Пожалуй, ни одно, даже самое экспрессивное итальянское выражение не может передать ту степень негодования, которое лилось со страниц миланской газеты «Коррьере дела сера». В статье «Голливуд в Италии» журналисты, заламывая руки, писали об агрессивном вторжении американского кино на итальянский кинорынок и призывали принять срочные меры. Как европейская киноиндустрия собиралась бороться с господством Голливуда, советский читатель узнал из газеты «За рубежом», №29 (422) от 12 - 18 июля 1968 г.
10 миллиардов лир чистой прибыли от проката своих фильмов в
Италии получают американские компании! Вот во что обходится неспособность нашей страны создать достойную конкуренцию — уже с первых строк статьи чувствовалось, что возмущению журналистов нет предела. И их можно понять. Ведь десятилетием ранее американская кинопромышленность переживала кризис посредственности и глазами, полными зависти, наблюдала за успехами французского, итальянского и японского кино.
Италия контролировала 70 % рынка,
Голливуду же доставались лишь 30-процентные объедки с барского стола. Но со временем американцам удалось преодолеть творческий кризис, а в
Италии в тот период столпы кинопроизводства
Риццоли,
Ломбардо,
Понти и
де Лаурентис решили сыграть в «лебедя, рака и щуку» - вместо того чтобы консолидироваться и вместе создавать великое кино, они начали конкурировать друг с другом. В итоге
Голливуд «пришел, увидел, победил».
Мы контролируем не более 30–35 процентов кинорынка в стране, и итальянский капитал имеет свободу маневра только в этих тесных пределах, Голливуд же контролирует почти 70 процентов, хотя еще десять лет назад соотношение было в пользу «Чинечитта» («Киногородок» — центр итальянской кинопромышленности. — Ред.). Тем, кого тревожит американизация итальянского кино, можно сказать, что во Франции и в Западной Германии степень американского засилья в области кино еще более высока. Но это слабое утешение. Утверждают, что Голливуд «вынужден» захватывать рынки производства и проката в Европе, чтобы устоять в борьбе за существование: стремление к экспансионизму будто бы порождается непреложным экономическим законом. Допустим, это верно, но верно и то, что «Чинечитта» имела и упустила благоприятную возможность сохранить свою независимость.
Чтобы хоть как-то противостоять наглому американскому вторжению, итальянские продюсеры и режиссеры устремили свой взгляд в
Восточную Европу. Знаменитый продюсер
Франко Кристальди договорился о съемках в
Москве фильма «
Красная палатка», главную роль в котором, кстати, сыграла его жена
Клаудиа Кардинале.
Советский Союз радостно откликнулся на это сотрудничество — закрытой социалистической стране очень хотелось попасть на мировые кинорынки. Как и англичанам, французам, полякам и другим европейцам — все они охотно заключали контракты с итальянскими продюсерами.
Здесь самое время упомянуть об «Италпрокате», вставшем за спиной Кристальди. «Италпрокат» — это общество с государственным участием, получающее 3 миллиарда лир дотации в год. Руководит им Марно Галло, молодой человек из социалистов, который мгновенно оценил, насколько полезны для итальянского кино рынки сбыта на Востоке, с тем чтобы возобновить разговор о налаживании европейского киносотрудничества, с тем чтобы иметь возможность противодействовать американскому финансовому могуществу.
И итальянцам даже удавалось какое-то время «противодействовать американскому финансовому могуществу».
В конце 1950-х — начале 1960-х годов итальянское кино начало уверенно отвоёвывать родные экраны у голливудских лент. К 1960 году оно и вовсе заняло половину местного кинорынка — настоящий триумф, достойный финальной сцены великого неореалистического фильма.
Но, как это часто бывает в кино, после взлёта последовало падение. В середине 1970-х итальянское кино ещё держало крепкие 60 %, но к 1993 году его доля в прокате съежилась до скромных 13 % — практически камео в собственной кинокартине.
К 2012 году, после недолгого проблеска надежды в 2011-м, когда итальянские фильмы занимали 38 % рынка, их доля снова пошла на убыль, остановившись на 26 %.
«
Чинечитта» по-прежнему остается сердцем итальянской киноиндустрии, но теперь его ритм задают не только родные мастера, но и все те же иностранные интервенты. Сегодня эта легендарная киностудия как создает итальянское кино, так и выполняет роль съемочной площадки для международных проектов — от голливудских блокбастеров до модных сериалов.
А вот судьба «
Италпроката» (Italnoleggio Cinematografico), который был призван нести итальянское знамя кинопобеды, сложилась куда печальнее. В 1968 году компания столкнулась с политико-экономическим кризисом, сопровождавшимся культурными спорами о выборе фильмов, что привело к отставке президента
Марио Галло и некоторых членов совета директоров, назначенных
Итальянской социалистической партией.
Несмотря на все трудности,
INC упорно продолжала свою миссию, оставаясь мостом между мастерами с мировым именем и молодыми талантами. Под ее крышей выпустили такие значимые ленты, как «
Фальстаф» (1966)
Орсона Уэллса, «Партнер» (1968)
Бернардо Бертолуччи и «Дерево для башмаков» (1978)
Эрманно Ольми — последний, к слову, не только завоевал сердца зрителей, но и принёс компании премию
«Давид ди Донателло» за лучшую продукцию в 1979 году.
Однако к началу 1980-х завеса опустилась. В 1982 году
Italnoleggio Cinematografico ушла со сцены, передав свои активы и обязанности
Istituto Luce — другой государственной компании, которая продолжила дело своего предшественника.
Глобализация превратила мировой кинорынок в арену бесконечной конкуренции, где
Голливуд по-прежнему играет в высшей лиге, используя свои гигантские бюджеты, агрессивный маркетинг и мощные каналы дистрибуции. Однако эпоха цифровизации внесла коррективы: стриминговые платформы вроде
Netflix,
Amazon Prime и
Disney+ позволили локальному контенту выйти за пределы национальных границ.
Для итальянского кино это стало своего рода спасательным кругом. Хотя на внутреннем рынке позиции ослабли, международная аудитория теперь доступна буквально в пару кликов.
Итальянские фильмы и сериалы находят зрителей по всему миру, а
Европейский Союз поддерживает этот процесс через программы финансирования, такие как
Creative Europe. Плюс государственные субсидии и налоговые льготы создают более благоприятные условия для национальных кинопроизводителей.
К тому же зрители, наевшиеся голливудщины, всё больше ценят местные истории и культурное разнообразие, что доказывают успехи таких фильмов, как «
Великая красота» (2013)
Паоло Соррентино, который собрал больше 28 млн долларов в прокате и получил «
Оскар».
Однако, как ни крути,
Голливуд остаётся тяжеловесом индустрии: спецэффекты, раскрученные франшизы и многомиллионные рекламные кампании делают своё дело.
Итальянскому кино остаётся искать баланс между искусством и коммерцией, надеясь, что хороший сюжет всё же важнее взрывов.
Мария Седнева
Коллаж: «За рубежом», Midjourney