С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ США ВСТРЕТИЛА ОТКРЫВШУЮСЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ ВЫСТАВКУ ТАИЛАНДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Выставка «Скульптура Таиланда», организованная в Нью-Йорке, состоит примерно из 80 экспонатов, многие из которых никогда ранее в Соединенных Штатах не выставлялись. По числу представленных на ней скульптур она превосходит предыдущую подобную выставку 1960 года. Экспонаты нынешней выставки собраны из главных музеев и частных коллекций Таиланда. Помимо ньюйоркцев, до января 1974 года со скульптурой Таиланда познакомятся жители Кливленда, Блемингтона, Сиэтла, Далласа и Монреаля.
На выставке представлены образцы таиландской скульптуры за 11 веков. Хотя в большинстве своем они изображают
Будду в идентичных позах – сидящего, лежащего или полулежащего, – выставку никак не назовешь монотонной. Даже западные зрители, привыкшие к ошеломляющему разнообразию стилей и незнакомые с иконографией
Будды, начинают улавливать тонкие оттенки и основные темы скульптур. Из-за того, что все изображения
Будды олицетворяют спокойное, созерцательное настроение, зрители, видимо, настраиваются на такой же лад.
Показательно, что один из наиболее часто воспроизводившихся сюжетов –
Будда, покоряющий
Властителя желаний. Легенда повествует о попытке
Властителя желаний помешать
Будде погрузиться в нирвану.
Будда противится и касается правой рукой земли, призывая
Богиню земли. Та выжимает свои волосы, и вода уносит искусителя.
Эта легенда стала источником классической позы Будды, при которой ноги у божества скрещены, левая рука повернута ладонью вверх, а правая тянется к земле. Невозмутимая улыбка, запечатленная на лице Будды, напоминает загадочную улыбку Моны Лизы.
На выставке можно подметить много и других особенностей, повторяющихся в изображениях
Будды. В каталоге выставки говорится:
«Каждая из них [скульптур Будды] является копией более древней статуи, и теоретически источники ее надо искать в определенных оригиналах, созданных в Индии или на Цейлоне. Однако представленные на выставке статуи не являются точными копиями. Они как удачные издания одной и той же книги: текст один, а оформление разное».
Среди 32 главных и 80 второстепенных черт, определяющих «анатомию» скульптур Будды – позолота, так как кожа его была «цвета золота», выпуклость на макушке, которую венчает драгоценный камень или языки пламени, короткие волнистые волосы, вытянутые мочки ушей, удлиненные руки, ступни и пальцы.
Интересно, что искусство, столь сильно зависящее от сохранения всех этих нюансов, так мало изменилось за века. Конечно, сначала статуи
Будды имели грубо обработанную поверхность и были угловатыми. Позднее поверхность скульптур стала гладкой, а очертания округлыми. Однако эти изменения наблюдаются только в методе стилизации. Но главные особенности изображения
Будды всегда оставались неизменными.
Диана Лорчер, «Крисчен сайенс монитор», Бостон
Иллюстрация: использованы изображения из архива и Anonymous (Thailand)