Ни «Кью», ни «Мю»?


После того как Юрий Гагарин произнес историческое «Поехали!» и махнул рукой, в космическую гонку включились едва ли не все крупные страны мира. Япония не осталась в стороне. В 1968 году она запустила 16-метровую ракету «Лямбда-3- эйч». Но, как писало токийское издание «Майнити», стать успешными покорителями космоса шансов у Японии немного из-за скудного финансирования отрасли. Почему Страна восходящего солнца достигла своего порога – об этом советский читатель узнал из выпуска «За рубежом» под № 29 (422) от 12-18 июля 1968 года.

«Япония – признанный лидер во многих отраслях промышленности, однако и этой стране пока далеко до конкуренции с ведущими мировыми державами в области освоения космоса» – предложение, с которого начиналась статья токийского журналиста, хоть и звучало несколько обидно, зато в точности отражало существующее на тот момент положение дел. Япония и правда не могла похвастаться особыми достижениями: в ее космической «копилке» был разве что запуск ракеты «Лямбда-3-эйч» на высоту в 75 километров. Все остальное лишь в планах.



Летом текущего года ученые Токийского университета планируют провести экспериментальные запуски ракет типа «Лямбда», «Мю». Первая крупная ракета «Мю» была запущена в октябре 1966 года. Длина четырехступенчатой «Мю» – метр, вес – 40 тонн. Ракета работает на твердом топливе, развивая тяговое усилие до 100 тонн в минуту. Предполагается, что ракеты типа «Мю» могут достигать высоты в 380 километров.

Но самой амбициозной целью японских космических инженеров стал, разумеется, запуск собственного спутника, который выполнял бы несколько функций: от ретрансляции телепрограмм до сбора метеорологических данных. Вывести собственный зонд на орбиту планировалось до 1973 года, но для этого понадобилась бы куда более мощная ракета, чем те, что были в космическом арсенале Японии на тот момент.

Сотрудники управления разрабатывают конструкции ракет серий «Кью», «Эм» и «Эн». Ракеты серии «Кью» представляют собой усовершенствованный вариант ракет «Мю». Первая и вторая ступени ракет «Кью» оборудованы системой ориентации. До этого японские ракеты не имели ориентационных систем. Ракеты серии «Эн» будут крупнейшими в Японии. Вес ракеты «Эн» почти 80 тонн. Она способна развить тяговое усилие до 100–120 тонн. Третья и четвертая ступени ракет серий «Кью», «Эм» и «Эн» будут заправляться жидким топливом. До последнего времени все японские космические ракеты работали исключительно на твердом топливе, и лишь их последние ступени заправлялись жидким топливом. Трудно, однако, предполагать, что к 1973 году Япония сможет самостоятельно осуществить запуск подобных спутников.

Неудивительно, что даже местные журналисты смотрели на эту перспективу скептически: космическая отрасль в Японии финансировалась крайне скудно. Из необходимых 172 миллиардов йен правительство выделило… 7 млрд. Многие японские ученые прямым текстом говорили, что, пока объем ассигнований не достигнет хотя бы 36 млрд, Япония может не рассчитывать не то что на победу, а даже на участие в глобальной космической гонке.

Но, несмотря на пессимистичный настрой, Япония, как и планировала, запустила свои ракеты «Лямбда» и «Мю» в 1969-м. Не всё прошло как по маслу, конечно. 22 сентября того года ракета «Лямбда-4S» («Лямбда-48») попробовала выйти в космос в четвертый раз, но, увы, её путь прервался на этапе работы третьей ступени – запуск оказался неудачным. А вот ракета «Мю» показала себя с лучшей стороны, и в 1969 году старты прошли успешно.

Переломный момент в японской космической отрасли наступил в 1970 году, когда Япония официально вступила в ряды международных космических держав и подписала соглашения с крупными игроками, такими как США. Это обеспечило ученым доступ к более современным технологиям и ценным знаниям. Но настоящим прорывом стало создание в 1972 году Национального управления космических исследований и разработок (NASDA), которое позже стало известным как Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) – своего рода японский «космический стартап», только гораздо более амбициозный.

Кроме того, успешные запуски ракет и разработка новых моделей, таких как ракеты N-I, вызвали интерес, а следом и увеличение финансовых вливаний в космическую программу.

И да, Японии удалось запустить собственный спутник до 1973 года. 11 февраля 1970-го с Космического центра Утиноура на орбиту был выведен спутник «Осуми» с помощью ракеты-носителя Lambda 4S-5. Это был момент, когда Япония вступила в эксклюзивный клуб – стала четвертой страной, которая смогла запустить спутник самостоятельно, после СССР, США и Франции.

«Осуми» – маленькая (всего 24 килограмма), но гордая птичка: он был отправлен на эллиптическую орбиту с апогеем около 5 150 км и перигеем 335 км, чтобы проверить новые технологии запуска и провести несколько инженерных экспериментов. Увы, японский «Икар» спалил свои крылья: сигнал от спутника исчез всего через 14-15 часов после старта. Как оказалось, случился перегрев, вызвавший падение мощности. Но, даже несмотря на свою раннюю «смерть», спутник «Осуми» еще 33 года оставался на орбите. Окончательно история японского первопроходца завершилась 2 августа 2003 года, когда спутник наконец сгорел в атмосфере.

К 2022 году на орбите успешно работали уже 88 японских спутников, а сама страна занимала 6-е место в мире по запускам.

Одним из самых ярких достижений стала миссия «Хаябуса-2» 2020 года, когда в ходе специальной миссии японский аппарат смог взять образцы с астероида Рюгу и привезти их на Землю – это был первый подобный случай в истории.

В 2023 году Япония оказалась на четвертом месте среди стран, которые чаще всего высаживались на Луну или приближались к ней.

Самым знаковым событием 2024-го стал запуск SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) – миссии, в ходе которой Япония планировала продемонстрировать технологии сверхточной посадки модулей. Закончилась она, правда, бесславно.

19 января 2024 года SLIM триумфально достиг поверхности Луны… и тут же лег на бок, как усталый самурай после битвы. По трагическому стечению обстоятельств солнечные панели смотрели не в ту сторону, и аппарат разрядился, оставив земных инженеров в легкой панике.

SLIM в итоге ожил, когда Солнце подсветило панели, но ненадолго – холодная лунная ночь отправила его в спячку окончательно. Впрочем, нельзя назвать эту миссию полным провалом: да, SLIM проработал недолго, но он доказал, что садиться на Луну можно с ювелирной точностью, а это важно для будущих баз и экспедиций. К тому же, благодаря ему Япония стала пятой страной, покорившей Луну.

Сейчас в стране также активно развиваются интересные космические стартапы. Например, iSpace хотят стать «SpaceX для Луны» – они разрабатывают посадочные модули и планируют зарабатывать на доставке грузов. Astroscale планируют хватать космический мусор магнитами: они уже тестируют спутник ELSA-d, который ловит «мертвые» аппараты. Gitai создают роботов-астронавтов для работы на МКС и Луне. Их робот S1 уже тестировался на МКС: он умеет крутить гайки и переключать тумблеры.
Мария Седнева
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
27.03.2025
Важное

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00

Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.

17.04.2025 17:00:00
Другие Ретроспективы

Заголовок: «Поющее пламя».
Номер и дата выпуска: № 16 (409) от 12-18 апреля 1968 года.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 45 (230), 6 ноября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 9 февраля 1979 г.
Источник: Главная редакция информации.

Автор: Уильям Гарнер
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 39 (1576) 1990 г.