» был произведен 16 апреля в 20 часов 54 минуты (здесь и далее время московское). Хотя вышел из строя запасной гироскоп в системе управления ракеты-носителя и нарушилась связь со станциями слежения в
начало экспедиции. Через 12 минут последняя ступень ракеты-носителя вывела корабль
Затем «
Аполлон» был переведен на траекторию полета к
Луне, и началась перестройка отсеков, которая завершилась 17 апреля в 00 часов 13 минут. Во время полета к
Луне космонавты проверяли бортовые системы, проводили, надев на глаза специальное устройство с фотоэмульсией, наблюдение
фосфенов (вспышек, «видимых с закрытыми глазами»). Они осуществили эксперимент по электрофорезу в условиях невесомости с целью исследования возможностей получения
химически чистых материалов, необходимых, например, для изготовления вакцин, проводили биологические и другие наблюдения.
Несколько раз казалось, что посадку на Луну придется отменить из-за различных неисправностей, которые преследовали космонавтов во время полета и которые заставили изрядно поволноваться американские наземные службы. Вскоре после выхода на орбиту было обнаружено повышение давления в баллоне с гелием в последней ступени. А в 4 часа 45 минут 17 апреля, уже после перестройки отсеков, космонавты внезапно заметили через иллюминатор, как от корпуса лунной кабины каждые 5–10 секунд отлетают довольно крупные «хлопья» — это отслаивалась теплоизоляция. Она, по словам космонавтов, «коробилась, вспучивалась и отслаивалась».
Специалисты пришли к выводу, что отслаивание объяснялось
низким качеством партии краски на кремнийорганической основе, которая была использована для покрытия лунной кабины в качестве дополнительного
средства теплоизоляции. Однако, по их мнению, полет можно было продолжать без каких-либо
изменений в его программе. 18 апреля космонавтов пришлось
разбудить на час раньше в связи с нарушением автоматической системы переключения антенн, в результате чего после каждого 11-минутного сеанса приема
телеметрической информации следовал перерыв длительностью 7,5 минуты.
19 апреля, после перехода в лунную кабину, космонавты
провели тренировку по надеванию скафандров в условиях невесомости. Затем корабль вышел на орбиту вокруг
Луны. 20 апреля в 18 часов 02 минуты
Янг и
Дьюк перешли в лунную кабину и начали очередную
проверку бортовых систем. Сначала была обнаружена неисправность в системе поворота остронаправленной антенны лунной кабины, на устранение которой потребовалось около часа. Затем
повысилось давление в одном из топливных баков лунной кабины.
Через 3 часа было
произведено разделение основного блока, который должен был оставаться на орбите вокруг
Луны, от лунной кабины. Согласно программе, посадка намечалась
на 23 часа 41 минуту.
Однако после отделения лунной кабины, в которую пересели
Янг и
Дьюк, от основного блока
Маттингли сообщил, что при проверке двигательной установки перед включением маршевого двигателя он обнаружил
неисправность. Согласно инструкции, в этом случае
запрещалось включение маршевого двигателя, и основной блок не мог быть переведен на «орбиту встречи» с лунной кабиной.
Руководители полета указали, что создавшаяся ситуация может заставить
отказаться от высадки на Луну, но не угрожает непосредственно жизни космонавтов.
Анализ неисправности специалистами в Хьюстоне показал, что, по-видимому, произошел обрыв электрической цепи в одном из контуров обратной связи (такая же неисправность случилась в свое время на «Аполлоне-9»). Они пришли к выводу: маршевый двигатель всё же можно использовать, и посадка не была отменена. Однако программа полета была пересмотрена и сокращена на сутки.
Приводнение отсека с экипажем, планировавшееся на 28 апреля, пришлось
перенести на 27 апреля — в 530 километрах к югу от первоначально намечавшейся точки в
Тихом океане.
Поскольку лунная кабина совершала
незапланированные витки, в момент включения двигателя перед посадкой она оказалась на 6,4 километра южнее и на 4,8 километра
выше расчетной точки.
Прилунение проходило в сложных условиях.
Янгу, пилотировавшему лунную кабину, пришлось
маневрировать с целью выбора ровной площадки. Наконец, почти через 6 часов после намеченного времени, в 05 часов 24 минуты 21 апреля,
удалось сесть. По просьбе космонавтов их первый выход на
Луну был перенесен:
Янгу и
Дьюку предоставили 8-часовой отдых.
В 19 часов 56 минут
Янг вышел на поверхность
Луны. Через 5 минут к нему присоединился Дьюк. Они обнаружили, что лунная кабина
опустилась на единственную ровную площадку в самом центре кратера. Склоны кратера поднимались под углом примерно
30 градусов, и в случае посадки в другом месте лунная кабина оказалась бы в
опасном положении. Янг и Дьюк развернули на поверхности комплекс научных приборов и пробурили
три скважины глубиной до 3 метров. Две из них предназначались для размещения
зондов прибора, измеряющего тепловые потоки из глубин
Луны.Третья скважина была пробурена для получения керна.
