 55. В 1974 г. после спада протестных движений на чрезвычайном съезде Демократической партии левый перекос был устранен.

Но и в 1960-е гг. руководство Демократической партии во главе с президентами Дж. Ф. Кеннеди и Л. Джонсоном предприняло усилия для смягчения социальных коллизий. Основная часть социальных реформ была проведена уже после убийства Дж. Ф. Кеннеди при президенте Л. Джонсоне, который даже провозглашал себя большим либералом, чем его предшественник. В январе 1964 г. вступила в силу 24-я поправка к федеральной Конституции, отменявшая избирательный налог, который служил одним из главных препятствий для участия чернокожих южных штатов в выборах. Закон о гражданских правах, одобренный Конгрессом США 2 июля 1964 г., запретил расовую дискриминацию во всех местах общественного пользования, включая школы, больницы, транспорт, а также при приеме на работу. Запрет сегрегации и дискриминации сопровождался созданием нескольких федеральных комиссий, призванных следить за соблюдением закона на практике. В августе 1965 г. Конгресс США одобрил закон об избирательном праве, отменивший ценз грамотности, второе главное препятствие для участия чернокожих Юга США в выборах.

В 1965 г. был одобрен либеральный иммиграционный закон, одним из следствий которого явилось сокращение иммиграции из Европы. В 1955–1964 гг. приезжие из Европы составляли 50 % всех иммигрантов, а к концу столетия их численность сократилась до 9 %. Количество иммигрантов из Азии во второй половине ХХ в. увеличилось с 7,7 до 37,6 %. Резко возросла иммиграция из Латинской Америки, в первую очередь из Мексики.

Во второй половине 1960-х гг. оформились два главных компонента американского социального государства – социальное страхование, охватывающее всех граждан США, и социальное вспомоществование, предназначенное для обездоленных слоев.

Одной из программ социального вспомоществования стала «Медикейд», одобренная в 1965 г. и предусматривавшая государственную медицинскую помощь малоимущим гражданам. Финансирование этой наиболее крупной программы для бедных в последующем выросло многократно.

Важным нововведением стала программа продовольственной помощи, в первую очередь продовольственными талонами, нуждающимся американцам. Число получателей продовольственных талонов росло до 1980 г., достигнув тогда 21 млн человек, затем стало снижаться. Программа денежной помощи нуждающимся категориям: матерям-одиночкам, многодетным семьям, индейцам и ряду других, – принятая в 1960-е гг., в последующие четыре десятилетия распространилась на 13 млн человек. Еще одной важной программой стала помощь в оплате жилья. К концу XX в. расходы государства на социальное вспомоществование достигли около 437 млрд долл. в год.

Одним из бенефициариев социальных нововведений 1960-х гг. стали американские пенсионеры. Особое значение для них имела федеральная программа «Медикэр», одобренная в 1965 г. Программа покрывала за счет государства до 50 % расходов пенсионеров на медицинское обслуживание. Число получателей государственных пенсий увеличилось с 3,5 млн до 47 млн человек к концу ХХ в. (из них около 35 млн составляли пенсионеры по возрасту). Многократно выросли размеры пенсий.

Законами 1965 и 1967 гг. осуществилась радикальная поддержка федеральным правительством высшего образования. Финансовые вливания предназначались для ссуд студентам, помощи университетам и колледжам, развития вечернего и заочного обучения.

В 1968 г. был одобрен «Индейский закон о гражданских правах». До 1960-х гг. власти США придерживались в отношении коренных народов политики ассимиляции. Автономия индейских племен уменьшалась, количество резерваций сокращалось, индейцы во все большем количестве переселялись в города. Общая численность индейского населения сокращалась, снизившись к 1960 гг. до 400 тыс. человек. Доходы были самыми низкими среди американских этносов. Средняя продолжительность жизни краснокожих была на 20 лет ниже, чем в среднем у граждан США. Безработица среди индейцев не опускалась ниже 50 %.

