«Зелёный» автомобиль

«Зелёный» автомобиль

В № 38 (639) газеты «За рубежом» за 1972 год была опубликована статья «В поисках «чистого» автомобиля», посвященная теме загрязнения городского воздуха выхлопными газами и способам ее решения.


«В настоящее время, – говорилось в статье, – разрабатывается несколько методов очистки выхлопных газов автомобилей. Наиболее эффективным из них считается использование катализаторов из благородных металлов. Другие методы предусматривают усовершенствование карбюраторов, системы подсоса для ускорения пуска двигателей, применение устройств, позволяющих ускорить испарение топлива во время разогрева двигателя, повторное пропускание выхлопных газов через двигатель, использование системы ввода воздуха в выхлопной патрубок для обеспечения дожигания горючих примесей в выхлопных газах и создания окислительной среды для катализа».

 

Методы, которые работали в лабораторных условиях, не всегда были осуществимы на практике: «Например, повторное пропускание через двигатель части выхлопных газов связано с трудностями их подвода. Кроме того, при подаче во всасывающий патрубок 7-10 процентов выхлопных газов двигателя температура сгорания может быть снижена настолько, что резко уменьшится содержание в выхлопных газах окислов, но это приводит к снижению мощности двигателя».

 

Были и другие сложности: из-за конденсации водяных паров в патрубке на его стенках образовывалась ржавчина, она попадала в цилиндры при пуске двигателя и увеличивала его износ.

 

«Каталитические конверторы, которые большинство автомобильных компаний намерено установить на своих машинах, определённо подойдут только для дорогих моделей. Вместо них могут быть применены другие устройства, из которых наиболее перспективным кажется термический реактор, но от него пока многие фирмы временно отказались. Термический реактор фактически представляет собой выхлопной патрубок увеличенного размера – своего рода модифицированный дожигатель выхлопных газов», – писали в 1972-м. Проблема заключалась в том, что внутри реактора развивалась высокая температура, что уменьшало срок службы устройства.

 

Сегодня крупные компании продолжают развивать концепцию экологически чистого автомобиля. Существует несколько подобных технологий, одна из которых (самая распространенная) предполагает использование электродвигателя. Модели электрокаров есть у многих крупных производителей: Audi, Renault, Nissan, Volvo, BMW, Mercedes и прочих. Но, наверное, самой известной маркой (благодаря интернету) является Tesla, до недавнего времени удерживающая лидирующую позицию на рынке электромобилей. Однако в последнем квартале 2023 года неизменного лидера сместили. Сделать это удалось китайскому концерну BYD, который выпустил больше 526 тысяч электроавтомобилей, в то время как Tesla за тот же период изготовила 484,5 тысячи машин.

 

Спрос на электромобили растет. Так, например, в России в 2023 году продали больше 14 тысяч электрокаров, что в несколько раз превышает показатели 2022-го. В общей статистике особо выделяется Норвегия, которая планирует стать страной, полностью перешедшей на экологичный транспорт. В прошлом году доля продаж электрокаров составила 82 %. Вообще же в целом в мире в 2023-м реализовали около 13,6 миллиона таких машин.

 

Ещё одна версия экологичного двигателя работает на сжатом воздухе. Технологию разработали еще в XIX веке, тогда были созданы первые прототипы. В XXI же веке подобные машины выпускала французская компания Motor Development International (или MDI) – ее разработчики сконструировали AIRPod ещё в нулевых. Свои разработки были и у Citroen и Peugeot.

 

Среди других вариантов экологичного транспорта – гибридные автомобили, которые комбинируют ДВС и электромотор, а также машины на водороде или альтернативном топливе. Транспорт на водороде гораздо меньше загрязняет окружающую среду, нежели другие виды автомобилей.

 

Что касается альтернативных видов топлива, тут в ход идут водоросли и даже отходы человеческой жизнедеятельности, причем из фекалий умудрились изготовить топливо для самолётов. О подобной разработке в минувшем году рассказали британские учёные. Тесты, проведенные международными авиационными регуляторами, установили, что керосин, сделанный из сточных вод, по химическому составу почти ничем не отличается от топлива Джет А-1, однако его углеродный след на 90 процентов ниже.

 

Ну а в Индонезии решили заменить привычное авиационное топливо горючим на основе пальмового масла. Самолет совершил успешный перелет из столицы страны Джакарты в город Суракарту. Будучи крупнейшим в мире производителем пальмового масла, Индонезия стремится расширить использование растительных масел в качестве горючего, чтобы сократить импорт дорогих ископаемых видов топлива. 

Вместе с тем некоторые страны высказывают опасения по поводу возможной вырубки лесов при производстве этого компонента горючего.
Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакции

12.01.2024
Важное

Путь гения: Эрнест Долфи и революция джаза в нью-йоркских клубах 1960-х.

29.02.2024 09:00:00

ФРС - центральный банк США, созданный в 1913 году для обеспечения стабильности финансовой системы.

28.02.2024 19:00:00

Как изменилась культура маори из-за попыток ассимиляции европейцами и распространения «западного» образа жизни.

28.02.2024 17:00:00

Автопроизводители США требуют запретить ввоз китайских машин из Мексики.

28.02.2024 15:00:00
Другие Фото

На фото: Императрица Китая Вань Жун курит в компании своего супруга, императора Китая Айсиньгёро Пу И.
Китай, 1930 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: getarchive.net

На фото: Мать с ребенком.
Япония, Токио, конец 19 века.
Фотограф: Матуши Накаджима
Источник: flickr.com

На фото: Народный комиссар обороны СССР К. Е. Ворошилов на Красной площади.
СССР, Москва, 1928 год.
Фотограф: Дмитрий Дебабов
Источник: Wikimedia Commons

На фото: Золотая пластинка с пояснениями для внеземной цивилизации.
США, 1977 год.
Фотограф: Не указан
Источник: Wikimedia Commons