За время пребывания у власти в Перу правительство Хуана Веласко Альварадо осуществило ряд радикальных прогрессивных реформ в интересах народа: крестьянам переданы земли латифундистов и иностранных монополий, в руки государства перешла собственность ряда господствовавших в экономике страны зарубежных корпораций, ограничены масштабы и сфера деятельности иностранного капитала, взят прогрессивный внешнеполитический курс.
Среди наиболее важных мероприятий нынешнего правительства Перу (оно пришло к власти в октябре 1968 года) – экспроприация собственности «Интернэшнл петролеум компани»; быстрое проведение аграрной реформы в крупных, принадлежавших капиталистам поместьях побережья и феодальных землевладениях сьерры; передача свыше пяти миллионов гектаров земли кооперативам и крестьянским общинам; национализация рыбной промышленности и производства цемента; взятие в руки государства четырех из восьми самых крупных коммерческих банков; принятие законов, ограничивающих иностранные капиталовложения; учреждение промышленных общин на предприятиях (закон о них гарантирует паритетное участие рабочих в управлении и прибылях; трудящимся может принадлежать до 50 процентов стоимости предприятия). Можно назвать многие другие меры правительства, вплоть до национализации в январе текущего года предприятий американской монополии-гиганта «Серро де Паско» и опубликования в последующие месяцы закона создании сектора общественной собственности, которая должна стать основной формой собственности в стране (наряду с государственной, смешанной и частной). Добавив к этому реформу системы образования и важные изменения в области внешней политики, в частности признание Кубы и других социалистических стран, можно получить представление о тех преобразованиях, которые затронули все сферы жизни этой латиноамериканской республики.
Следует напомнить, что еще в начале своей деятельности нынешнее правительство страны столкнулось с серьезными трудностями – внешней зависимостью Перу, ее сильной отсталостью в области экономики. Конечно, и сейчас у правительства много проблем – они очевидны уже при первом знакомстве с жизнью страны. Вот один пример: разительный контраст между богатством природных ресурсов, с одной стороны, и недостатком финансовых и технологических средств для разведки и разработки с другой. Правительство отвергает грабительские условия многонациональных корпораций, но своих накоплений пока очень мало. В различных районах страны обнаружены огромные залежи меди, и Перу, возможно, выйдет на одно из первых мест в мире по ее добыче и производству. Однако разработка залежей требует огромных средств, и правительство вынуждено обращаться за помощью к иностранному капиталу, хотя и на основе договоров, отстаивающих исключительное право государства на продажу меди.
В июле стоимость труб поднялась до 650 долларов за тонну. Как в таких условиях планировать стоимость сооружения нефтепровода!
Другой пример. Ежегодный урожай зерновых в Перу – 150 тысяч тонн. Ожидают, что к 1980 году он возрастет до 550 тысяч тонн. Но ведь уже в нынешнем году для удовлетворения потребностей необходимо 900 тысяч тонн зерна, цены на которое на мировом рынке с июня 1972-го по декабрь 1973 года выросли в 4 раза; почти на столько же за этот период подорожали удобрения. Это еще раз подчеркивает остроту выбора: уменьшить и без того недостаточно высокое потребление жизненно необходимых продуктов или замедлить экономическое развитие?
Правительство удерживает инфляцию на уровне 15 процентов. Это намного ниже, чем в большинстве латиноамериканских стран (в Чили она достигла фантастической цифры – более 700 процентов). И все же цены постоянно растут. Однако с 1977 года ожидается улучшение положения: именно на этот год намечено начало «экономического взлета» в результате укрепления хозяйства и увеличения доходов от нефти и меди. Но ближайшие два года будут трудными, возможно, очень трудными для Перу. Правительство не скрывает этого. Между тем реакция всячески преувеличивает трудности, пугая обывателей призраком кризиса, сея страх и неуверенность среди населения.
