Тонкости индийского кинематографа

Тонкости индийского кинематографа

В № 51 (444) за 1968 год газеты «За рубежом» была опубликована статья «Пятна на экране», в которой описывались проблемы индийской киноиндустрии.


«Нынешний кризис индийского кино напоминает нам 1952 год. Тогда падение сборов резко ударило по кинопромышленности. Послевоенный финансовый бум закончился. Кинозрители восстали против стандартных фильмов, против звёзд и, главное, против неизменно высокой платы за вход в кинотеатры. Короткая вспышка индийского киноискусства в виде фильмов «Дети земли» и «Нижний город» быстро погасла. Многие киностудии были закрыты» – так описывалось состояние дел в индийском кинематографе в конце 1960-х.


В том году, с которым автор сравнивает текущую ситуацию в киноиндустрии, в Индии прошёл первый международный кинофестиваль. Благодаря ему местная публика впервые открыла для себя шедевры мирового кино. На смотре представили фильм итальянского режиссёра Витторио де Сика «Похитители велосипедов», который вдохновил индийца Бимала Роя на создание ленты «Два бигха земли». Его проект оказался крепким середнячком: в прокате себя фильм показал не особо блестяще, однако ему все же удалось заработать похвалу критиков и экспертов. «Созданный Бимал Роем фильм «Два бигха земли» открыл новое направление в кино, которое было вскоре подхвачено другими продюсерами», – рассказывал автор.

 

Что же до 1968 года, то выход из кризиса, с которым столкнулась индустрия, виделся таким: «Нынешний кризис лишний раз подтверждает необходимость отказаться от фильмов, лакирующих действительность. Ни цвет, ни широкий экран, ни экстравагантные кадры, съёмка которых связана с большими финансовыми затратами за границей, не могут приподнять фильмы со стандартными сюжетами до высокохудожественного уровня». Писал автор и о том, как индийские фильмы воспринимались на международной арене: «В настоящее время положение Индии на международном кинорынке устойчиво в коммерческом плане, но престиж индийских фильмов низок. Азиатские и африканские страны покупают развлекательные фильмы, созданные на киностудиях Бомбея и Мадраса. С экспортом высокохудожественных фильмов дело обстоит хуже просто потому, что их у нас очень мало».

 

А вот короткометражки, в отличие от фильмов полного метра, нашли путь к сердцу зрителя. Все благодаря своей эмоциональности и индивидуальности.

 

В современном мире индийское кино во многом ассоциируется с забавными экшен-фильмами, в которых герои чудесным образом нарушают законы физики, или же с грандиозными мюзиклами, где перед зрителем разворачивается настоящая феерия красок и звуков. Притчей во языцех стала и тема внезапно выявленного родства героев, к которой так часто любят прибегать индийские кинематографисты. Все эти особенности местной индустрии и обусловили отношение к ее продукту – фильмы made in India зрители воспринимают, мягко говоря, несерьезно. Однако этот факт, вероятно, не печалит творческие команды: работают режиссеры и сценаристы в первую очередь для местной аудитории, которая не прочь пожертвовать реализмом происходящего в угоду впечатляющим сценам и массовым музыкальным номерам.

 

Сегодня Индия занимает первое место в мире по количеству выпускаемых фильмов. В пятёрке также – Нигерия, США, Китай и Япония. Появилось даже такое понятие, как Болливуд, которое обозначает киноиндустрию города Мумбаи. Сейчас по ошибке под этим термином подразумевают всё индийское кино.

 

Несмотря на свой уже сложившийся имидж, индийские фильмы все чаще попадают в поле зрения зрителей за пределами страны. Так, несколько лет назад интернет-сообщество было очаровано фэнтези-дилогией «Бахубали». В частности, популярность ей принесла завирусившаяся сцена, в которой герои штурмуют город, катапультировав самих себя.

 

Не менее тепло был принят критиками и зрителями и фильм «Однажды в кино» (2021 г.). Драма посвящена мальчику из сельской местности, который влюбился в кино. Лента Пана Налина отчасти биографична – режиссер вырос в деревне, поэтому и захотел рассказать такую историю. Кстати, фильм даже включили в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

 

Еще несколько фильмов, которые приковали к себе внимание, вышли в 2022 году. «RRR: Рядом ревёт революция» – это эпическая история о двух вымышленных героях, которые в 1920-х годах сражались с британским колониализмом. Фильм получил несколько наград, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус» (обе – за лучшую песню).

 

Ещё больше шума наделал фильм «Брахмастра: Часть первая – Шива». Его окрестили самым настоящим супергеройским блокбастером. Несмотря на то что в нем присутствовал ряд заимствований из фильмов более известных западных лент, доля оригинальных визуальных решений и стиля оказалась достаточно высока.

 

Фильм снимали не только в Индии, но и в Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Он создавался 10 лет. Как уверяет режиссёр, вторую часть ждать так долго не придётся: продолжение выйдет в ближайшие пару лет, а затем последует третья часть запланированной трилогии.


Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано фото из архива редакции и фото (общественное достояние) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=30119821

29.12.2023
Важное

Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.

14.12.2024 13:00:00

В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.

14.12.2024 09:00:00

Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.

13.12.2024 17:00:00
Другие Ретроспективы

На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images

Заголовок: «Генетические отпечатки»
Номер и дата выпуска: № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 1№ (654) 1-4 января 1973 г.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.