Фильмы кинорежиссеров Сенегала, посвященные актуальным проблемам современного африканского общества, служат интересам национального развития страны.
Весной прошлого года толпы любопытных наблюдали на улицах
Дакара сцену, довольно необычную в странах
Тропической Африки, — съемку фильма. Жители сенегальской столицы с особым вниманием следили за событиями, происходившими на съемочной площадке, потому, что фильм «
Диегу-
би» («Молодая женщина») снимался не иностранной кинокомпанией, а молодым сенегальским кинорежиссером
Махамом Дж.
Траоре.
Этот фильм, в котором обсуждается одна из наиболее
острых проблем современного африканского общества — борьба между новыми, прогрессивными формами социальной жизни и отживающими обычаями и традициями, сдерживающими поступательное движение общества вперед, — является продолжением первого фильма этого режиссера — «
Диакха-
би» («Девушка»), который был отмечен премией на кинофестивале в
Динаре. К сожалению, с фильмом не смогла познакомиться
широкая африканская аудитория и окончательная оценка ему была дана лишь членами фестивального жюри.
Однако такому положению приходит конец.
Фильм другого кинорежиссера из Сенегала, Усмана Сембене, — «Мандаби» - уже пробился на широкий экран. Помимо Траоре и Сембене, в стране известны имена таких кинорежиссеров и энтузиастов кино, как Бабакар Самб, Момар Тиам, Паулин Внеира и Джибрил Дион. Бабакар Самб закончил работу над фильмом «Кадо», который завоевал премию за лучший сценарий на кинофестивале в Динаре. Момар Тиам осуществил экранизацию романа Усмана Соке «Карим».
Появление многочисленной армии кинематографистов в
Сенегале еще более упрочило авторитет
Дакара как одного из крупнейших культурных центров в Африке.
Какие же фильмы представляют сенегальские кинорежиссеры на суд зрителей?
Хотя рано еще говорить о
«сенегальской школе», можно отметить, что последняя работа
Сембене оказала громадное влияние на формирующееся кино
Сенегала. Большинство энтузиастов этого вида искусства разделяют точку зрения
Сембене, что они должны в своих фильмах затрагивать
социально значимые темы современной жизни страны.
Так, Бабакар Самб заявил недавно, что «сенегальский кинорежиссер не имеет права снимать фильмы ради фильмов», а Траоре подчеркнул, что назначение его картин - раскрытие внутреннего мира современника, его связь с прошлым и настоящим. Сам Сембене считает, что фильм должен служить политическим целям, приводя при этом в пример работы Б. Брехта.
Однако, несмотря на успех «
Мандаби», имеется еще немало трудностей, в основном коммерческого порядка, не позволяющих коллегам
Сембене показывать свои произведения широкому зрителю. Кинопрокат полностью остается пока
в руках иностранных компаний, и каждый раз приходится уговаривать две французские фирмы, контролирующие кинопрокат в 63 кинотеатрах
Сенегала, добавить африканских специй в однообразную диету из
второсортных американских и французских коммерческих фильмов. Многие видят решение проблемы в национализации кинотеатров и, таким образом, в установлении
государственного контроля над кинопрокатом.
В настоящее время под влиянием начавшегося в стране «
миникинобума» сенегальское правительство рассматривает план создания
национальной киностудии, причем в ее создании примет участие как государство, так и частные предприниматели. Сенегальские же кинематографисты уверены, что их труд служит
интересам национального развития и поэтому заслуживает всемерной поддержки со стороны правительства. При этом они ссылаются на пример
Алжира, где правительство оказывает такую
поддержку кинематографической промышленности.
Роберт Мортимер, «Африка рипорт», Нью-Йорк
Иллюстрация: использованы изображения из архива и E. Diop