Для нынешнего футбольного фаната выражения навроде «купили игрока для команды», как будто речь идет о новых бутсах или скамейке, звучит вполне себе нормально. Но в конце 80-х коммерциализация футбола не на шутку тревожила общество. О том, как некогда праздник спорта превращается в многомиллионное шоу, писала французская газета «Экспресс». А о пугающих перспективах футбола в загнивающем мире капитализма читатели «За рубежом» узнали из № 36 (1365) от 29 августа – 4 сентября 1986 года.
«Спорт все больше попадает в зависимость от денег!» – звучала ли эта фраза из статьи французского журналиста громким набатом для общественности? Ведь именно тогда в футболе происходил переломный момент, когда из спортивного увлечения он превращался в бизнес и весьма выгодную экономическую модель. Зарплаты футболистов росли как на дрожжах: если в 1985 году среднемесячный заработок игрока международного класса составлял 200 тысяч франков, то к началу 1986-го он увеличился вдвое (до 400 тысяч франков), а еще через полгода – до 610. Тренеры колесили по всей стране, выискивая юные таланты. Стоило «охотникам за головами» заприметить на стадионе бойкого подростка, самозабвенно и точно посылающего мяч в ворота противника, как они несли огромные суммы его родителям, дабы «застолбить» потенциальную звезду поля. Неудивительно, что с возникновением спортивного рынка на нем начали происходить те же экономические процессы, что и, например, на рынке вещевом. Более ценные игроки дорожали, позволить их могли себе далеко не все клубы, и в отчаянных попытках хоть как-то остаться на мировом футбольном поле они тратили бешеные деньги на «дефицитный товар», проделывая тем самым дыры в собственном бюджете. Ситуация усугублялась и тем, что из клубов, которые не наскребли хорошие суммы по сусекам, талантливые игроки уходили к более богатым «дядькам».
Команды Тулузы, Безье, Тулона признают, что их бюджет имеет дефицит. Команда Нанта отказалась от мысли удержать своих лучших игроков. Команда Бастии уже давно катится вниз. Команда Монако «держится на плаву» благодаря дотациям из казны княжества. Дефицит 20 команд первой лиги достигает в общей сложности 200 миллионов франков, несмотря на то что получаемые ими от муниципалитетов и других местных организаций субсидии исчисляются сотнями миллионов франков.
С появлением телевизионных трансляций появилась и еще одна тревожная тенденция. Некоторые компании начали покупать целые футбольные клубы, чтобы улучшить свой имидж. И это тоже создало определенный перекос: чем богаче была компания-«патрон», тем больше лучших игроков концентрировалось в их клубах. Иногда корпорация как будто пылесосом проходились по футбольным сообществам, чтобы собрать «команду мечты».
Фирмы, которые вкладывают деньги в футбол, рассчитывают не только на прямые дивиденды. В эпоху господства средств массовой информации они также стремятся улучшить свой образ, преследуя при этом и чисто внутренние цели. Сегодня, чтобы добиться сплоченности, а если возможно, то и преданности персонала, недостаточно, как раньше, провести ремонт кафетерия или улучшить звукоизоляцию цехов. А что может быть лучше для зарождения «духа предприятия», чувства гордости за него, чем покровительство «своей» спортивной команде! Футбол – новый опиум народа? «Футбол – это самое лучшее, что мы имеем после церкви», – утверждал знаменитый американский тренер Кнут Роки.
Футбол стал не просто возможностью поправить имидж. Он стал выгодной инвестицией с появлением рекламы. Отныне продавать зрителям стало возможно не только само спортивное шоу, а все. Вообще все.
Сегодня необходимы огромные суммы, чтобы заполучить хороших игроков. Если клубу удастся таким образом удачно вложить капитал, он начнет выигрывать матчи. Число болельщиков будет расти, финансовое положение клуба улучшится, он сможет купить новых звезд, которые обеспечат ему новые победы, новых болельщиков, новые капиталы и так далее. Скамейки стадионов, майки, борты, гетры, бутсы, еда и питье футболистов, их заявления – всё это станет служить невероятным по масштабам рекламным кампаниям. Короче, деньги притягивают деньги.
Грустно это или нет, но все опасения французских журналистов сбылись, причем во всех аспектах. Дефицит бюджетов по-прежнему остаётся серьёзной проблемой для многих клубов, особенно в Лиге 2 и Национальном чемпионате (третий дивизион). Они во многом зависят от финансовой поддержки со стороны муниципалитетов, региональных властей и частных инвесторов. Однако в последние годы такие субсидии стали более ограниченными из-за ужесточения контроля за расходами. Но были и истории успеха: например, некогда погрязший в долгах Пари Сен-Жермен (PSG) был куплен богатейшим Катаром. У сделки были политические мотивы: во-первых, Франция – это выгодное место для инвестиций. Прибыль, которую получали граждане Катара, не облагалась налогами. Во-вторых, около трети населения Франции имеет арабские корни. Для катарских бизнесменов это огромная аудитория, с которой можно выстроить крепкие связи. В-третьих, столичный клуб имел свою преданную фан-базу. Так что PSG стал для Катара не просто футбольным клубом, а мощным инструментом для продвижения страны на мировой арене. Особенно это было важно перед чемпионатом мира, который Катар принимал в 2022 году.
Корпорации все так же покупают футбольные клубы, но уже с разными целям. Например, Red Bull владеет несколькими футбольными клубами, включая RB Leipzig и Red Bull Salzburg, чтобы продвигать свой бренд, Manchester United ежегодно зарабатывает сотни миллионов долларов на спонсорских сделках, а приобретение Newcastle United саудовским инвестиционным фондом было частью стратегии по улучшению имиджа Саудовской Аравии на мировой арене.
Сбылось и предположение о том, что мир футбола захватит реклама. Даже сами футболисты стали ходячим рекламным баннером – они носят вещи того бренда, с которым у них заключен контракт. Клубы не отстают: майки, стадионы и даже тренировочные базы становятся площадками для рекламы.
Например, в свое время Manchester United заключил многомиллионные контракты с Chevrolet и Adidas. А Barcelona и Real Madrid получают огромные доходы от продажи прав на трансляции и мерчандайзинга.
Так что нравится вам это или нет, но да, футбол стал успешным бизнесом. За последние десятилетия он превратился в мощную индустрию, где крутятся миллиарды долларов. И это одновременно и его сила, и слабость. С одной стороны, он приносит огромные доходы и открывает новые возможности для развития. С другой – рискует потерять связь с болельщиками и традициями, которые сделали его таким популярным.
Филиппины объявили чрезвычайное положение в области продовольственной безопасности, чтобы снизить стоимость риса.
Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.
Автор: В. Лаптухин
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 15 (616), 7-13 апреля 1972 г.
Заголовок: «Путевые впечатления»
Номер и дата выпуска: № 1 от 5 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 3 января 1978 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».