Спектаклей, кино и мультфильмов для детей сегодня создается предостаточно. Но так было не всегда. Например, театр до определенного времени предпочитал ориентироваться только на взрослых ценителей искусства. Как в его репертуаре стали появляться детские постановки – этой теме корреспондент журнала «Вельтвохе» (Швейцария) посвятил статью «В зрительном зале – дети», которая вышла в № 5 (658) газеты «За рубежом» в 1973 году.
Что же до Швейцарии, рассказывает автор, то в этой стране тоже осознали важность воспитания молодого поколения с помощью творчества и искусства.
«Волна увлечения» детским театром дошла до Швейцарии около трёх лет назад, – говорилось в статье. – Тогда коллектив Базельского театра под руководством Вернера Дюггелина решил отказаться от традиционных сказочных представлений и попытаться поставить ряд современных зарубежных пьес, написанных специально для детей».
При выборе материала для постановки авторы придерживались трёх правил: спектакль должен пробуждать фантазию у детей, они должны испытывать симпатию к персонажам, а между актёром и зрителем должен быть установлен тесный контакт.
Предполагалось, что дети, сидящие в зале, примут живое участие в творческом процессе. Результат, который получили режиссёры, превзошёл все ожидания. На одну из репетиций пригласили учеников местных школ, режиссёр Кристоф Лаймбахер рассказывал об этом так: «Дети продемонстрировали удивительную логичность мышления, выдвигали такие аргументы, которые нельзя было опровергнуть. Мы оказались вынужденными вычеркнуть из сценария несколько эпизодов, которые нам, взрослым, казались забавными. Пришлось отказаться и от нескольких интермедий, которые, по мнению детей, мешали общему восприятию». По сути, такой подход можно сравнить с сегодняшней работой фокус-групп, участники которой отсматривают материал до его официального выхода, дают обратную связь создателям, а те вносят корректировки в финальный проект.
Детям, далее продолжает свою статью автор, была предоставлена роль не только зрителей, но и актеров: «Существует в Швейцарии труппа, которая не только ориентирует свои спектакли на подрастающее поколение, но и активно привлекает самих детей к непосредственному участию в постановках в качестве актёров. Эта труппа тоже работает в Базеле. Недавно она стала называться «Детским театром Хорста Ланга». Всего в коллективе этого режиссёра более 150 детей в возрасте от 9 до 11 лет». Свои театры для детей открывались и в других городах Швейцарии.
При этом стоит отменить, что искусство вообще по большей части ранее являлось «территорией для взрослых». Та же анимация, которая сейчас больше ассоциируется с маленькими зрителями, создавалась в первую очередь для взрослой аудитории авторами-экспериментаторами, которые кинулись постигать новые технологии и оживлять статичные картинки.
В 1930-х годах на американскую киноиндустрию обрушился кодекс Хейса, который стал неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Из кино, и в том числе из анимации, изгонялись любые моменты, нарушавшие моральные устои общества. Именно в этот период мультипликация переключилась на детскую аудиторию, появились новые персонажи, которые стали обращаться к детям (Багз Банни, Вуди Вудпекер и многие другие).
О том, какое значение для общества приобрели мультфильмы, можно говорить, зная, кому удалось собрать самую внушительную коллекцию «Оскаров» за всю историю премии. Сделал это Уолт Дисней, в его распоряжении оказалось 26 статуэток (большинство – в номинациях «Лучший короткометражный фильм»). В дальнейшем его студия еще не раз получит главную кинонаграду, хотя стоит отметить, что первым обладателем статуэтки в номинации «Лучший анимационный фильм», учреждённой в 2002 году, стало вовсе не творение Disney. «Мышиный дом» обошел «Шрек» от студии DreamWorks. И он, кажется, понравится куда больше взрослым, нежели детям, которые не смогли считать скрытый юмор.
К слову, во многом именно благодаря «Шреку» анимация стала «взрослее». Одним из амбассадоров такого подхода стала студия Pixar (как и её материнская компания Disney). В своих проектах они не постеснялись говорить с детьми о трудностях переходного возраста («Головоломка»), проблемах в семье («Энканто») и даже о смерти («Тайна Коко»). Последняя тема стала одной из ключевых и для мультфильма «Кот в сапогах. Последнее желание» - сиквела ничем особо не примечательного анимационного фильма DreamWorks.
Что касается России, то в последние годы в нашей стране набирает популярность тренд на экранизацию сказок и создание киноверсий советских мультфильмов. В 2022 году внушительную кассу собрал фильм «Чебурашка», который занял первую строчку в российском прокате. Дальше зрителей ждали «По щучьему велению» и «Бременские музыканты». Ну а вскоре публике представят «Летучий корабль».
Кстати, дети не только смотрят, но и снимают кино. Так, в России в этом году пройдёт уже 29-й по счету фестиваль «Кино – детям», на котором представят как фильмы для этой возрастной категории, так ленты, непосредственно созданные детьми.
Проявляют себя дети и в театральном искусстве. В феврале 2024 года стало известно, что в России стартовал кастинг в реалити-шоу «Классный мюзикл» – подростки в возрасте от 14 до 17 лет со всей страны будут обучаться театральному ремеслу у профессиональных наставников, а в финале проекта создадут свою собственную музыкальную постановку.
Сергей Меляхов
В иллюстрации использовано изображение с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакции
Кения начала переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами после того, как Китай прекратил финансировать строительство региональной железной дороги.
Дэвид Мойес вернулся на пост главного тренера ФК «Эвертон» спустя 12 лет.
Заголовок: «По ту сторону футбольного шоу-бизнеса».
Номер и дата выпуска: № 36 (1365), 29 августа – 4 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».
Автор: Жак Шеврье.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 1 (654), 1-4 января 1973 г.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 14 августа 1988 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».