Из Тегерана в Эр-Рияд «на стиле»

КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ МОНАРШИХ ДИНАСТИЙ МЕНЯЮТ ОБРАЗ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

ФАРАХ

Цифровой киберпанк добрался до Ирана. С 2023 года, как передаёт Al Jazeera со ссылкой на заявление полиции исламской республики, за женщинами с непокрытой головой следят специальные умные камеры. На первый раз – предупреждение, со второго – штраф, далее – суд, курсы перевоспитания, запрет на выезд и ограничения на трудоустройство. Всё потому, что завоевания Исламской революции 1979 года под угрозой: молодые девушки всё чаще игнорируют установленный дресс-код. Новым поводом к неподчинению послужило резонансное задержание 22-летней Махсы Амини, умершей после общения с полицией нравов (по официальной версии – от сердечного приступа). Флешмоб иранских (и не только) девушек, стригущих волосы и демонстративно сжигающих хиджабы, набирает обороты. Так бывает, если государство долго не отвечает на запросы общества. Силовые мероприятия купируют, но не снимают комплекс проблем, усиливают стагнацию, а в запущенном случае приближают демонтаж управленческой системы. Мода на власть – вечна. Мода на новенький хиджаб – необязательно предвестник революции, если научиться этой модой управлять, инкрустируя нужные идеи и ценности символическими уступками. Примеры показывают, что это гораздо эффективнее, чем умная слежка за нарушителями шариата. Новейшая история восточной моды целиком на этом и построена: лодку стабильно, но аккуратно, раскачивают жёны и дети монарших семей и знаменитости с многомилионной армией подписчиков, балансируя между традициями и эстетикой с одной стороны и свободой самовыражения – с другой. Они же, при молчаливом непротивлении самих монархов, наслаждаясь исключением из общих правил, занимаются экспортом [моды] Востока во внешний мир. Тонкому делу – соответствующий расчёт. Королевские модницы не чувствуют себя заключёнными в башню принцессами, монархи укрепляют [светлое будущее своих наследников] лояльность западной цивилизации, а мировая культура обогащается трендовыми восточными мотивами. Кажется, это один из отличных примеров успешного реагирования на вызовы современности, особенно если ты консервативная мусульманская страна. Да и альтернатив немного: нет такой силы, которая могла бы остановить женщину в желании быть модной, красивой и любимой. Зачем же доводить до революций – это больно и дорого. Императрица Ирана Фарах Пехлеви (на фото в шляпке) была первой, кто в полной мере опробовал схему управления модой Ближнего Востока, и последней, кто применял её задом наперёд.



Джеки Кеннеди персидского розлива, поклонница Dior и Chanel, подружка Ив Сен-Лорана и Энди Уорхола и одна из главных модниц планеты в 1950–1970-х годах, Фарах Пехлеви внесла немалый вклад в развитие культуры и искусства на территории Ирана XX века. Она добилась от мужа, шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, выделения значительных средств для выкупа иранских древностей, вывезенных антикварами за границу, при её содействии Тегеранский музей современного искусства превратился в крупнейшее собрание Азии, женщины начали массово получать высшее образование, носить европейскую одежду и получили возможность отправлять детей учиться за границу. Дошло даже до того, что правительство разрешило выпускать иранский Playboy. Такая агрессивная вестернизация в конечном итоге привела к свержению шаха вместе с женой-Шахерезадой и полному откату системы до Ирана, который сейчас. Если поиграть в дилетантские ассоциации, то произошло примерно следующее: Фарах Пехлеви проявила гиперопеку в воспитании «своего» Ирана, тот подрос, психанул и уехал к ретроградному дедушке (аятолле Хомейни). Почему так быстро разошлись швы прогресса? Например потому, что Фарах действовала прямолинейно – прорубала окно в Европу изнутри. Практика показала (об этом ниже), что следовало бы рубить снаружи и сразу в Азию. Впрочем, надо отдать должное упорству вдовствующей императрицы: ей уже за восемьдесят, но она полна надежд [«сделать Иран снова великим» – Д. Трамп] вернуться. Хотя бы в виде статуи.

Журнал Marie Claire цитирует Фарах:

«Статуя была бронзовой, высотой почти три метра. Они пытались разбить её на куски, когда мы уехали, но не смогли. В итоге они сдались и столкнули её в озеро. Но в любом случае мне нравится думать, что однажды я поднимусь на поверхность…».

РАНИЯ

Всё не напрасно. Опыт императрицы Ирана пошёл на вооружение и современной модной индустрии и обновил спектр PR-технологий в мире. Капля камень в данном случае не точит, меню должно быть замысловатым. «Опять ты мне эту икру поставила, не могу я её, проклятую, есть!» (В. Мотыль, х/ф «Белое солнце пустыни»). На «швейном столе» королевы Иордании Рании, жены Абдаллы II, арабские костюмы известного ливанского дизайнера Эли Сааба, новинки от Армани, платья с национальной вышивкой и даже туфли из чистого золота. Всё это – красивая упаковка, внутри которой стильно собранная бомба глобального назначения – механизм по развитию европейско-арабских отношений и роли женщины в современном мире. Портал «ЦентрАзия» с нескрываемым восхищением прямо приписывает арабской королеве ответственность за влияние на европейскую моду. А Джорджо Армани как-то назвал её единственной музой в своей жизни.

