Молодое кино Сенегала

В СЕНЕГАЛЕ РАЗВИВАЕТСЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Фильмы кинорежиссеров Сенегала, посвященные актуальным проблемам современного африканского общества, служат интересам национального развития страны.

Весной прошлого года толпы любопытных наблюдали на улицах Дакара сцену, довольно необычную в странах Тропической Африки, — съемку фильма. Жители сенегальской столицы с особым вниманием следили за событиями, происходившими на съемочной площадке, потому, что фильм «Диегу-би» («Молодая женщина») снимался не иностранной кинокомпанией, а молодым сенегальским кинорежиссером Махамом Дж. Траоре.



Этот фильм, в котором обсуждается одна из наиболее острых проблем современного африканского общества — борьба между новыми, прогрессивными формами социальной жизни и отживающими обычаями и традициями, сдерживающими поступательное движение общества вперед, — является продолжением первого фильма этого режиссера — «Диакха-би» («Девушка»), который был отмечен премией на кинофестивале в Динаре. К сожалению, с фильмом не смогла познакомиться широкая африканская аудитория и окончательная оценка ему была дана лишь членами фестивального жюри.

Однако такому положению приходит конец.

Фильм другого кинорежиссера из Сенегала, Усмана Сембене, — «Мандаби» - уже пробился на широкий экран. Помимо Траоре и Сембене, в стране известны имена таких кинорежиссеров и энтузиастов кино, как Бабакар Самб, Момар Тиам, Паулин Внеира и Джибрил Дион. Бабакар Самб закончил работу над фильмом «Кадо», который завоевал премию за лучший сценарий на кинофестивале в Динаре. Момар Тиам осуществил экранизацию романа Усмана Соке «Карим».

Появление многочисленной армии кинематографистов в Сенегале еще более упрочило авторитет Дакара как одного из крупнейших культурных центров в Африке.

Какие же фильмы представляют сенегальские кинорежиссеры на суд зрителей?

Хотя рано еще говорить о «сенегальской школе», можно отметить, что последняя работа Сембене оказала громадное влияние на формирующееся кино Сенегала. Большинство энтузиастов этого вида искусства разделяют точку зрения Сембене, что они должны в своих фильмах затрагивать социально значимые темы современной жизни страны.

Так, Бабакар Самб заявил недавно, что «сенегальский кинорежиссер не имеет права снимать фильмы ради фильмов», а Траоре подчеркнул, что назначение его картин - раскрытие внутреннего мира современника, его связь с прошлым и настоящим. Сам Сембене считает, что фильм должен служить политическим целям, приводя при этом в пример работы Б. Брехта.

Однако, несмотря на успех «Мандаби», имеется еще немало трудностей, в основном коммерческого порядка, не позволяющих коллегам Сембене показывать свои произведения широкому зрителю. Кинопрокат полностью остается пока в руках иностранных компаний, и каждый раз приходится уговаривать две французские фирмы, контролирующие кинопрокат в 63 кинотеатрах Сенегала, добавить африканских специй в однообразную диету из второсортных американских и французских коммерческих фильмов. Многие видят решение проблемы в национализации кинотеатров и, таким образом, в установлении государственного контроля над кинопрокатом.

В настоящее время под влиянием начавшегося в стране «миникинобума» сенегальское правительство рассматривает план создания национальной киностудии, причем в ее создании примет участие как государство, так и частные предприниматели. Сенегальские же кинематографисты уверены, что их труд служит интересам национального развития и поэтому заслуживает всемерной поддержки со стороны правительства. При этом они ссылаются на пример Алжира, где правительство оказывает такую поддержку кинематографической промышленности.
Роберт Мортимер, «Африка рипорт», Нью-Йорк
Иллюстрация: использованы изображения из архива и E. Diop
04.09.2024
Важное

Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.

08.09.2024 13:00:00

Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.

08.09.2024 09:00:00

Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.

07.09.2024 13:00:00
Другие Фото

На фото: Подготовка криокапсулы, в которой заморозят тело Джеймса Бедфорда (США, 1967 год).
Фотограф: Генри Гроскински
Источник: Getty Images

Заголовок: «Глушители боли».  
Номер и дата выпуска: № 5 (606) от 28 апреля - 4 мая 1972 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 16 (409), 12 — 18 апреля 1968 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 3 марта 1985 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».