ОТ ОДИНОКИХ ПОЛЕТОВ ДО МАСШТАБНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ: КАК МЕНЯЛАСЬ ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
Люди много веков стремились к полётам, и сейчас у нас есть много способов утолить эту жажду неба. Одним из самых поэтичных способов преодолеть земное притяжение является полёт на воздушном шаре или воздухоплавание. И хотя со стороны это выглядит красиво, такие полёты сопряжены с риском. Подстерегающим воздухоплавателей опасностям была посвящена статья «Хобби отчаянных», опубликованная в журнале «Ньюсуик». О путешествиях на летающих аппаратах читатели «За рубежом» больше узнали в 1968 году, в № 39 (432).
Как говорилось в материале, на тот момент в
США было более ста энтузиастов полётов на воздушных шарах. Текст начинался с описания рисков, связанных с этим спортом:
«Ведь даже при современных конструкциях и материалах, применяемых для аппаратов легче воздуха, стоит только сбросить чуть больше, чем следовало, балласта – и громоздкая груша ракетой взмывает ввысь. А достаточно замешкаться с выпускным клапаном – и гондола камнем летит к земле. Не случайно посадку воздушного шара окрестили «управляемой катастрофой».
Кроме того, всегда есть вероятность столкнуться с переменчивыми потоками ветра. Авторы упомянули и несколько инцидентов, связанных с воздухоплаванием. Так,
в 1968 году во время полёта погиб президент Американского клуба воздухоплавателей
Фрэнсис Шилдс. Его воздушный шар врезался в телевизионную башню в
Австрии.
Другой воздухоплаватель после неудачной посадки едва не утонул:
«Опасность подстерегает любителей воздухоплавания на каждом шагу. В прошлом году Дик Хигби из Лос-Анджелеса поднялся на воздушном шаре над новоорлеанским стадионом по договору с одной компанией, нанявшей его рекламировать с воздуха свои спорттовары. На глазах 86 тысяч болельщиков он взвился в небо, едва не задев край крыши стадиона. Приземляясь, он пролетел мимо намеченной для посадки площадки для игры в гольф и угодил прямо на середину реки Миссисипи. В конце концов ему удалось зацепиться за проплывающую баржу, за которой Дику пришлось следовать, пока его не выудила речная полиция».
Авторы статьи объяснили, чем же так нравится воздухоплавателям это опасное увлечение. Президент
Акронского клуба в штате Огайо
Арт Свонсон рассказал, что в вышине – сплошная тишина, а сам процесс сравнил с полётом на облаке.
«Биллу Берри из Сан-Франциско, обладателю рекорда высоты для аппаратов с фокусировочным подогревом (6 600 метров), – гласил текст статьи, – нравится ошарашивать глазеющих на него снизу пешеходов вопросом: «Как добраться до Парижа?»
А завершалась статья цитатой погибшего
Фрэнсиса Шилдса:
«Полёт на воздушном шаре – это самый сильный вызов 1968 году».
Несмотря на то, что принципы, по которым работают воздушные шары, известны достаточно давно (в
Китае применяли знакомые нам фонарики ещё в III веке до н. э.; использовались они для военных целей — чтобы подавать сигналы), первый задокументированный полёт людей на воздушном шаре состоялся
в 1783 году. Братья
Жозеф-Мишель и Жак-Этьен Монгольфье создали шар под названием
AD ASTRA («К звёздам»). Устройство назвали в честь создателей – монгольфьер. Полёт на нём совершили французский учёный
Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз
Франсуа Лоран Д’Арланд. За 25 минут полёта они преодолели около 9 км.
Сегодня технологию аэростатов применяют по-разному. С их помощью изучают атмосферу
Земли и получают метеоданные, путешественники и энтузиасты полётов ставят рекорды, широкая публика относится к ним, как к романтическому приключению, а блогеры приноровились снимать контент с помощью летательных устройств.
Еще в 1970-х по всему миру начали проводить фестивали воздушных шаров и соревнования,
которые существуют и по сей день. Действительно, величественная форма воздушного шара вместе с возможностью ярко их кастомизировать производит сильное впечатление, особенно когда таких аппаратов не один,
а несколько десятков.
Такие красочные события становятся точкой притяжения для туристов –
Турция известна своим фестивалем в
Каппадокии (ближайший состоится в августе). В
Бристоле (Великобритания) уже больше 40 лет проходит
Bristol International Balloon Fiesta (событие состоится в августе). Впервые его провела
в 1979 году группа друзей, и масштабы фестиваль имел весьма скромные. Но с тех пор праздник воздухоплавания приобрел размах, сегодня это один из крупнейших фестивалей в
Европе.
В
2019 году он привлек внимание не только фанатов полётов, но и кинолюбителей – в тот раз в небе можно было заметить воздушный шар в виде шлема
Дарта Вейдера из «Звёздных войн». Название аппарата, сконструированного братьями Монгольфье, заиграло новыми красками.
Одной из визитных карточек воздухоплавания в
Японии является
Международный фестиваль воздушных шаров в
Саге, который проходит у реки
Касэ. Праздник зародился
в 1978 году – тогда в небо поднялись всего 5 аэростатов. Сейчас это событие привлекает
сотни тысяч зрителей, а количество воздушных шаров заметно увеличилось. Следующая возможность понаблюдать за этим зрелищем представится осенью 2024-го.
В
России с 2002 года проходит фестиваль воздухоплавания
«Золотое Кольцо России» – этим летом он состоится уже в 23-й раз. Пилоты со всей России собираются в
Переславле-Залесском, чтобы продемонстрировать своё мастерство управления аппаратами.
Фестивалями новости мира воздухоплавания не ограничиваются. В прошлом году путешественник
Фёдор Конюхов и президент Федерации воздухоплавательного спорта России
Иван Меняйло преодолели на воздушном шаре расстояние в 2540 км: от
Кировска (Мурманская область) до аэродрома
Хатанга (Красноярский край). Они стартовали 24 марта, а приземлились 26-го. В аэростате путешественники прошли над Мурманской и Архангельской областями, Красноярским краем, Ненецким и Ямало-Ненецким автономными округами и акваториями
Баренцева и Карского моря.
Покорение неба всегда было увлечением рискованным, и хотя полёты на воздушных шарах с момента публикации материала в 1968 году привлекли к себе внимание сотен тысяч людей, воздухоплавание по-прежнему остается
спортом для настоящих профессионалов.
Сергей Меляхов
В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/ и фотоматериалы из архива редакции