Начиная с 1960-х гг. коренные народы стали вовлекаться в движение за гражданские права. В 1961 г. представители 67 индейских племен одобрили на съезде в Чикаго декларацию, обосновывавшую «право выбрать собственный образ жизни». Было создано несколько индейских организаций, поставивших целью борьбу за воплощение этого права в жизнь. Упомянутый выше «Индейский закон о гражданских правах» 1968 г. гарантировал индейцам сохранение собственного жизненного уклада. Были приняты решения о строительстве для них промышленных предприятий, школ, больниц. В последующие десятилетия в жизни индейских племен наблюдались позитивные изменения. Смертность, особенно детская, сократилась, продолжительность жизни увеличилась. К началу XXI в. численность коренных народов достигла 2 млн человек.

Либеральная внутренняя политика Демократической партии явилась важной причиной затухания движений социального протеста.

Новое левое движение, окрасившее собою целое десятилетие, получившее название «бурные 60-е», ненамного их пережило. Прагматичный подход использовался верхним классом в отношении контркультуры.

Она была превращена в составную часть массовой культуры «общества потребления».

К началу 1970-х гг. угасло радикальное движение чернокожих. Их радикализм стал неприемлем для большинства американцев, как консерваторов, так и либералов. В интересах афроамериканцев властью начали применяться программы позитивных действий (affirmative actions), одобренные впервые во второй половине 1960-х гг. Согласно им, при поступлении на работу, в учебные заведения, конкурсном замещении различных вакансий афроамериканцам выделялись квоты, соответствовавшие их удельному весу в американском населении. Это трактовалось как компенсация за века дискриминации чернокожих белой расой.

Под влиянием афроамериканцев оформлялся мультикультурализм. Он проповедовал, что все расовые и этнические культуры равны, и ни одна из них не может ставиться и цениться выше других. Многие политики и идеологи в Соединенных Штатах преподносили идеологию мультикультурализма как альтернативу американской национальной доктрине «плавильного котла», согласно которой все иммигрантские группы, прибывающие в США, переплавляются в единую американскую нацию.

Воплотились в жизнь важные установки женского движения. Феминистское движение противостояло консервативным кругам, настаивавшим на запрещении в США абортов. В 1973 г. его позицию поддержал Верховный суд страны. В 1977 г. правовое обоснование пресечения «сексуальных домогательств» было дано Верховным судом США.

Во внешней политике и Дж. Ф. Кеннеди и Л. Джонсон придерживались цели распространения американской модели в мире, и, как заявил первый в своей инаугурационной речи 1961 г., США заплатят «любую цену» за победу над антидемократическими силами. Вместе с тем он протягивал противникам оливковую ветвь:

«<…> к тем странам, которые пожелают стать нашим противником, мы обращаемся не с обещанием, а с предложением: обеим сторонам следует заново начать поиски мира, прежде чем темные разрушительные силы, высвобожденные наукой, поглотят человечество в намеренном или случайном самоуничтожении».

Первой доктриной новой стратегии холодной войны, предложенной командой Дж. Ф. Кеннеди, было «гибкое реагирование». Оно переносило тяжесть противостояния с использования ядерного арсенала и тотальной войны на локальные конфликты, борьбу за сферы влияния и обычные виды вооружений. К «жесткой силе» добавлялась «мягкая сила». Кеннеди создал государственный институт мягкой силы президентским указом в марте 1961 г. Образовывался Корпус мира, в который вовлеклись десятки тысяч людей. Они готовы были ехать в Африку, Латинскую Америку, Азию, чтобы там обучать, помогать осваивать современные профессии, оказывать материальную поддержку местным жителям.

Правительство США возобновило дипломатический диалог с СССР. Но обе стороны не отказывались от возможности «поиграть мускулами». Во время первой встречи между Н. Хрущевым и Дж. Ф. Кеннеди в Вене в июне 1961 г. острые дискуссии вызвал вопрос о статусе Западного Берлина. Советский лидер угрожал отказом признавать права США и его союзников в Западном Берлине, если не будет одобрена позиция СССР по германской проблеме в целом. Кеннеди заявил о готовности Соединенных Штатов в этом случае использовать силу. В ответ Советский Союз и Германская Демократическая Республика ночью 13 августа 1961 г. воздвигли между Восточным и Западным Берлином стену, перекрыв восточным немцам возможность бегства на Запад.

