Железный занавес Голландии


«Бог создал землю, а голландцы — Голландию» — эта известная поговорка на самом деле буквально отражает освоение нидерландских земель. Около 26–30 % территории Нидерландов находится ниже уровня Северного моря, а ещё примерно столько же — в зоне риска при сильных приливах и штормовых нагонах. Поэтому даже небольшой клочок земли приходилось отвоевывать у моря. Даже самые первые поселения на территории нынешней Голландии возникли на искусственных холмах — терпенах. Так люди спасались от приливов. Позже была построена система дамб и насосов, а в XVII–XIX веках началось массовое осушение болот и озёр. Но начиная с 1986 года ситуация коренным образом изменилась. Нет, море не высохло, просто Нидерланды сумели построить настоящее инженерное чудо — огромные стальные ворота на Неелтье-Янс (Neeltje Jans) — искусственном острове в эстуарии Восточной Шельды. Об этом историческом событии издание «За рубежом» писало в № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.

Всё началось с бедствия. В феврале 1953 года сильнейший шторм прорвал дамбы на юго-западе Нидерландов. Под водой оказались сотни квадратных километров, погибли 1835 человек. Тогда в стране решили, что подобная трагедия никогда не должна повториться. Так родился «План Дельта» — мегапроект, объединивший десятки плотин, шлюзов и каналов.



Финальным этапом огромной работы стал барьер Восточной Шельды, завершённый в 1986 году. Его открытие превратилось в национальный праздник: в тот день Голландия официально «победила» море.

Новый морской барьер, простирающийся почти на три километра, увенчал принятый голландцами 30 лет назад план «Дельта», разработанный с целью полного предотвращения возможности повторения катастрофы 1953 года. В то же время это крупнейшее инженерное достижение, обошедшееся в 2,4 миллиарда долларов, может быть, и не понадобится пускать в ход. Штормы, вызывающие высокий прилив, в среднем происходят 1 раз в 5 лет или 40 раз в 200 лет. А это объявленный срок технической эксплуатации барьера.
«За рубежом» № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.



Первоначально барьер должен был быть сплошным — «глухой стеной». И в 70-х даже началось строительство по этому плану. Но вмешались защитники природы, жители прибрежных городов и рыбаки: перекрыть эстуарий означало бы убить целую экосистему. Протесты были настолько яростные, что это едва не привело к масштабному политическому кризису, а один из министров, отвечавший за водное регулирование, не выдержал давления и подал в отставку.

В итоге инженеры и экологи сошлись на компромиссном варианте: барьер со стальными подвижными воротами, которые закрываются только при шторме. Это стало историческим прецедентом — впервые в голландской практике экологические аргументы перевесили инженерные. Строительство, конечно, обошлось примерно в полтора раза дороже, но впоследствии Голландия получила куда больше бенефитов, чем предполагала. Страна не просто защитила себя от наводнений, сохранив экосистему, но и предстала на мировой арене в совершенно новом и неожиданном качестве — как центр инновационных инженерных решений.

Известный скульптор из Амстердама Луис ван Гестерен говорит: «Это кладет конец представлениям о нас в духе легенды о мальчике, который пальцем заткнул дыру в плотине и спас страну. Всем теперь видно, что мы технологически передовая нация». «Действительно, стройка стала одновременно и огромной гидрологической лабораторией, потому что со многими техническими проблемами мы столкнулись впервые, и решение приходилось принимать самостоятельно», — подтвердил представитель голландского министерства транспорта и водного хозяйства Ян Фоксайл. — В этом смысле Барьер выполняет сразу три задачи. Генерирует, гарантирует от наводнения, защищает окружающую среду и обеспечивает нам опыт новейшей технологии, которую мы, видимо, сможем экспортировать в другие страны».
«За рубежом» № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.




Спустя почти сорок лет барьер по-прежнему функционирует. Теперь он — часть гораздо более широкой программы Delta Programme 2025. Она объединяет старые дамбы, новые дюны и природные буферы в единую динамическую сеть.

Нидерланды отказались от идеи «закрыться от воды». Современная концепция называется Room for the River — «пространство для реки». В низинах создаются резервные поймы, где вода может безопасно разливаться. Вместо того чтобы бороться со стихией, голландцы дают ей место и время, снижая риск разрушений.

Сегодня из-за глобального потепления ситуация усложняется. Уровень моря у берегов Нидерландов поднимается на 2–4 мм в год, а штормы становятся мощнее. Поэтому сооружение постоянно модернизируют: меняют гидросистемы, усиливают бетон, добавляют сенсоры, следящие за вибрациями и коррозией.

Параллельно с этим страна разрабатывает долгосрочный план до 2100 года, где ставка делается на адаптацию к меняющимся условиям — укрепление берегов, возведение «плавающих» домов и восстановление природных дюн. Все понимают: как бы ни был крепок «железный занавес», рано или поздно море возьмет свое.

Зато, как и предсказывал Ян Фоксайл, Голландия действительно начала экспортировать свой опыт. Сегодня нидерландские специалисты консультируют Бангладеш, Японию, ОАЭ и США по вопросам защиты прибрежных территорий. Управление водой стало для страны отдельной отраслью экономики.

А на искусственном острове Неелтье-Янс теперь работает центр Deltapark Neeltje Jans — музей, исследовательская площадка и туристический парк. Здесь можно увидеть настоящие ворота барьера, почувствовать, как гудит гидравлика, и еще раз восхититься силой человеческого разума.
Мария Седнева
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
16.10.2025
Важное

Великобритания первой в Европе вводит лимит на владение стейблкоинами. Меры призваны снизить риски для банков, опасающихся оттока депозитов.

12.11.2025 09:00:00

Сенат одобрил соглашение о финансировании, которое положит конец самому продолжительному шатдауну в истории США.

11.11.2025 13:00:00
Другие Ретроспективы

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 6 (676), 31 мая 1973 г.

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 29 (97), 15 октября 1935.

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 4 (674), 17 мая 1973 г.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: № 36, 25 декабря 1936 г.