В 1985 году в мире искусства произошло громкое событие — свои двери распахнул «Дом Пикассо» - музей, посвященный творчеству знаменитого основоположника кубизма. Но торжественному открытию предшествовала долгая и непростая история: здание будущего было построено еще в 17-м веке, и реконструкции ему пришлось ждать даже не годы — века! Эта история была напечатана в № 3 (1332) от 10-16 января 1986 года газеты «За рубежом».
Открытие
Дома Пикассо в
Париже вызвало настоящий восторг у любителей искусства. Еще бы — это был первый музей, посвященный одному из самых известных художников столетия. На торжественное открытие приехал даже президент
Франции Франсуа Миттеран, а журналисты в своих статьях гордо писали, что столь богатой коллекции работ
Пикассо нет ни в одном музее мира.
Ни одна страна в мире, ни один музей, пользующийся мировой известностью, располагающий отдельными шедеврами Пикассо, от ленинградского Эрмитажа и мадридского музея Прадо, уже три года выставляющего известную картину «Герника» со всеми эскизами, до музея Барселоны, получившего в подарок от автора все его юношеские работы, не имеют такого богатства, как музей Пикассо в Париже. Здесь представлены 203 картины, систематизированные по однородным группам и эпохам, 158 скульптур, 88 керамических произведений, 1500 рисунков, 30 альбомов с эскизами и заметками художника, 1600 гравюр, иллюстрированных книг и рукописей, к которым следует добавить отдельные редкие экспонаты, подаренные французскому государству частными коллекционерами. На выставке можно увидеть также произведения Сезанна, Руссо, Матисса, Модильяни, Брака и других художников, чьи работы входили в личную коллекцию Пикассо.
Но открытию предшествовала долгая и непростая история его создания. Место для будущего музея было выбрано в историческом районе
Марэ, в особняке XVII века под названием
Отель Сале (Hôtel Salé). Здание, построенное в стиле барокко, изначально принадлежало богатому финансисту
Пьеру Оберу де Фонтене, который заработал своё состояние на торговле солью (отсюда и название «
Сале», что переводится как «солёный»). Но однажды «соляной король» разорился, после чего здание, сменив нескольких владельцев, окончательно пришло в упадок.
Только в 1962 году особняк перешёл во владение городских властей. Последние объявили конкурс на лучший проект реставрации. В итоге вернуть некогда красивейший особняк в его первоначальное состояние взялся французский архитектор алжирского происхождения
Ролан Симуне. Обещанного ждали три года — именно столько шла реконструкция. На восстановление дома было потрачено 50 миллионов франков.
Параллельно с этим небольшая группа энтузиастов под руководством
Доминика Бозо работала над наполнением будущего музея.
Пабло Пикассо оставил своим наследникам почти две тысячи своих работ, но все они находились в географически разных местах. И сложность была даже не в том, чтобы найти наследство великого художника, а каким-то образом его у наследников выкупить. Когда была подсчитана рыночная стоимость всех предметов искусства, организаторы музея впали в уныние — чтобы собрать коллекцию для музея потребовался бы 1 миллиард 154 миллиона франков. Тогда был предложен вариант - французское правительство получало право на значительную часть произведений
Пикассо, а взамен освобождало от уплаты налогов наследников художника. Когда стороны пришли к соглашению, оставалось только выбрать, какие именно работы будут висеть в новом музее.
Перед Бозо и его коллегами стоял выбор: или отобрать наиболее значительные произведения на сумму 300 миллионов франков, причем, разумеется, лучшие картины, но написанные в разное время (следовательно, такое собрание произведений будет не совсем последовательным), или же, руководствуясь временем их создания, по периодам, последовательно подбирая однородные группы, с тем, чтобы такое собрание как можно ярче и нагляднее продемонстрировало бы всю многогранность гения художника, в течение шестидесяти лет проработавшего на французской земле. Был избран второй путь. Через три года работа была окончена, и уже в октябре 1979 года миллионы посетителей смогли полюбоваться отобранными картинами, которые были выставлены в «Гран-Пале» и сегодня составляют ядро шедевров музея Пикассо.
А что сейчас? С годами музей
Пикассо превратился в, по сути, центр искусств. Во-первых, там регулярно проходят выставки, посвящённые различным аспектам творчества
Пикассо или другим художникам, связанным с ним. Например, несколько лет назад экспозиции исследовали влияние африканского искусства на творчество
Пикассо и связь художника и литературой.
А прямо сейчас можно не только увидеть постоянную экспозицию работ
Пикассо, но и познакомиться с творчеством аргентинского художника
Гильермо Куицки, который специально создал произведение для часовни бывшего отеля
Salé. Этот художник примечателен тем, что он придумал новый, перекликающийся с архитектурой язык изобразительного искусства, который художник называет «кубистоидной живописью». Линии, похожие на складки, наносятся непосредственно на стены, создавая интересное живописное пространство.
Кроме того, в музее открыта выставка, посвящённая американскому художнику
Джексону Поллоку, на которой представлены его ранние работы с 1934 по 1947 год.
Музей активно занимается и образовательной деятельностью. Здесь регулярно проходят лекции, мастер-классы и семинары для школьников, студентов и взрослых.
Отдельное направление работы музея — реставрационное. Специалисты изучают материалы, техники и методы, использованные Пикассо, чтобы лучше понять творческий процесс и сохранить наследие художника для будущих поколений.
Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Neoclassicism Enthusiast