Не только зрители, но и режиссёры

Не только зрители, но и режиссёры

Спектаклей, кино и мультфильмов для детей сегодня создается предостаточно. Но так было не всегда. Например, театр до определенного времени предпочитал ориентироваться только на взрослых ценителей искусства. Как в его репертуаре стали появляться детские постановки – этой теме корреспондент журнала «Вельтвохе» (Швейцария) посвятил статью «В зрительном зале – дети», которая вышла в № 5 (658) газеты «За рубежом» в 1973 году.


«Уже более 50 лет существуют в Советском Союзе детские театры, первые же представления для детей состоялись в этой стране ещё в 1918 году. Спустя год Московский городской Совет издал постановление, обязывающее все театры еженедельно включать в программу детские постановки. В 1922 году в Советском Союзе был основан первый в мире детский театр, а в последующие годы аналогичные театры открылись во всех крупных городах СССР», – так начинался материал.

Что же до Швейцарии, рассказывает автор, то в этой стране тоже осознали важность воспитания молодого поколения с помощью творчества и искусства.

«Волна увлечения» детским театром дошла до Швейцарии около трёх лет назад, – говорилось в статье. – Тогда коллектив Базельского театра под руководством Вернера Дюггелина решил отказаться от традиционных сказочных представлений и попытаться поставить ряд современных зарубежных пьес, написанных специально для детей».

При выборе материала для постановки авторы придерживались трёх правил: спектакль должен пробуждать фантазию у детей, они должны испытывать симпатию к персонажам, а между актёром и зрителем должен быть установлен тесный контакт.

Предполагалось, что дети, сидящие в зале, примут живое участие в творческом процессе. Результат, который получили режиссёры, превзошёл все ожидания. На одну из репетиций пригласили учеников местных школ, режиссёр Кристоф Лаймбахер рассказывал об этом так: «Дети продемонстрировали удивительную логичность мышления, выдвигали такие аргументы, которые нельзя было опровергнуть. Мы оказались вынужденными вычеркнуть из сценария несколько эпизодов, которые нам, взрослым, казались забавными. Пришлось отказаться и от нескольких интермедий, которые, по мнению детей, мешали общему восприятию». По сути, такой подход можно сравнить с сегодняшней работой фокус-групп, участники которой отсматривают материал до его официального выхода, дают обратную связь создателям, а те вносят корректировки в финальный проект.

Детям, далее продолжает свою статью автор, была предоставлена роль не только зрителей, но и актеров: «Существует в Швейцарии труппа, которая не только ориентирует свои спектакли на подрастающее поколение, но и активно привлекает самих детей к непосредственному участию в постановках в качестве актёров. Эта труппа тоже работает в Базеле. Недавно она стала называться «Детским театром Хорста Ланга». Всего в коллективе этого режиссёра более 150 детей в возрасте от 9 до 11 лет». Свои театры для детей открывались и в других городах Швейцарии.

При этом стоит отменить, что искусство вообще по большей части ранее являлось «территорией для взрослых». Та же анимация, которая сейчас больше ассоциируется с маленькими зрителями, создавалась в первую очередь для взрослой аудитории авторами-экспериментаторами, которые кинулись постигать новые технологии и оживлять статичные картинки.

В 1930-х годах на американскую киноиндустрию обрушился кодекс Хейса, который стал неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Из кино, и в том числе из анимации, изгонялись любые моменты, нарушавшие моральные устои общества. Именно в этот период мультипликация переключилась на детскую аудиторию, появились новые персонажи, которые стали обращаться к детям (Багз Банни, Вуди Вудпекер и многие другие).

О том, какое значение для общества приобрели мультфильмы, можно говорить, зная, кому удалось собрать самую внушительную коллекцию «Оскаров» за всю историю премии. Сделал это Уолт Дисней, в его распоряжении оказалось 26 статуэток (большинство – в номинациях «Лучший короткометражный фильм»). В дальнейшем его студия еще не раз получит главную кинонаграду, хотя стоит отметить, что первым обладателем статуэтки в номинации «Лучший анимационный фильм», учреждённой в 2002 году, стало вовсе не творение Disney. «Мышиный дом» обошел «Шрек» от студии DreamWorks. И он, кажется, понравится куда больше взрослым, нежели детям, которые не смогли считать скрытый юмор.

К слову, во многом именно благодаря «Шреку» анимация стала «взрослее». Одним из амбассадоров такого подхода стала студия Pixar (как и её материнская компания Disney). В своих проектах они не постеснялись говорить с детьми о трудностях переходного возраста («Головоломка»), проблемах в семье («Энканто») и даже о смерти («Тайна Коко»). Последняя тема стала одной из ключевых и для мультфильма «Кот в сапогах. Последнее желание» - сиквела ничем особо не примечательного анимационного фильма DreamWorks.

Что касается России, то в последние годы в нашей стране набирает популярность тренд на экранизацию сказок и создание киноверсий советских мультфильмов. В 2022 году внушительную кассу собрал фильм «Чебурашка», который занял первую строчку в российском прокате. Дальше зрителей ждали «По щучьему велению» и «Бременские музыканты». Ну а вскоре публике представят «Летучий корабль».

Кстати, дети не только смотрят, но и снимают кино. Так, в России в этом году пройдёт уже 29-й по счету фестиваль «Кино – детям», на котором представят как фильмы для этой возрастной категории, так ленты, непосредственно созданные детьми.

Проявляют себя дети и в театральном искусстве. В феврале 2024 года стало известно, что в России стартовал кастинг в реалити-шоу «Классный мюзикл» – подростки в возрасте от 14 до 17 лет со всей страны будут обучаться театральному ремеслу у профессиональных наставников, а в финале проекта создадут свою собственную музыкальную постановку.


Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано изображение с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакции

16.02.2024
Важное

Заголовок: «Развалины в пустыне».

Номер и дата выпуска: 7 (452), 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

 

12.04.2024 19:00:00

Ученые предполагают, что жители Сибири переселялись в Северную Америку в эпоху оледенения.

12.04.2024 17:00:00

Австрийский военный инженер описал принцип действия ракеты, но не смог полностью понять физический принцип извлечения реактивной силы из запаса топлива.

12.04.2024 14:00:00
Другие Фото

На фото: Императрица Китая Вань Жун курит в компании своего супруга, императора Китая Айсиньгёро Пу И.
Китай, 1930 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: getarchive.net

На фото: Мать с ребенком.
Япония, Токио, конец 19 века.
Фотограф: Матуши Накаджима
Источник: flickr.com

На фото: Народный комиссар обороны СССР К. Е. Ворошилов на Красной площади.
СССР, Москва, 1928 год.
Фотограф: Дмитрий Дебабов
Источник: Wikimedia Commons

На фото: Золотая пластинка с пояснениями для внеземной цивилизации.
США, 1977 год.
Фотограф: Не указан
Источник: Wikimedia Commons