После того как Юрий Гагарин произнес историческое «Поехали!» и махнул рукой, в космическую гонку включились едва ли не все крупные страны мира. Япония не осталась в стороне. В 1968 году она запустила 16-метровую ракету «Лямбда-3- эйч». Но, как писало токийское издание «Майнити», стать успешными покорителями космоса шансов у Японии немного из-за скудного финансирования отрасли. Почему Страна восходящего солнца достигла своего порога – об этом советский читатель узнал из выпуска «За рубежом» под № 29 (422) от 12-18 июля 1968 года.
«Япония – признанный лидер во многих отраслях промышленности, однако и этой стране пока далеко до конкуренции с ведущими мировыми державами в области освоения космоса» – предложение, с которого начиналась статья токийского журналиста, хоть и звучало несколько обидно, зато в точности отражало существующее на тот момент положение дел.
Япония и правда не могла похвастаться особыми достижениями: в ее космической «копилке» был разве что запуск ракеты
«Лямбда-3-эйч» на высоту в 75 километров. Все остальное лишь в планах.
Летом текущего года ученые Токийского университета планируют провести экспериментальные запуски ракет типа «Лямбда», «Мю». Первая крупная ракета «Мю» была запущена в октябре 1966 года. Длина четырехступенчатой «Мю» – метр, вес – 40 тонн. Ракета работает на твердом топливе, развивая тяговое усилие до 100 тонн в минуту. Предполагается, что ракеты типа «Мю» могут достигать высоты в 380 километров.
Но самой амбициозной целью японских космических инженеров стал, разумеется, запуск собственного спутника, который выполнял бы несколько функций: от ретрансляции телепрограмм до сбора метеорологических данных. Вывести собственный зонд на орбиту планировалось до 1973 года, но для этого понадобилась бы куда более мощная ракета, чем те, что были в космическом арсенале
Японии на тот момент.
Сотрудники управления разрабатывают конструкции ракет серий «Кью», «Эм» и «Эн». Ракеты серии «Кью» представляют собой усовершенствованный вариант ракет «Мю». Первая и вторая ступени ракет «Кью» оборудованы системой ориентации. До этого японские ракеты не имели ориентационных систем. Ракеты серии «Эн» будут крупнейшими в Японии. Вес ракеты «Эн» почти 80 тонн. Она способна развить тяговое усилие до 100–120 тонн. Третья и четвертая ступени ракет серий «Кью», «Эм» и «Эн» будут заправляться жидким топливом. До последнего времени все японские космические ракеты работали исключительно на твердом топливе, и лишь их последние ступени заправлялись жидким топливом. Трудно, однако, предполагать, что к 1973 году Япония сможет самостоятельно осуществить запуск подобных спутников.
Неудивительно, что даже местные журналисты смотрели на эту перспективу скептически: космическая отрасль в
Японии финансировалась крайне скудно. Из необходимых 172 миллиардов йен правительство выделило… 7 млрд. Многие японские ученые прямым текстом говорили, что, пока объем ассигнований не достигнет хотя бы 36 млрд,
Япония может не рассчитывать не то что на победу, а даже на участие в глобальной космической гонке.
Но, несмотря на пессимистичный настрой,
Япония, как и планировала, запустила свои ракеты «
Лямбда» и «
Мю» в 1969-м. Не всё прошло как по маслу, конечно. 22 сентября того года ракета
«Лямбда-4S» («Лямбда-48») попробовала выйти в космос в четвертый раз, но, увы, её путь прервался на этапе работы третьей ступени – запуск оказался неудачным. А вот ракета «
Мю» показала себя с лучшей стороны, и в 1969 году старты прошли успешно.
Переломный момент в японской космической отрасли наступил в 1970 году, когда
Япония официально вступила в ряды международных космических держав и подписала соглашения с крупными игроками, такими как
США. Это обеспечило ученым доступ к более современным технологиям и ценным знаниям. Но настоящим прорывом стало создание в 1972 году
Национального управления космических исследований и разработок (NASDA), которое позже стало известным как
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) – своего рода японский «космический стартап», только гораздо более амбициозный.
Кроме того, успешные запуски ракет и разработка новых моделей, таких как ракеты
N-I, вызвали интерес, а следом и увеличение финансовых вливаний в космическую программу.
И да,
Японии удалось запустить собственный спутник до 1973 года. 11 февраля 1970-го с
Космического центра Утиноура на орбиту был выведен спутник «
Осуми» с помощью ракеты-носителя
Lambda 4S-5. Это был момент, когда
Япония вступила в эксклюзивный клуб – стала четвертой страной, которая смогла запустить спутник самостоятельно, после
СССР,
США и
Франции.
«
Осуми» – маленькая (всего 24 килограмма), но гордая птичка: он был отправлен на эллиптическую орбиту с апогеем около 5 150 км и перигеем 335 км, чтобы проверить новые технологии запуска и провести несколько инженерных экспериментов. Увы, японский «
Икар» спалил свои крылья: сигнал от спутника исчез всего через 14-15 часов после старта. Как оказалось, случился перегрев, вызвавший падение мощности. Но, даже несмотря на свою раннюю «смерть», спутник «
Осуми» еще 33 года оставался на орбите. Окончательно история японского первопроходца завершилась 2 августа 2003 года, когда спутник наконец сгорел в атмосфере.
К 2022 году на орбите успешно работали уже 88 японских спутников, а сама страна занимала 6-е место в мире по запускам.
Одним из самых ярких достижений стала миссия
«Хаябуса-2» 2020 года, когда в ходе специальной миссии японский аппарат смог взять образцы с астероида
Рюгу и привезти их на
Землю – это был первый подобный случай в истории.
В 2023 году
Япония оказалась на четвертом месте среди стран, которые чаще всего высаживались на
Луну или приближались к ней.
Самым знаковым событием 2024-го стал запуск
SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) – миссии, в ходе которой
Япония планировала продемонстрировать технологии сверхточной посадки модулей. Закончилась она, правда, бесславно.
19 января 2024 года
SLIM триумфально достиг поверхности
Луны… и тут же лег на бок, как усталый самурай после битвы. По трагическому стечению обстоятельств солнечные панели смотрели не в ту сторону, и аппарат разрядился, оставив земных инженеров в легкой панике.
SLIM в итоге ожил, когда
Солнце подсветило панели, но ненадолго – холодная лунная ночь отправила его в спячку окончательно. Впрочем, нельзя назвать эту миссию полным провалом: да,
SLIM проработал недолго, но он доказал, что садиться на
Луну можно с ювелирной точностью, а это важно для будущих баз и экспедиций. К тому же, благодаря ему
Япония стала пятой страной, покорившей
Луну.
Сейчас в стране также активно развиваются интересные космические стартапы. Например,
iSpace хотят стать
«SpaceX для Луны» – они разрабатывают посадочные модули и планируют зарабатывать на доставке грузов.
Astroscale планируют хватать космический мусор магнитами: они уже тестируют спутник
ELSA-
d, который ловит «мертвые» аппараты.
Gitai создают роботов-астронавтов для работы на
МКС и
Луне. Их робот
S1 уже тестировался на
МКС: он умеет крутить гайки и переключать тумблеры.
Мария Седнева
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney