«Венеция уйдет под воду еще при жизни нынешнего поколения» – такими мрачными прогнозами пугала читателей иностранная пресса в конце 70-х. Причем пресса далеко не желтая. Очень уважаемое издание «Нэшнл джиографик» опубликовало до предела серьезную и обстоятельную статью о том, что один из самых красивых городов мира рискует стать Новой Атлантидой, скрывшись под морскими водами уже через несколько десятилетий. О неуклонно надвигающейся катастрофе читатели «За рубежом» узнали из № 49 (1014) от 30 ноября – 6 декабря 1979 года.
Свои прогулки по Венеции американский журналист Джордж Джадж описывал с грустью: за репортажем в Италию он приехал в сезон полной воды, когда исторические улочки и памятники архитектуры нещадно топило. Журналиста даже удивило то спокойное смирение горожан, с которым они встретили очередное наводнение. Большинство просто отправилось домой – перетаскивать свои пожитки на верхние этажи.
В сгущающихся сумерках злой сирокко (юго-восточный ветер) гонит на город огромные волны. Вы стоите у яростно несущегося из водосточной трубы потока неподалеку от собора святого Марка. Ботинки покрываются брызгами расцвеченной пятнами нефти воды. Она быстро образует пруд, который вскоре превращается в целое море, подернутое рябью. Такое впечатление, что огромная площадь святого Марка, отягченная грузом тысячелетней истории, медленно погружается в воду, подобно гигантскому кораблю, наскочившему на скалы.
Венеция была построена на высоте 1,5 метра над уровнем моря на 118 островах, как раз с учетом самых высоких приливов. Большой канал, по которому в спокойное время туда-сюда снуют гондолы, когда-то был проливом между островами. Пока лагуна оставалась в первозданном состоянии и движение приливов можно было предсказывать, коэффициент безопасности Венеции был стабилен. Но за последние тридцать лет ситуация изменилась.
Прилив выбирается на площадь, залезает под арки дворца Дожей, мчится по сводчатой галерее Библиотеки Сансовино, фонтаном разбивается о двери собора и окатывает яркие желтые и оранжевые стулья кафе «Куадри». Вместе с кучкой любопытных вы шлепаете по воде, чтобы выбраться куда-нибудь повыше. Подобное может произойти в любой осенний или зимний день. Высокие приливы, редко случавшиеся в прошлом, теперь регулярно обрушиваются на Венецию. Начиная с 1960 года они заливали город 30 раз.
От постоянной влажности начали разрушаться памятники архитектуры и произведения искусства. Чтобы не позволить морю буквально поглотить всемирное наследие, власти города и страны, а также многочисленные международные организации прикладывали неимоверные усилия. Благодаря им удалось спасти 30 зданий, включая полдюжины разваливавшихся церквей. Были капитально отреставрированы и более трех тысяч квадратных метров стенной живописи и 1500 картин.
Прошлой осенью появилась реальная надежда на спасение города: итальянское правительство обещало ассигновать для этой цели 400 миллионов долларов. В законопроекте конкретно указывались суммы, выделяемые на ремонт жилых зданий, а также на сооружение канализационой системы и затворов в «воротах» – проливах, ведущих в лагуну, – чтобы надежно преградить доступ бушующему морю.
А что сейчас? Сбываются ли те устрашающие прогнозы, о которых писали газеты почти полвека назад? К сожалению, да. Несмотря на то что Венеция тонет уже несколько веков, именно в последнее столетие этот процесс ускорился из-за воздействия разных факторов.
Причинами стало не только естественное оседание земли, добыча грунтовых вод, а также вес зданий и инфраструктуры, но и повышение уровня моря из-за изменения климата. Это привело к более частым и сильным наводнениям, которые в Италии называют acqua alta. Участившиеся потопы наносят значительный ущерб зданиям, инфраструктуре и объектам культурного наследия города.
Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, Венеция опускается со скоростью примерно 2 миллиметра в год, причем некоторые районы проседают быстрее других. Первым под удар водной стихии попадет западная часть города, та, где больше всего достопримечательностей. К 2150 году знаменитая площадь Святого Марка будет под 70-сантиметровым слоем воды. С 2019 по 2023 год это место затапливало 58 раз.
Надежды, которые в конце 70-х возлагались на итальянские власти, оправдались только в начале нового века. Именно тогда начали строить те самые затворы в «воротах города», о которых писал Джордж Джадж. Проект под названием MOSE (Modulo Sperimentale Elettromeccanico, экспериментальный электромеханический модуль) представляет из себя систему штормовых заграждений, которые уложены на дне. Когда прогнозы погоды предсказывают аномальные приливы – больше 110 сантиметров, – подводные барьеры поднимаются, образуя сплошную стену высотой в три метра. Такое заграждение не дает лишней морской воде попадать в лагуну. Когда приливы утихают, барьеры вновь опускаются на дно.
Реализация проекта началась в 2003 году в проливах Лидо, Маламокко и Кьоджа: именно через них вода прибывает во время приливов. В 2006 проект пришлось притормозить в связи с финансовыми трудностями. В итоге работы были завершены только к 2020 году.
Помимо этого, в городе укрепляются пристани и дополнительно защищаются мосты, а также принимаются меры по улучшению состояния самой лагуны. Это нужно, чтобы замедлить деградацию геоморфологических структур, которая происходит из-за оседания почвы, эвстатических колебаний уровня моря и эрозии. По всей акватории идет восстановление и ренатурализация солончаковых болот, ваттов и отмелей, а также углубление дна каналов и протоков лагуны.
Казалось бы, проблема решена, но на самом деле, даже хитроумная система MOSE – это лишь временное решение. Из-за повышения уровня моря барьеры будут оставаться поднятыми практически всегда, что приведет к заболачиванию лагуны. Поэтому уже сегодня светлые умы мира думают о других способах, которые могли бы спасти жемчужину Италии.
Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Henrique Ferreira.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images
Заголовок: «Генетические отпечатки»
Номер и дата выпуска: № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 1№ (654) 1-4 января 1973 г.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.