В конце 1960 г. во время сессии ГА ООН по деколонизации Н. Хрущев заявил о готовности СССР защитить свободу Кубы в случае американской агрессии. В восприятии США это было посягательство на принцип «Америка для американцев». В апреле 1961 г. подготовленные американскими спецслужбами боевые отряды кубинских эмигрантов из штата Флорида совершили попытку высадиться на Кубе в заливе Кочинос («Свиней») и свергнуть революционера Ф. Кастро. Интервенция была подавлена. Кастро, объявив себя марксистом и коммунистом, обратился к СССР с просьбой о военной защите.

Соглашение между Москвой и Гаваной было достигнуто, и в 1962 г. СССР стал тайно размещать на Кубе ракеты с ядерными боеголовками. Правительство США, узнав об этом, потребовало в ультимативной форме вывести с острова ракеты и советские воинские соединения. Дж. Ф. Кеннеди и Н. Хрущев вступили в жесткий диалог, в котором использовались разнообразные аргументы. Хрущев доказывал, что кубинцы добровольно сделали выбор в пользу коммунизма, Кеннеди утверждал, что «неизбежность коммунистической революции» – это марксистский и советский миф. Хрущев указывал, что американские ракеты, размещенные в Турции, находятся так же близко от СССР, как советские ракеты, размещенные на Кубе, от США. Соединенные Штаты, со своей стороны, руководствовались непреходящим значением доктрины Монро и неприемлемостью кубинского прецедента для народов Латинской Америки.

В пиковой фазе Кубинского кризиса 22–28 октября 1962 г. США неоднократно выказывали намерение в случае непримиримой позиции Москвы разрешить конфликт силой. В обращении к нации 22 октября Дж. Ф. Кеннеди сравнивал действия СССР с «агрессивным поведением» Германии 1930-х гг. и доказывал, что стратегия «умиротворения», использовавшаяся тогда западными демократиями, абсолютно неприемлема. Президент США указывал, что для пресечения советского проникновения на Американский континент он мобилизовал все возможные военные средства, и заключал: «Цена свободы была высока всегда, и американцы всегда платили ее. Другой путь – сдача или подчинение – исключен». Решение о компромиссе с СССР было достигнуто 26 октября. Хрущев в послании Кеннеди доказывал абсолютную неприемлемость для СССР ядерной войны: «Мы нормальные люди… Только лунатики и самоубийцы, готовые уничтожить мир, прежде чем погибнуть самим, способны на такое. Но мы, безусловно, хотим жить и вовсе не хотим разрушить вашу страну».

Главным условием компромисса стало удаление советских ракет с территории Кубы, а американских – с территории Турции. Осмысливая итоги Карибского кризиса, Кеннеди в выступлении в Американском университете (г. Вашингтон) 10 июня 1963 г. заявил, что «ядерные державы должны избегать конфронтации, которая ставит противника перед выбором между унизительным поражением или ядерной войной». Стали вырабатываться условия и правила такой конфронтации. Первое правило – отказ от концепции первого («превентивного») ядерного удара. Другое правило – отказ от попыток изменить силой внутреннее устройство противника, как и покушаться на его «сферу влияния». Еще одно правило – поддержание определенного баланса ядерных сил – «равновесие страха».

Восьмого августа 1963 г. тремя ядерными державами – СССР, США и Великобританией – был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Вторым соглашением стал Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный теми же державами летом 1968 г. Катастрофический ядерный конфликт между США и СССР исключался. Тяжесть конфронтации была перенесена в «периферийные» регионы.

