Затерянные миры Мадагаскара

ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАСКРЫВАЮТ СЕКРЕТЫ МАДАГАСКАРА

«Как чуден Мадагаскар! Для естествоиспытателей остров — благодатный край. Природа как будто специально создала там особый мир, чтобы работать в нем с образцами, подобных которым в ее распоряжении больше нет нигде».

Эти слова принадлежат известному путешественнику XVIII века французу Филиберу Коммерсону. И, может быть, именно они вдохновили группу итальянских и французских исследователей, которые недавно совершили длительную поездку на Мадагаскар. Они провели там серию этнографических, зоологических и ботанических изысканий. Результатом их работы стал ряд открытий, приподнявших завесу загадочности над этим первозданным, несмотря на натиск цивилизации, миром. Миром, в котором прошлое сохраняется в настоящем, бросает ему вызов.



У учёных есть основания считать, что первые жители пришли сюда из Индонезии ещё за много веков до новой эры. Позднее к ним присоединились мигранты из Африки. Участники экспедиции Джанкарло Лигабуэ и Франческо Линдер отмечают, что по внешнему облику жителей Мадагаскара можно отнести к трём типам: «азиатскому», «африканскому» и «смешанному». Хотя на острове живут представители 18 этнических групп, исследователей поражает их лингвистическое единство. Все они говорят на мальгашском языке, принадлежность которого к индонезийской группе проливает дополнительный свет на происхождение этого народа. Правда, в отличие от индонезийского, в их языке встречаются слова из языков банту, амхарского и арабского, а в последнее время прибавились еще и отдельные европейские слова.

Индонезийское наследство в значительной степени проявляется в социальной организации мальгашских племён. Земля принадлежит всему племени, старшим в семье считается отец. Большое распространение имеет братство по крови. Религия целиком основана на культе предков.

Экспедиция уделила особое внимание племенам везу, которые живут в юго-западной части острова. Африканское происхождение этих людей очевидно — у них темная кожа и вьющиеся волосы. Живут они на побережье. Занимаются своего рода «рыболовным кочевничеством»: в поисках «ламатры» — огромных макрелей — передвигаются на значительные расстояния по морю вдоль берега.


Жизнь большинства племен диктуют тысячелетние законы, учитывающие в первую очередь климатические и другие природные условия острова. Это хорошо видно на примере деревень, в которых живут мальгаши. Селения расположены параллельно друг другу и разделены по семейному признаку. В центре каждой деревни — небольшое белое здание. Это «ариомба» — «дом птиц», своеобразный культурный центр. Перед началом рыболовного сезона везу исполняют вокруг этого здания ритуальные танцы, изображая чаек. «Дом птиц» — это еще и хранилище жертвоприношений — панцирей морских черепах, плавников акулы, кораллов, водорослей, стеклянных бусинок, нанизанных на шнурок, — «нитей жизни», вечного напоминания о полной опасности жизни рыбаков.

Каждой семье принадлежит свой участок берега, где и стоит ее «лака» — пирога, удивительно напоминающая лодки индонезийцев. Рядом хранятся необходимые при рыбной ловле стрелы и гарпуны. Там же сушат рыбу, чтобы потом продать ее или обменять на зерно и другие продовольственные товары.

Рыбная ловля ведется различными способами. Некоторые из них восходят к весьма отдаленным временам.

При отливе с гарпуном в руках люди заходят в воду. Их добыча — моллюски, рыба-капитан, водоросли. Нередко они находят роскошные раковины, которые вывозятся во многие страны света. Интересна ловля сетями: пироги располагаются по кругу, с них сбрасывают сети, затем лодки сближаются, при этом гребцы бьют веслами по воде, вспугивая рыбу. Улов — ламатры, тунцы, даже барракуды.

После открытия учеными останков животных, обитавших здесь в отдаленные эпохи, по-новому встал вопрос о происхождении самого острова. Дело в том, что тут нашли целиком сохранившийся скелет динозавра, который водился многие миллионы лет назад в Южной Азии и Америке. Были обнаружены также останки бронтозавра — неизвестного науке вида, а кроме этого, множество окаменелых костей крокодилов и удавов. Как объяснить эти находки, в особенности скелета динозавра?

Этой проблеме посвящено специальное исследование Филиппа Таке. Вот его мнение. Находка останков динозавра на Мадагаскаре поставила проблему связи, существовавшей на протяжении различных геологических эпох между этим островом и ближайшим континентом — Африкой. Действительно, как могли эти огромные животные, обитавшие только на материках, попасть на остров, который от Африки отделен 400-километровым проливом? Чтобы понять причины, ученые должны были совершить своеобразный экскурс более чем на 50 миллионов лет в глубь истории.

Объяснение этого феномена связано с существованием гигантского континента — Гондваны. По мнению ученых, этот суперконтинент включал в себя всё южное полушарие Земли — от Южной Америки до Австралии, в то время как всё северное полушарие — от Северной Америки до восточных окраин Азии — входило в другой суперконтинент — Лауразию.

Мадагаскар был частью Гондваны. Когда началось раздробление континента, он какое-то время соединялся с Африкой, а затем отделился и от нее, став островом. Вероятно, только таким образом можно найти объяснение присутствию здесь древнейших останков динозавров.

Данные, полученные учеными, помогут приоткрыть некоторые тайны Мадагаскара, «последнего свидетеля Гондваны». В то же время история острова и его сегодняшний день — это еще одно напоминание человечеству о том, как важно охранять окружающую среду, заботиться о сохранении древнейших форм жизни.

Сабатино Москати «Сториа иллюстрата»,  Милан

20.11.2024
Важное

Введение торговых пошлин США стало основной темой на встрече министров иностранных дел в Рио-де-Жанейро.

30.04.2025 13:00:00

В Парагвае планируют построить крупнейшую плавучую солнечную электростанцию, аналогичную той, что работает в бразильском Сан-Паулу.

30.04.2025 09:00:00
Другие Ретроспективы

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 45 (230), 6 ноября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир:14 апреля 1977 г.
Источник: Главная редакция информации.

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 16 (773) 1975 г.

Заголовок:«Наступление на боль».
Номер и дата выпуска № 48 (441) 22-28 ноября 1968 г.
Источник: газета «За рубежом».