Итальянская газета La Stampa:

«У неё железная воля и решимость. Эта палестинская девушка, дисциплинированная, как солдат, прожила несколько лет в изгнании в Кувейте. В школе и университете она всегда была лучшей. Она получила диплом специалиста по вычислительной технике в Американском университете в Каире и затем работала по специальности. Она очень амбициозна. Когда ей отказали в назначении на руководящую должность в иорданском представительстве Apple (в то время ей было 22 года), она хлопнула дверью и направилась в City Bank Аммана, принадлежащий сестре и зятю короля Абдаллы. Именно в офисе банка весной 1993 года девушка и принц впервые обменялись взглядами. Рания вышла замуж за иорданского короля Абдаллу II в июне 1993 года и с тех пор пытается расширить традиционные представления о мусульманской жене».

«Королева элегантности» по версии журнала Hello!, мать троих детей, патрон международных соревнований в Иордании, инициатор проектов в области охраны животных, проблем материнства и детства, основательница международного благотворительного фонда помощи больным остеопорозом, защитница палестинского сообщества, участница глобальных образовательных проектов, патриотка, [комсомолка], супермодель – это только малая часть того, что можно вычитать о ней в сети. Огромное количество мировых СМИ надевают на Ранию всё лучшее сразу, опосредованно подрабатывая не только на восточное королевство, но и на Восток в самом широком значении этого слова. Абдалла доволен, Рания сияет, Армани шьёт. В Аммане в этом плане всё спокойно.

ДИНА

В Эр-Рияде тоже все спокойно. По календарю Хиджры, который до 2016 года использовался в Саудовской Аравии как официальный, сейчас 1445 год. Обезглавливание саблей на площадях в наличии, но это уже [«совсем другая история» – Л. Каневский] не так модно. Женщина по-прежнему не может выехать из Саудовской Аравии самостоятельно, если у неё нет письменного разрешения от отца или мужа, хотя не так давно король дал саудиткам возможность иметь свой паспорт и кататься на велосипедах. Мусульманский мир неоднороден и развивается в своём темпе. В соседнем Бахрейне тоже ислам, но там официально продают алкоголь. Русский нефтяник, много лет работающий в Saudi Aramco (одна из крупнейших нефтяных компаний мира), рассказывает на bigpicture.ru, что в выходные дни саудиты буквально наводняют Бахрейн, шутят: «это наш бар». Пока одни зависают в барах, другие едут с детьми в аквапарки и кинотеатры.

Дина Абдулазис, жена саудовского принца Султана ибн Фахда ибн Нассера ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, поехала ещё дальше. Из Нью-Йорка, где она провела большую часть жизни вместе с принцем, взяла и перебралась в Эр-Рияд, став первым главным редактором Voque Arabia и владелицей собственных бутиков D'NA. Она разорвала в клочья привычный ассоциативный образ «женщины из Саудовской Аравии», и за это ей ничего не было. Уверенно маневрируя между светскими обязанностями королевской семьи и бизнесом, она ходит с короткой стрижкой, носит Rodarte, Maison Margiela и Vika Gazinskaya (автор не рекламирует женскую одежду и не разбирается в ней, но уже понятно – это всё не модели хиджаба). Совмещая мусульманские платья, длинные юбки, брюки-шаровары и оверсайз-пальто, она каким-то образом ухитряется выглядеть закрытой и открытой одновременно. А что, так можно было?

Медиапортал Ubuda.com о принцессе Дине:

«Девушка появляется на ключевых показах недель моды, причем не из праздного любопытства, а для того, чтобы закупить вещи для своих магазинов D'NA в Эр-Рияде и Дохе. В перерывах же Дина демонстрирует, как подобает выглядеть леди, чей внешний вид должен устраивать и Восток и Запад сразу, и справляется она с этой задачей блистательно».

В интервью Дина говорит, что её чувство стиля построено исключительно на интуиции. Наша интуиция говорит, что отправляться в тур по мусульманским странам со своим уставом можно, если вы принцесса не только по сути, но и по должности. В ином виде может дойти и до побивания камнями. Фотоателье «За рубежом» рекомендует гостям соблюдать установленные правила.


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

«Тогда и сказал ей король: "Приди ко мне ни одетая, ни нагая, ни верхом, ни в повозке, ни по дороге, ни без дороги, и если ты это сможешь, то я готов на тебе жениться"».

Братья Гримм, «Умная дочь крестьянина», 1815 год.
Автор: Иван Захаренко

27.04.2023
Важное

Во Франции подвели  итоги международного кинофестиваля.

27.05.2024 13:00:00

На аукционе в Новой Зеландии перо вымершей птицы гуйя продали почти за 28,5 тысячи долларов.

27.05.2024 09:00:00

Чип внедрят в мозг ещё одного пациента.

26.05.2024 13:00:00
Другие Фото

На фото: Императрица Китая Вань Жун курит в компании своего супруга, императора Китая Айсиньгёро Пу И.
Китай, 1930 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: getarchive.net

На фото: Мать с ребенком.
Япония, Токио, конец 19 века.
Фотограф: Матуши Накаджима
Источник: flickr.com

На фото: Народный комиссар обороны СССР К. Е. Ворошилов на Красной площади.
СССР, Москва, 1928 год.
Фотограф: Дмитрий Дебабов
Источник: Wikimedia Commons

На фото: Золотая пластинка с пояснениями для внеземной цивилизации.
США, 1977 год.
Фотограф: Не указан
Источник: Wikimedia Commons