В ЛОНДОНЕ НАСТУПИЛ СЕЗОН БАНКЕТОВ И БАНКЕТНЫХ РЕЧЕЙ. ЭТОМУ ПОСВЯЩЕН ФЕЛЬЕТОН ИЗ «НЬЮЗ КРОНИКЛ»
В сотне ресторанов, в тысяче зал сегодня вечером люди нерешительно встанут со своих мест и обратятся к слушателям с речами на всевозможные темы, начиная от величия Британской империи и кончая тремя шиллингами и четырьмя с половиной пенсами, израсходованными на прохладительные напитки на благотворительном балу у викария.
Они встанут с трудом и неуверенно. Произнеся речь, они обнаружат, что еще труднее сесть. Их начнет разъедать сомнение: не забыли ли они подчеркнуть существенный момент, сказать блестящую остроту, провести уничтожающую параллель, которые они так тщательно обдумали дома.
Они вернутся вспять, потеряют нить мысли, будут запинаться, повторяться, поправлять себя и, наконец, сядут под вежливые хлопки.
Ибо наступил сезон публичных выступлений. Подобно тому, как ноябрьские дожди пенят реки, так подступает к горлу волна вечернего красноречия. С приближением вечера развязывается язык.
Средний опытный оратор говорит со скоростью ста восьмидесяти слов в минуту, десять тысяч восемьсот слов в час.
Гладстон, который никогда не мямлил и понимал значение паузы, как немногие ораторы, говорил в пылу увлечения со скоростью двухсот пятидесяти слов в минуту – чуть ли не быстрее всех известных ораторов.
Мы с вами, когда нас просят сказать традиционные «несколько слов», будем, вероятно, говорить со скоростью не больше ста тридцати слов в минуту. Остальное время уйдет на размышления о том, что же, собственно, мы хотели сказать, как мы это хотели сказать, и на большое количество «э-э-э», чтобы скрыть нервность.
У опытных ораторов много способов бороться с этими опасностями. Некоторые заранее пишут свою речь и выучивают ее наизусть – тогда они рискуют забыть целый раздел и, положившись на память, гибнут, когда она отказывается служить. Другие читают речь по бумажке – это на пятьдесят процентов менее выигрышно – или говорят по записи. В последнем случае они заранее выучивают каждый раздел речи и записывают на листках заголовки и первые два-три слова раздела, относящегося к теме.
Если вас просят выступить или вы сами хотите поговорить публично на тему, близкую вашему сердцу, то, прежде чем встать, уясните себе как следует, что именно вы собираетесь сказать. Поднявшись, не торопитесь начинать. Подождите, оглядите зал, еще подождите и потом начинайте.
Жестикулировать или не жестикулировать – вот в чем вопрос. Ответ: делайте жесты только тогда, когда не можете без них обойтись.
Фокс стучал кулаком по столу и этим заражал палату общин. Но ведь
Фокс был величайшим парламентским оратором всех времен. А если вы ударите кулаком по обеденному столу, то можете разбить стакан – я видел это однажды, и хорошая речь была испорчена потоком крови и взрывом смеха.
Будьте экономны в жестах, тогда они станут эффектнее.
Ни один выступающий не знает, что делать с руками.
Бальфур вцеплялся в отвороты сюртука, словно желая поддержать свою никнущую, как плакучая ива, фигуру.
Биркенхэт опирался о стол, сжимая в одной руке огромную сигару.
Черчилль подражает
Бальфуру. Король имел обыкновение вертеть папироску или крутить галстук.
Многие современные ораторы второго и третьего разряда засовывают руки в карманы, думая убедить этим слушателей, что они чувствуют себя совершенно непринужденно. Но это немногим лучше, чем оставлять руки висеть по бокам.
Если вы произносите неофициальную речь и если вы курящий, непременно держите в руке зажженную сигару или папиросу. Это избавит вас от мыслей о том, куда девать руки.
Остерегайтесь анекдота. Ваши слушатели наверняка его знают. Опасайтесь исторических, классических или литературных параллелей: ваши слушатели могут не понять, куда вы гнете. Избегайте шуток служебного характера, если не все слушатели знакомы с предметом ваших острот.
Говорите то, что вы хотите сказать, возможно убедительнее, но не пересаливайте. Подчеркивайте голосом все, что нужно, но не впадайте в крайности: не делайте ударения два раза на одном и том же и не забывайте развить подчеркнутую мысль.
Откажитесь от привычки, губящей девять десятых церковных ораторов: не повышайте тона к концу фразы, как при вопросе, если фраза является утверждением.
Как можно больше разнообразьте голос. Очень многие ораторы, особенно на политической трибуне, все время вопят полным голосом. Ваш голос – орган. Не развивайте полного диапазона с того момента, как вы встаете и до того, как садитесь. Если вы, произнеся одну фразу, повысили голос, начинайте следующую почти в разговорном тоне.
И наконец, начав медленно, кончайте быстрее. Многие ораторы, эффектно закончив речь, портят всё дело, начиная повторяться, пережевывают всю речь сначала, пользуются такой фразой:
«Так вот, на что хотел я обратить ваше внимание, леди и джентльмены. На то, что…» И затем снова повторяют заключительную фразу.
Самый лучший совет ораторам:
«Встань. Начни. Замолчи. Сядь».
Гай Рэмси, «Нюз кроникл», Лондон, 1936 г.
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai