Советский Детройт

КАК АМЕРИКАНСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ ПОМОГЛИ СССР ПОДГОТОВИТЬСЯ К ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ

В конце 1920-х годов «архитектор Детройта», проектировщик штаб-квартиры General Motors, выходец из семьи немецких евреев Альберт Кан был приглашён в СССР для участия в индустриализации. Для этого в Стране Советов специально была создана структура под названием «Госпроектстрой». Торгово-промышленная газета в материале за июнь 1929 года объясняет:

«Госпроектстрой должен стать учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача – овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры».

Вместе с Каном в Москву приехали 25 американских инженеров, которые в течение двух лет подготовили более 4000 специалистов, Альберт Кан со своими помощниками спроектировали и организовали в общей сложности строительство 521 промышленного объекта (Энциклопедия российско-американских отношений XVIII-XX века). Американский опыт проектирования предприятий был взят в этот период в СССР за основу, и специалистам под руководством Кана (не за бесплатно, разумеется) был предложен колоссальный пакет заказов на строительство станковых, автомобильных и тракторных заводов по всей стране с обязательной программой обучения. В рекордные сроки был выполнен проект тракторного (впоследствии танкового) завода в Сталинграде, затем такого же, но в больших масштабах, завода в Челябинске. Газета «За индустриализацию» от 5 июля 1930 года подчёркивает:

«…Очень важно отметить, что работа американских специалистов… была не консультативной работой, а фактическим руководством всем строительством и связанными с ним различными операциями».

В 1931 году побывавший на челябинской стройке американский журналист Хьюго Никербокер (к слову, лауреат Пулитцеровской премии за цикл статей о Пятилетке в СССР) напишет об увиденном в своей книге «Угроза красной торговли» очевидное [спасибо, Кэп] наблюдение:

«Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 тысяч десятитонных гусеничных тракторов, очень сильно напоминающих танки, в год означает, что речь идёт о производстве одного из типов танков».

Тем не менее уже в 1930 году выяснилось: эффективного сотрудничество с Госпроектстроем у американцев не выйдет. В письме в ВСНХ СССР Альберт Кан отмечает: 

«Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками, вместо того чтобы быть руководителями чертёжного бюро».

К 1932 году руководство СССР по[д]считало, что текущее стратегическое партнёрство обходится стране слишком дорого, и договор с Каном разорвали, сотрудники уехали обратно в США. Но не все. Роберт Робинсон по окончании контракта в Сталинграде решил устроиться на Московский подшипниковый завод, обнаружив для себя здесь больше прав и свобод, особенно для человека с тёмным цветом кожи (он был единственным афроамериканцем в группе инженеров), к тому же Штаты в тот период переживали Великую депрессию. На пике советской карьеры Роберт Робинсон в декабре 1934-го был избран депутатом Моссовета. «Вечерняя Москва» в номере от 14 декабря тогда отработала кликбейт своего времени, приложив эту фотографию:



«Чёрный человек будет заседать в Белом зале Моссовета. Он займёт своё место по праву как депутат рабочих передового завода, как представитель самой угнетённой в капиталистическом мире национальности, нашедший родину в Стране Советов».

По заявлениям самого Робинсона советской прессе, темнокожему человеку оказалось гораздо проще устроиться на работу инженером в СССР, чем в США. Его «квалификейшн» на собеседованиях мало интересовали американского работодателя, и долгое время он работал грузчиком, швейцаром в аптеке и подметал цеха. Когда ему удавалось на время устраиваться на завод, над ним издевались «отсталые группы белых рабочих». Поводом податься в депутаты стало притеснение по расовому признаку Робинсона на Сталинградском заводе, правда был нюанс: Роберта пытались избить американские, а не советские рабочие. Местная газета тут же поместила передовую статью с резким осуждением расистской выходки зарубежных специалистов и завертелось… больше чем на 40 лет. В автобиографии под названием Black on Red: my 44 years inside Soviet Union (1988) Роберт Робинсон вспоминает начало этого длинного пути с гордостью:

«Всё же надо признать, что 1932-й и первая половина 1933 года сложились для меня удачно: в профессиональном отношении я за этот период очень сильно вырос. Цех был моей лабораторией, где я мог придумывать и создавать механизмы. Благодаря им производительность на нашем участке была самой высокой на заводе. Всё это, а также уважение, которым я пользовался у рабочих, особенно русских, не могло не радовать. Но главное, от чего я получал удовлетворение, – это возможность самому ставить задачу и находить её решение. Для меня работать на Шарикоподшипниковом было все равно что играть в любимую игру и еще получать за это деньги. Учитывая мои успехи в труде, администрация завода разрешила мне летом 1933 года съездить в Америку, повидать мать. Перед отъездом я получил предложение подписать ещё один годовой контракт. На заводе знали, как я люблю свою работу, но контракт служил дополнительной гарантией, что я вернусь».

Второй раз вернуться домой в США удалось только в 1974 году. После Великой Отечественной войны, которую Робинсон провёл в эвакуации в Куйбышеве (Самара) вместе со своим предприятием, картина социального совершенства перестала идти по плану: его понизили в должности, ежегодно отказывали в получении визы для отпуска за границей. А ещё довольно быстро выяснилось, что расизм (не только в отношении к самому Робинсону, но и по его личным наблюдениям) географических границ не имеет. В середине семидесятых на фоне холодной войны Роберт Робинсон добился разрешения на туристическую поездку в тёплую Уганду, из которой в СССР не вернулся.

Что касается промышленного архитектора Альберта Кана, то ему не суждено было дожить даже до окончания Второй мировой. Тем не менее события всех военных конфликтов XX века начиная с 1939 года с участием СССР развивались так, как они развивались, в том числе благодаря «советским Детройтам», спроектированным американской фирмой Кана. А ещё тяжёлому труду миллионов простых советских рабочих, одним из которых, несомненно, был мистер Робинсон.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

В 1947 году Роберт Робинсон снялся в роли темнокожего американца в фильме о Николае Миклухо-Маклае.
Автор: Иван Захаренко
13.09.2024
Важное

Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.

15.10.2024 17:00:00

В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.

15.10.2024 13:00:00

Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.

15.10.2024 09:00:00
Другие Фото

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 25 февраля - 2 марта 1972 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 6 февраля 1983 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».

Заголовок: «Землетрясения можно предвидеть»
Номер и дата выпуска: № 47 (1012) от 16-22 ноября 1979.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Жан Вольф
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 12 (613), 17-23 марта, 1972 г.