Необычная выставка

С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ США ВСТРЕТИЛА ОТКРЫВШУЮСЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ ВЫСТАВКУ ТАИЛАНДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Выставка «Скульптура Таиланда», организованная в Нью-Йорке, состоит примерно из 80 экспонатов, многие из которых никогда ранее в Соединенных Штатах не выставлялись. По числу представленных на ней скульптур она превосходит предыдущую подобную выставку 1960 года. Экспонаты нынешней выставки собраны из главных музеев и частных коллекций Таиланда. Помимо ньюйоркцев, до января 1974 года со скульптурой Таиланда познакомятся жители Кливленда, Блемингтона, Сиэтла, Далласа и Монреаля.

На выставке представлены образцы таиландской скульптуры за 11 веков. Хотя в большинстве своем они изображают Будду в идентичных позах – сидящего, лежащего или полулежащего, – выставку никак не назовешь монотонной. Даже западные зрители, привыкшие к ошеломляющему разнообразию стилей и незнакомые с иконографией Будды, начинают улавливать тонкие оттенки и основные темы скульптур. Из-за того, что все изображения Будды олицетворяют спокойное, созерцательное настроение, зрители, видимо, настраиваются на такой же лад.



Показательно, что один из наиболее часто воспроизводившихся сюжетов – Будда, покоряющий Властителя желаний. Легенда повествует о попытке Властителя желаний помешать Будде погрузиться в нирвану. Будда противится и касается правой рукой земли, призывая Богиню земли. Та выжимает свои волосы, и вода уносит искусителя.

Эта легенда стала источником классической позы Будды, при которой ноги у божества скрещены, левая рука повернута ладонью вверх, а правая тянется к земле. Невозмутимая улыбка, запечатленная на лице Будды, напоминает загадочную улыбку Моны Лизы.

На выставке можно подметить много и других особенностей, повторяющихся в изображениях Будды. В каталоге выставки говорится: «Каждая из них [скульптур Будды] является копией более древней статуи, и теоретически источники ее надо искать в определенных оригиналах, созданных в Индии или на Цейлоне. Однако представленные на выставке статуи не являются точными копиями. Они как удачные издания одной и той же книги: текст один, а оформление разное».

Среди 32 главных и 80 второстепенных черт, определяющих «анатомию» скульптур Будды – позолота, так как кожа его была «цвета золота», выпуклость на макушке, которую венчает драгоценный камень или языки пламени, короткие волнистые волосы, вытянутые мочки ушей, удлиненные руки, ступни и пальцы.

Интересно, что искусство, столь сильно зависящее от сохранения всех этих нюансов, так мало изменилось за века. Конечно, сначала статуи Будды имели грубо обработанную поверхность и были угловатыми. Позднее поверхность скульптур стала гладкой, а очертания округлыми. Однако эти изменения наблюдаются только в методе стилизации. Но главные особенности изображения Будды всегда оставались неизменными.
Диана Лорчер, «Крисчен сайенс монитор», Бостон
Иллюстрация: использованы изображения из архива и Anonymous (Thailand)
18.12.2024
Важное

Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».

17.06.2025 09:00:00

Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.

16.06.2025 13:00:00
Другие Ретроспективы

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 8 (609), 18-24 февраля 1972 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 11 октября 1979 г.
Источник: Главная редакция информации.

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 3 (760) 1975 г.

Заголовок: «Дальний Восток».
Номер и дата выпуска: № 2 (106) 15 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».