США приложили усилия, чтобы подвергнуть перманентному карантину Кубу. Кеннеди в своей оценке урока «несчастного острова», как он его назвал, доказывал, что озабочен безопасностью не только США, но всех американских государств: «Нация кубинских размеров опасна не столько тем, что угрожает нашему существованию, сколько тем, что превращается в подрывную базу против свободных народов на всем континентальном пространстве».

В Латинской Америке к власти часто приходили национально-реформистские правительства, которые проводили национализацию собственности иностранных корпораций, аграрные реформы, импортозамещающую индустриализацию, совпадавшие с повесткой левых. Кеннеди ответил на латиноамериканский вызов стратегией, призванной снизить опасность радикализации таких режимов. Она воплотилась в его программе «Союз ради прогресса», одобренной 19 латиноамериканскими государствами (всеми, за исключением Кубы) на экономической конференции в августе 1961 г. в Парагвае.

Стратегия «мягкой силы» потерпела поражение в Доминиканской Республике. Избранный там в январе 1963 г. президентом страны Х. Бош, лидер национально-реформистской Доминиканской революционной партии, начал радикальные реформы. В результате путча правых Бош был свергнут 25 сентября. Началась гражданская война, и в апреле 1965 г. была свергнута уже военная хунта. Президент США Л. Джонсон выступил на стороне доминиканских правых. Была обнародована доктрина Джонсона, которая провозгласила «право США на вооруженное вмешательство в любой стране Западного полушария с целью помешать установлению коммунистического правительства». Доктрину поддержал Конгресс США, и американские войска в количестве 30 тыс. человек подавили режим Боша.

Популистские и демократические мероприятия в Латинской Америке натолкнулись на жесткое сопротивление обратившихся к военным переворотам местных экономических элит, которых Вашингтон стал поддерживать. В результате переворотов 1963–1966 гг. военно-диктаторские режимы установились в Центральной Америке (кроме Коста-Рики) и в ключевых государствах Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия, Парагвай). На Ближнем Востоке стратегический выбор Соединенных Штатов заключался в ориентации на союз с консервативными арабскими режимами, в первую очередь с Саудовской Аравией. По инициативе Саудовской Аравии в 1962 г. 17 мусульманских государств создали Лигу борьбы с «арабским социализмом». Но Саудовская Аравия также восприняла цель арабского мира в целом – ликвидацию государства Израиль, главного союзника США на Ближнем Востоке.

Катастрофой обернулась политика США в Юго-Восточной Азии. Дж. Ф. Кеннеди унаследовал видение вьетнамской проблемы от Д. Эйзенхауэра. В мае 1961 г. в обращении к Конгрессу США он расценил конфликт Юга и Севера Вьетнама как битву «свободы против тирании» и предлагал финансировать южновьетнамский режим в рамках борьбы против мирового коммунизма. К осени 1963 г. в Южном Вьетнаме находились 16 тыс. военных советников США, помогавших диктаторскому режиму инструкциями и непосредственным участием в подавлении «подрывной войны инсургентов».

В последние месяцы пребывания у власти Кеннеди признал, что режим Нго Динь Дьема спасти не удастся. Выход он видел в замене Нго Динь Дьема на честного правителя. Первого ноября 1963 г. диктатор был убит. Три недели спустя сам Кеннеди погиб от пули убийцы. Сменивший его на президентском посту Л. Джонсон продолжил вьетнамскую политику Кеннеди. В начале августа 1964 г. американские эсминцы, вошедшие в акваторию Северного Вьетнама в Тонкинском заливе, встретили отпор северовьетнамских торпедных катеров. Л. Джонсон внес в Конгресс США «тонкинскую резолюцию», развязывавшую президенту руки для полномасштабной американской войны во Вьетнаме. Палата представителей проголосовала за резолюцию единогласно, в сенате против выступили два депутата. С 1964 по 1968 г. численность вооруженных сил США во Вьетнаме выросла с 23 до 536 тыс. человек.

Внешнеполитический провал Демократической партии определил голосование американцев на президентских выборах 1968 г. Победа досталась Республиканской партии и их кандидату Р. Никсону.



Иллюстрация: использовано изображение U.S. Army
11.10.2024
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.