Наследие великого художника

В ПАРИЖЕ ОТКРЫЛСЯ МУЗЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ ПАБЛО ПИКАССО

В 1985 году в мире искусства произошло громкое событие — свои двери распахнул «Дом Пикассо» - музей, посвященный творчеству знаменитого основоположника кубизма. Но торжественному открытию предшествовала долгая и непростая история: здание будущего было построено еще в 17-м веке, и реконструкции ему пришлось ждать даже не годы — века! Эта история была напечатана в № 3 (1332) от 10-16 января 1986 года газеты «За рубежом».

Открытие Дома Пикассо в Париже вызвало настоящий восторг у любителей искусства. Еще бы — это был первый музей, посвященный одному из самых известных художников столетия. На торжественное открытие приехал даже президент Франции Франсуа Миттеран, а журналисты в своих статьях гордо писали, что столь богатой коллекции работ Пикассо нет ни в одном музее мира.



Ни одна страна в мире, ни один музей, пользующийся мировой известностью, располагающий отдельными шедеврами Пикассо, от ленинградского Эрмитажа и мадридского музея Прадо, уже три года выставляющего известную картину «Герника» со всеми эскизами, до музея Барселоны, получившего в подарок от автора все его юношеские работы, не имеют такого богатства, как музей Пикассо в Париже. Здесь представлены 203 картины, систематизированные по однородным группам и эпохам, 158 скульптур, 88 керамических произведений, 1500 рисунков, 30 альбомов с эскизами и заметками художника, 1600 гравюр, иллюстрированных книг и рукописей, к которым следует добавить отдельные редкие экспонаты, подаренные французскому государству частными коллекционерами. На выставке можно увидеть также произведения Сезанна, Руссо, Матисса, Модильяни, Брака и других художников, чьи работы входили в личную коллекцию Пикассо.

Но открытию предшествовала долгая и непростая история его создания. Место для будущего музея было выбрано в историческом районе Марэ, в особняке XVII века под названием Отель Сале (Hôtel Salé). Здание, построенное в стиле барокко, изначально принадлежало богатому финансисту Пьеру Оберу де Фонтене, который заработал своё состояние на торговле солью (отсюда и название «Сале», что переводится как «солёный»). Но однажды «соляной король» разорился, после чего здание, сменив нескольких владельцев, окончательно пришло в упадок.

Только в 1962 году особняк перешёл во владение городских властей. Последние объявили конкурс на лучший проект реставрации. В итоге вернуть некогда красивейший особняк в его первоначальное состояние взялся французский архитектор алжирского происхождения Ролан Симуне. Обещанного ждали три года — именно столько шла реконструкция. На восстановление дома было потрачено 50 миллионов франков.

Параллельно с этим небольшая группа энтузиастов под руководством Доминика Бозо работала над наполнением будущего музея. Пабло Пикассо оставил своим наследникам почти две тысячи своих работ, но все они находились в географически разных местах. И сложность была даже не в том, чтобы найти наследство великого художника, а каким-то образом его у наследников выкупить. Когда была подсчитана рыночная стоимость всех предметов искусства, организаторы музея впали в уныние — чтобы собрать коллекцию для музея потребовался бы 1 миллиард 154 миллиона франков. Тогда был предложен вариант - французское правительство получало право на значительную часть произведений Пикассо, а взамен освобождало от уплаты налогов наследников художника. Когда стороны пришли к соглашению, оставалось только выбрать, какие именно работы будут висеть в новом музее.

Перед Бозо и его коллегами стоял выбор: или отобрать наиболее значительные произведения на сумму 300 миллионов франков, причем, разумеется, лучшие картины, но написанные в разное время (следовательно, такое собрание произведений будет не совсем последовательным), или же, руководствуясь временем их создания, по периодам, последовательно подбирая однородные группы, с тем, чтобы такое собрание как можно ярче и нагляднее продемонстрировало бы всю многогранность гения художника, в течение шестидесяти лет проработавшего на французской земле. Был избран второй путь. Через три года работа была окончена, и уже в октябре 1979 года миллионы посетителей смогли полюбоваться отобранными картинами, которые были выставлены в «Гран-Пале» и сегодня составляют ядро шедевров музея Пикассо.

А что сейчас? С годами музей Пикассо превратился в, по сути, центр искусств. Во-первых, там регулярно проходят выставки, посвящённые различным аспектам творчества Пикассо или другим художникам, связанным с ним. Например, несколько лет назад экспозиции исследовали влияние африканского искусства на творчество Пикассо и связь художника и литературой.

А прямо сейчас можно не только увидеть постоянную экспозицию работ Пикассо, но и познакомиться с творчеством аргентинского художника Гильермо Куицки, который специально создал произведение для часовни бывшего отеля Salé. Этот художник примечателен тем, что он придумал новый, перекликающийся с архитектурой язык изобразительного искусства, который художник называет «кубистоидной живописью». Линии, похожие на складки, наносятся непосредственно на стены, создавая интересное живописное пространство.

Кроме того, в музее открыта выставка, посвящённая американскому художнику Джексону Поллоку, на которой представлены его ранние работы с 1934 по 1947 год.

Музей активно занимается и образовательной деятельностью. Здесь регулярно проходят лекции, мастер-классы и семинары для школьников, студентов и взрослых.

Отдельное направление работы музея — реставрационное. Специалисты изучают материалы, техники и методы, использованные Пикассо, чтобы лучше понять творческий процесс и сохранить наследие художника для будущих поколений.
Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Neoclassicism Enthusiast
21.11.2024
Важное

Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.

14.12.2024 13:00:00

В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.

14.12.2024 09:00:00

Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.

13.12.2024 17:00:00
Другие Ретроспективы

На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images

Заголовок: «Генетические отпечатки»
Номер и дата выпуска: № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 1№ (654) 1-4 января 1973 г.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.