В мае прошлого года властям удалось успешно преодолеть первый серьезный правительственный кризис. Адмирал Варгас Кабальеро, командующий военно-морскими силами и министр, воспользовавшись нападками бразильской печати Перу, занял антиправительственную позицию. Когда президент предложил ему подать в отставку, адмирал, поддержанный группой морских офицеров, отказался сделать это. Настал весьма острый момент. Но в конце концов «мятежники» вынуждены были уйти с политической арены, а престиж правительства резко возрос.
В июне прошлого года, подстрекаемые латифундистами, собственность которых экспроприирована, мелкие средние землевладельцы провели в различных районах Перу демонстрации. В ответ правительство обнародовало закон, в котором вновь подтвердило гарантии их собственности не землю.
Среди части интеллигенции и университетских студентов оппозиция правительству по-прежнему заметна. Здесь различные группы ультралевых (только в столице их насчитывается 71). Часть перуанских леваков явно повторяет догматические схемы западноевропейских и североамериканских «неомарксистов», которые в последнее время наводняют страны Латинской Америки. В то же время они представляют ту мелкобуржуазную оппозицию, которая еще недавно грозила победить олигархию «слева», а сегодня выступает против правительства, которое шаг за шагом искореняет то, против чего эта оппозиция боролась лишь на словах. Не случайно ультралевые практически слились с апристами (члены так называемой Народной партии, возникшей в 1924 году на базе Американского народно-революционного альянса – АПРА – и представляющей в последнее время интересы в основном крупной буржуазии, хотя за ней всё еще идут некоторые мелкобуржуазные слои. – Ред.), которые еще в 30-е годы стремились прийти к власти, выступая с антиимпериалистических позиций, а позже скатились на позицию защиты империализма.
Во время пребывания в Перу у нас состоялась встреча с генералом Леонидасом Родригесом Фигероа, одним из офицеров, которые вместе с Веласко Альварадо подготовили и осуществили приход нынешнего правительства к власти в 1968 году. В настоящее время он командует военным округом Лимы, где сосредоточена большая часть вооруженных сил страны. Во время встречи он сказал следующее: «Вы, очевидно, помните Перу десятилетней давности. Крестьяне боялись армии – символа их угнетения. Крестьяне и офицеры были врагами. Сегодня офицеры, генералы приходят к крестьянам, мы вместе обсуждаем реформы, говорим о справедливости, осуждаем империализм. Отдаете ли вы, европейцы, отчет о глубине происходящих у нас изменений? Мы хотим не только реформ, мы хотим построить совершенно новое общество. Конечно, для этого понадобится время, нужны молодые силы, чтобы процесс преобразований приобрел еще более глубокий характер. Однако никто и никогда не сможет остановить этот процесс…»
Изменения, происходящие в сельском хозяйстве, отражают историческую оправданность курса, начатого правительством в 1968 году. Аграрная реформа, хотя она до сего времени и не привела к существенному росту производства, пробудила тем не менее крестьянские массы, которые начали принимать активное участие в политической жизни. Государство пока еще не имеет возможности удовлетворить запросы крестьян в кредитах, машинах, технической помощи. Но в перуанских деревнях заметны изменения, крестьяне освободились от векового социального угнетения. Их поддержка процесса преобразований – это еще одно свидетельство того, что он являет собой начало аграрной, национальной, антиимпериалистической революции.
Перуанский город-крепость возрастом почти 4000 лет открылся для туристов.
Повторить путь Анны Франк в школу теперь можно с помощью смартфона. ИИ-реконструкция превращает улицы Амстердама в интерактивный памятник жертвам нацизма.
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 15 декабря 1977 г.
Источник: главная редакция информации.
Заголовок «Телефон сегодня и завтра».
Номер и дата выпуска: № 21 (986) 1979 г.
Источник: газета «За рубежом».
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 22 февраля 1977 г.
Источник: главная редакция информации.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 3
(760) от 10-16 января 1975 г.