Кино борющегося народа

О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО ВЬЕТНАМА, СНЯТОМ ПРЯМО НА ВОЙНЕ

Документальное кино Вьетнама, рожденное в самой гуще боев, посвящено мужеству и стойкости борцов за свободу и счастье своей родины. Три короткометражных фильма вьетнамских режиссеров, показанные во Франции, вызвали у зрителей и прессы огромный интерес.

«Вьетнам: кино борющегося народа» — под этим названием объединены три короткометражных фильма: один длится 20 минут, другой — полчаса и третий — 50 минут. Ленты серые, кадры расплывчатые, звуковая дорожка не всегда четка. Если судить о них лишь с точки зрения кинотехники, эти картины кое-кто, возможно, назовет даже неумелыми. Но это чистая формальность, если думать о главном — о том, что видишь в кадре!

Документальное кино о жизни вьетнамцев в военное время.webp

На экране то, что означает для миллионов вьетнамцев вопрос жизни и смерти — борьба. И если рассматривать картины в этом аспекте, три маленьких фильма становятся великими. Великими, несмотря на серую пленку, срывы звука.

Фильмы снимались в разгар боя, жаркого боя, нередко под бомбардировками американской авиации. Как обеспечить нужное освещение, если партизанская война требует маскировки и темноты? Аппаратура частью тайком принесена из города, но в основном собрана умельцами на месте из уцелевших приборов сбитых американских самолетов. Лаборатории размещаются либо в сампанах, причаленных к заросшему деревьями берегу, либо в разборных хижинах. Темные помещения для проявки? Чаще всего вместе с пленкой приходится забираться в огромные кувшины из обожженной глины, предназначенные для сбора воды. Нет никаких монтажных столов: отверстие в обыкновенном столе, лампа под столом и лента, прокручиваемая вручную. И, наконец, чтобы попасть на наши экраны, коробки с пленкой должны были проделать опасный и нелегкий путь. Разве можно вообще после этого говорить о расплывчатом изображении?

Эти фильмы знакомят нас с тремя разными сторонами народной войны. Первые два сняты Фронтом освобождения Южного Вьетнама, третий — в Демократической Республике Вьетнам.

«Дороги Юга» — это лента о войне на дорогах, которые связывают бойцов с тылами, они жизненно необходимы.

«Искусство детства» - рассказ о роли традиционного искусства: музыки, театра, балета. Но и здесь речь идет в первую очередь о войне. Дети своими руками создают куклы, материалом для которых часто служат обломки американских самолетов. Мы присутствуем на представлении для детей, собравшихся на поляне, которая при малейшей тревоге в воздухе превращается в «густой лес». И все же с экрана звучит смех детворы, радующейся проделкам осы, которую научили «изводить американского злодея».

«Виньлинь, стальная крепость» производит сильное впечатление. Виньлинь находится недалеко от 17-й параллели. На его 70 тысяч жителей за 1000 дней было сброшено 500 тысяч тонн бомб, то есть по 7 тонн на душу населения. Но жители Виньлиня выстояли: город просто ушел под землю, а на поверхности осталось лишь апокалипсическое зрелище изуродованной и выжженной земли, похожее на лунный пейзаж. Глубоко под землей тянется лабиринт. Но каждый выход наверх сопряжен со смертельной опасностью. Огонь и смерть могут обрушиться с неба (американские самолеты), с моря (американские корабли), с земли (американская артиллерия).

Ни в одном из трех фильмов не чувствуется ни одной жалобной нотки. Не видно следов жестокости. С экрана звучит утверждение спокойной силы: силы народа, единого в своем стремлении не только выжить, но и добиться свободы, то есть победить. Превосходен, в частности, такой эпизод: в глубине спрятавшегося под землей города, в одной из галерей, взрослые и молодые занимаются планиметрией: они готовятся к завтрашнему дню, когда надо будет все строить заново там, наверху, под небом, которое уже не будет таить в себе ничего опасного, кроме непогоды.

Финал фильма символичен: посадка риса, который будут собирать, несмотря на смерть, грозящую с неба, моря и земли; и плач ребенка, одного из тех, кто родился под землей и никогда не видел дневного света. «Плачь, — говорит ему мать, — плачь громче, пусть враг знает, что мы живы».

Это правда, они живы. И они борются.


Жан-Луи Бори, «Нувель Обсерватер», Париж, 1972 г.

31.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Ретроспективы

Автор: В. Лаптухин
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 15 (616), 7-13 апреля 1972 г.

Заголовок: «Путевые впечатления»
Номер и дата выпуска: № 1 от 5 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 3 января 1978 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».