Рикошет истории

КАК ЯПОНИЯ ПОТЕРЯЛА ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ И МОЖЕТ ЛИ ОНА ВЕРНУТЬ ЕЕ СНОВА?

Япония захватит Латинскую Америку? Сейчас это может показаться невероятным, особенно для человека, не особо интересующегося историей, но в 30-х годах прошлого века США были весьма обеспокоены торговой и культурной экспансией Страны восходящего солнца на Запад. Об этом в своей статье довольно тревожным тоном писал Карлтон Билс из нью-йоркского издания «Американ меркьюри». Для советского читателя перевод этой статьи был опубликован в издании «За рубежом» № 17 (85) от 15 июня 1935 года.

Какие только товары не везли японские предприниматели в Латинскую Америку! Начиная с боеприпасов, продовольствия и лекарств и заканчивая галстуками, игрушками и теннисными туфлями — и все это великолепие по очень низким ценам. Зайти на латиноамериканский рынок азиатам было совсем несложно - дешевизна товаров объяснялась низкой стоимостью японского труда и обесцененной иеной. К тому же уровень жизни в Японии тогда был примерно такой же, как в Латинской Америке, и соответственно продавали японцы то, что могли себе позволить практически все жители Бразилии, Чили или Аргентины.



Японскую торговлю облегчило существование больших японских колоний в Мексике, Панаме, Чили, Аргентине и особенно в Перу и Бразилии. Проживающие там японцы занимаются большей частью мелкой розничной торговлей, тогда как американцы из США преимущественно являются представителями крупных фирм. Таким образом, японец более тесно соприкасается с массой населения.

Разумеется, так было не всегда. До Первой мировой в Южной Америке на рынках безраздельно правила Европа: Великобритания, Германия и Франция. Англия к тому же активно помогала деньгами странам, которые отстаивали свою независимость. Но Первая мировая опустошила карманы европейских держав, и латиноамериканские рынки быстро прибрал к рукам Дядя Сэм. В первую очередь, как водится, был захвачен телефон и телеграф — крупные американские компании связи поглотили в свое время разросшиеся там британские. Британский «Рейтерс» и французский «Гавас» из информационного поля вытеснил американский «Юнайтед пресс», который был печатным словом для продвижения американских компаний и товаров. Американские корпорации проглатывали, даже не поморщившись, местные энергетические компании, стали монополистами в области морских перевозок и сельского хозяйства. Но излишне агрессивная политика и высокие пошлины привели к всплеску экономического национализма, местные начали бойкотировать американские товары, а пресса то и дело обличала жадных капиталистов.

Мировой экономический кризис еще больше ослабил наше положение. Банкротство и революции в странах Латинской Америки привели к всеобщей несостоятельности в выплате займов: мы не могли больше давать взаймы денег, на которые у нас покупали бы товары, и тем самым ещё усилили депрессию и политическую неустойчивость на юге. Поскольку наши экспортные товары стоят больше из-за высокой валюты и высоких пошлин, покупательная способность южноамериканских коммерсантов на нашем рынке ещё больше упала в тот самый момент, когда обострилась международная торговая конкуренция и выступила на арену Япония.

Япония предложила латиноамериканцам то, чего не смогли США: качественные, но очень доступные товары. Да, бизнесмены из Страны восходящего солнца не были владельцами заводов, газет, пароходов, как компании Дядюшки Сэма, но они весьма успешно провели культурную интервенцию. Сегодня это бы назвали «мягкой силой»: Южную Америку стали часто посещать японские актеры, поэты и лекторы. В газетах появлялись интересные статьи о традициях и быте японцев. Время от времени в Чили и Перу проводились выставки азиатского текстиля, который был вполовину дешевле местного.

С середины 20-х экспорт в Парагвай увеличился на 300 процентов — тут сыграло роль, что он вел войну с Боливией, и Япония помогала боеприпасами. А еще японцы охотно переезжали в Латинскую Америку — в начале 30-х в той же Бразилии диаспора насчитывала 100 тысяч человек.

И все бы было хорошо у Японии в Латинской Америке, если бы с началом Второй мировой она зашла в правильную дверь. Но азиатская страна ошиблась с выбором союзников. В 1941 году после нападения на Перл-Харбор Латинская Америка начала разрывать все отношения с Японией. Японцы, ранее столь благополучно жившие среди местного населения, оказались под ударом – многих из них интернировали, а имущество было конфисковано. Страна, которая так стремительно завоевывала рынок, оказалась на грани полной экономической и культурной изоляции.

В первые годы после войны Япония находилась под американской оккупацией и не могла вести активную внешнюю политику. Однако уже в конце 1940-х – начале 1950-х годов некоторые страны Латинской Америки начали восстанавливать дипломатические отношения с Токио.

В 1952 году, после подписания Сан-Францисского мирного договора, Япония вновь получила международное признание. Осадочек, конечно, остался, но путь для экономического и политического сотрудничества был открыт.

Расцвет торговых отношений пришелся на 80-е. Крупные японские компании, такие как Toyota, Honda, Sony, Mitsubishi, начали открывать заводы и филиалы в странах Латинской Америки. Кроме этого, Япония активно участвовала в строительстве дорог, мостов, портов и промышленных предприятий и даже стала крупным донором экономической помощи для Латинской Америки.

Но вся эта блестящая торгово-инвестиционная карусель резко застопорилась, когда лопнул «Японский финансовый пузырь», оставив после себя горькое похмелье экономического спада. До этого момента Япония исправно снабжала Латинскую Америку своими автомобилями, электроникой и промышленным оборудованием, а взамен получала природные богатства — нефть, медь, железную руду и урожайные дары континента.

Однако когда финансовый пузырь схлопнулся, внутренний спрос упал, экспорт захромал, а осторожные японские компании стали смотреть на внешнюю торговлю с большой долей недоверия. Латиноамериканский импорт тоже пошел на спад — не до дорогих японских игрушек, когда своя экономика шатается, как канатоходец в шторм.

Опустевшую нишу быстро заполнили США и другой азиатский тигр - Китай, в начале нулевых предложивший латиноамериканским странам более выгодные условия по импорту ресурсов и кредитованию.

Пока Вашингтон привычно хлопал себя по спине за былые успехи, он «прохлопал» момент, когда Пекин уверенно занял свое место под жарким солнцем Латинской Америки. Китай активно прокладывает торговые маршруты в регион, строит там свои заводы, инвестирует в инфраструктурные объекты, а объем торговли между странами региона и Китаем подбирается к внушительным $450 миллиардам.

Сейчас США рискует, как в свое время Япония, потерять лидирующие позиции из-за сомнительной внешней политики нового президента. Так что, возможно, у Страны восходящего солнца вновь появился шанс на триумфальное возвращение.
Мария Седнева
06.03.2025
Важное

Дональд Трамп объявил о введении 25-процентных пошлин на импорт автомобилей.

28.03.2025 13:00:00

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00
Другие Ретроспективы

Заголовок: «Космический "порог" Японии»
Номер и дата выпуска: № 29 (422) 12-18 июля 1968 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 45 (230), 6 ноября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 21 сентября 1980 г.
Источник: «Главная редакция информации».

Заголовок: «Дивадло-36»
Номер и дата выпуска: № 1 (105) 5 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».