Во время установки аппаратуры
Янг случайно задел ногой кабель, соединяющий прибор для измерения тепловых потоков с телеметрическим блоком,
и порвал его. По решению руководителей полета космонавты не предприняли попыток
починить кабель, хотя это заставило отказаться «от самого важного эксперимента» на лунной поверхности. Космонавты сообщили на
Землю, что чувствуют себя хорошо.
Правда, Янг через некоторое время стал жаловаться, что он
мерзнет даже под солнечными лучами и при активной работе. Дьюку, наоборот, было жарко, и он включал на полную мощность
систему охлаждения скафандра. При извлечении колонки с керном частота пульса у него повысилась до 140 в минуту. Участок посадки покрыт 15-сантиметровым слоем
лунной пыли, затруднявшей передвижение космонавтов. Пыль густым слоем оседала на скафандрах
Янга и
Дьюка, которые напоминали
«людей, только что вылезших из угольного бункера».
Находясь на поверхности Луны, Янг и Дьюк совершили несколько поездок на «лунном вездеходе». Космонавты отмечали легкость управления «вездеходом». Однако его задние колеса нередко буксовали, как на снегу. Один раз Янг и Дьюк потеряли ориентировку, и им пришлось возвращаться, придерживаясь, чтобы не заблудиться, ранее проложенной колеи. Ученых заинтересовали показания используемого космонавтами портативного магнитометра. В районе посадки он зарегистрировал напряженность магнитного поля до 238 гамм — самая высокая величина, когда-либо замеренная на Луне.
22 апреля в 20 часов 20 минут Янг и Дьюк отправились к горе
Стоун. «Вездеход» на этот раз шел тяжело. Из-за тряски
поломался индикатор дифферента, и космонавты не могли определить, поднимаются они или спускаются. Затем отвалилось
пылезащитное крыло на правом заднем колесе, и их засыпало пылью. Янг и Дьюк
переворачивали большие камни в поисках кристаллических образцов, поскольку ученые ожидали обнаружить в районе высадки значительное количество
кристаллических базальтов вулканического происхождения.
Второй выход космонавтов на поверхность, во время которого они проделали путь в 11,5 километра, завершился 23 апреля в 02 часа 57 минут.
Маттингли наблюдал и фотографировал поверхность
Луны с орбиты. У кратера
Мандельштам на обратной стороне естественного спутника
Земли он увидел
«явно выраженный поток лавы». Маттингли настолько увлекся работой, что даже пропустил время приема пищи.
Во второй половине дня 23 апреля космонавты в последний раз вышли
на поверхность Луны. Они совершили поездку к кратеру
Норт Рей. У его края
Янг и
Дьюк обнаружили много крупных камней. Некоторые из них достигали высоты 10–15 метров. По просьбе ученых космонавты
откололи образцы от одного белого и одного черного камня. Тот факт, что на плоскогорье
Декарт почти не было обнаружено образцов
вулканического происхождения, по-видимому, означает, считают ученые, что эволюция материковых областей
Луны протекала значительно сложнее, чем предполагали.
24 апреля в 4 часа 26 минут
Янг и Дьюк стартовали с поверхности
Луны. Затем была произведена стыковка взлетной ступени с находящимся на селеноцентрической орбите основным блоком, куда перешли
Янг и Дьюк. Через некоторое время космонавты сбросили взлетную ступень лунной кабины, которая должна была упасть на поверхность естественного спутника
Земли. Но, очевидно, в связи с неоднократным изменением программы полета, указывают наблюдатели, космонавты
запутались и забыли вовремя поставить в нужное положение один из переключателей. В результате взлетная ступень будет вращаться вокруг
Луны около года — примерно столько же, сколько 40-килограммовый спутник, «выпущенный» с корабля 25 апреля, незадолго до перехода на траекторию полета к
Земле.
С завершением полета «
Аполлона-16» приближается к концу программа исследования
Луны — «Аполлон», на которую было затрачено около
25 миллиардов долларов, констатирует американская печать. Остался только один полет «
Аполлона-17», который намечен на декабрь. После этого, пишет журнал
«Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт», в последующие два десятилетия
США, по заявлению официальных представителей, видимо, не организуют новых экспедиций на Луну.
«У Соединенных Штатов нет планов использования автоматических станций для исследования Луны, аналогичных программе "Аполлон"», — указывает один из ведущих американских научных обозревателей
Дж. Уилфорд.
А. Сергеев