В конце XIX века [счастливчики] люди, путешествовавшие по Южной Африке железнодорожным способом, могли наблюдать любопытное зрелище на станции Эйтенхаге (около Кейптауна): рычагами, меняющими направление поездов с одного пути на другой, управляла обезьяна. Точнее –
бабуин Джек, медвежий павиан семейства мартышковых. Как бы нелепо это ни звучало,
Джек был официальным служащим на местной железной дороге. Он принадлежал
Джеймсу Прыгуну Уайду, который тоже работал сигнальщиком, пока не потерял бдительность. Дело в том, что
Джеймс Уайд имел привычку прыгать из одного вагона в другой (с какой целью – история умалчивает) и в один ужасный день сделал это неудачно, упав под колёса, отрезавшие ему обе ноги. Knoxvilledailysun.com в материале
«Персонаж фантастики: Джек-сигнальщик» рассказывает: Прыгун был [разрезан] опустошен, но не раздавлен. В скором времени он вырезал из куска дерева две ноги-колышки и построил себе небольшую тележку, на которой передвигался. Однажды он посетил рынок, где увидел бабуина, ведущего повозку с волами и выполняющего различные команды владельца.
Джеймс смекнул, что мартышка сможет ему помогать, и купил питомца. Депо, в котором работал
Джеймс, находилось на холме, и теперь тележку с ним к месту службы толкал его способный хвостатый друг, которого отныне звали
Джек.
Нью-йоркский журнал Mental Floss пишет, что сначала
Джек помогал
Джеймсу по хозяйству,
подметая полы и вынося мусор (
Манделы на вас не было! – Прим. авт.). Но по-настоящему блистать бабуин начал именно на посту сигнальной будки. Когда поезда приближались к стрелкам на железнодорожной станции Эйтенхаге, машинисты гудели в свисток определенное количество раз, чтобы предупредить сигнальщика о том, какие пути нужно менять. Наблюдая за своим хозяином,
Джек уловил схему и
сам начал дергать рычаги. Вскоре
Уайд смог расслабиться и отдохнуть, пока его мохнатый помощник выполнял всю работу по переключению рельсов. По данным
The Railway Signal, Уайд натренировал бабуина до такого совершенства, что мог отдыхать в своей кабинке, в то время как животное тянуло все рычаги и стрелки. Многие местные жители ходили на пути, чтобы узнать, правдива ли история о бабуине, работающем на сигналах. Большинство удивлялись тому, как хорошо
Джек выполнял свою работу. Daily Sun из Ноксвилла продолжает:
«И вот однажды известная дама по пути в Порт-Элизабет увидела, как Джек деловито дёргает рычаги, и пришла в ужас от того, что бабуин управляет направлением поезда. Она сообщила об этом железнодорожным властям, которые не знали, что помощником Прыгуна была обезьяна. На станцию приехал управляющий и несколько представителей власти. Прыгун и Джек были немедленно уволены».
Тем не менее
Уайд умолял руководство дать шанс продемонстрировать способности
Джека, и через какое-то время он был ему предоставлен. Инженеру было поручено подать сигнал свистком своего поезда, чтобы
Джек верно переключил пути. К изумлению проверяющих,
Джек-сигнальщик ни разу не ошибся. Он даже посмотрел в сторону приближающегося поезда, чтобы убедиться, что рычаг и сигнал были изменены правильно. Руководство
Уайда было настолько впечатлено, что не просто вернуло Прыгуна на работу, но и наняло его помощника
Джека, который стал единственным бабуином в истории, официально
работавшим на железной дороге. Вот что писал об этом управляющий дорогой
Джордж Б. Хоу в 1890 году (цитирует Mentalfloss.com):
«Джек знает сигнальный свисток так же хорошо, как и каждый из рычагов. Было очень трогательно видеть его привязанность к хозяину. Когда я приблизился, они оба сидели на тележке. Одна рука бабуина обнимала шею хозяина, другая гладила лицо Уайда».
Подтверждает историю и директор музея Порт-Элизабет
Ф. У. Фицсаймонс, опубликовавший отчёт в местной газете
Cape Mercury в 1923 году. К отчёту приложены свидетельства самого
Уайда, показания управляющего дорогой
Хоу и письма 25 местных жителей, лично видевших, как обезьяна работала на станции. Сообщается, что
Джеку дали официальный номер,
выдавали 20 центов в день и полбутылки пива в неделю. Сигнальщик Джек проработал на железке девять лет, [якобы] ни разу не ошибившись в сигналах. Пожалуй, главный сигнал состоял в том, что перфекционизм – это нечто большее, чем просто
человеческое состояние. Жаль, что, для того чтобы проверить эту гипотезу,
Джеймсу Прыгуну Уайду пришлось лишиться обеих ног.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
Капрал Джеки – бабуин южноафриканской армии во время Первой мировой войны и талисман 3-го южноафриканского пехотного полка в 1915 году. Благодаря своим обостренным чувствам Джеки был полезен часовым, дежурившим ночью, так как первым узнавал о приближающейся атаке или о том, что поблизости двигались вражеские солдаты. Отдавал честь старшим офицерам. При увольнении получил звание капрала.
Иван Захаренко