КАК ЗАРОДИЛОСЬ И РАЗВИВАЛОСЬ ИСКУССТВО НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ В МЕКСИКЕ
Настенная живопись в Мексике прошла путь длиною в 400 веков: от выдающих фресок Теотиуакана до огромных настенных картин Сикейроса. О том, как эволюционировала настенная живопись, писал журналист Франсиско Сентено в местной газете «Висьон». А читатели «За рубежом» об истории мексиканского мурализма узнали из № 46 (647) от 10-16 ноября 1972 года.
Человек всегда стремился украсить стены своего жилища, независимо от времени и географии. Наскальные изображения можно найти по всему миру, будь то Пиренеи и Южная Франция или территория древних Месопотамии, Египта и Греции.
Удивительные образцы настенной живописи можно встретить и в Мексике — чего стоит только один Теотиуакан — древний храм причудливой архитектурной формы с внушающими священный трепет фресками. Художественное влияние тольтеков протянулось сквозь столетия, сформировав и современную мексиканскую живопись. Так же, как и творчество народа майя.
Но только народ майя достиг такого совершенства в настенной живописи, какого не удалось добиться ни одному индейскому народу Америки. Майя делали фрески на затвердевшей белой извести для украшения домов снаружи и изнутри. Самая старая и красивая фреска Старой империи была найдена в структуре В-ХIII в Уахактуне около озера Петен в Гватемале. Эта старинная фреска народа майя дошла до нас из IX века нашей эры. Традиции индейской живописи не умерли и при испанском владычестве. Индейцы создали фрески в монастырях Акольман и Уехоцинго и в других церковных зданиях испанских колоний в Новом Свете.
При этом своей школы живописи как таковой в Мексике не существовало до революции. Художники творили, смешивая традиционную индейскую культуру с европейской. Попытки осознать свою идентичность и наследие начали предпринимать в 20-х годах прошлого столетия. В 1921 году группе художников дали задание расписать стены Национальной подготовительной школы в Мехико. Фамилии молодых художников тогда были особо никому неизвестны, но сегодня считается, что именно Диего Ривера, Хосе Клемент Ороско и ДавидАльфаро Сикейрос стояли у истоков нового направления в искусстве — мексиканского мурализма. Именно эта троица впоследствии сформировала определенные техники мексиканского мурализма. Несмотря на то, что они были лидерами движения, их художественные подходы сильно отличались.
Работы Риверы были более утопичными и оптимистичными, Ороско склонялся к большей аналитике с налетом цинизма. Самые революционные муралы принадлежали Сикейросу, который сосредоточился на мире будущего и научных достижениях.
Полвека, с 1920-х по 1970-е годы, огромные изображения на стенах мексиканских городов передавали из поколения в поколение социальные, националистические и политические послания. Движение муралистов захватило мир, ему предрекали долгую жизнь.
24 мая прошлого года архитектор Луис Ортис Маседо, директор Национального института изобразительного искусства, объявил о согласии президента Мексики начать сбор средств на реставрацию и охрану всей мексиканской настенной живописи. Будет создан Национальный центр по охране культурного наследия, дворец Кортеса в Куэрнаваке будет реставрирован и затем превращен в Музей настенной живописи.
Мексиканский мурализм стал одним из самых важных движений в 20 веке в целом и в паблик-арте в частности. Движение успешно вернуло муралам статус выдающегося и уважаемого вида искусства, имеющего сильное социальное и политическое влияние. Настенная живопись распространилась по всему миру, включая Гватемалу, Эквадор и Бразилию.
Работы Риверы были более утопичными и оптимистичными, Ороско склонялся к большей аналитике с налетом цинизма. Самые революционные муралы принадлежали Сикейросу, который сосредоточился на мире будущего и научных достижениях.
С 30-х новый вид настенного искусства подхватили и в Советском Союзе — вряд ли на постсоветском пространстве найдется город, серые панельки которого не были украшены внушительными фресками, прославляющими мир, труд, май, научные достижения и искусство.
Однако наибольшее влияние это движение оказало на Америку, куда уехали работать многие художники. Главным достижением мексиканского искусства мурализма стало то, что оно помогло вернуть настенную живопись в центр внимания. Особой популярностью огромные настенные изображения начали пользоваться в середине 1980-х. В те времена власти безуспешно боролись с граффити — художественный произвол тогда мало напоминал искусство. Одним из способов скрыть аэрозольно-баллончиковое уродство стали муралы. Они не только придали американским районам свежий вид, но и дали творческий простор молодым художникам.
Со временем мурализм сошел на нет — наследие Советского Союза с его распадом начали безжалостно закрашивать, спасти удалось только часть муралов. Зарубежный мир искусства подостыл к мурализму после смерти последнего отца-основателя Давида Альфаро Сикейроса в 1974 году. Обещанный властями Музей настенной живописи во дворце Кортеса так и не появился. Здание действительно было отреставрировано и преобразовано в Региональный музей Куаунауака, а 30 марта 2023 года открылось как новый Региональный музей Лос-Пуэблос-де-Морелос. В 19 залах размещены коллекции, рассказывающие преимущественно о доисторической и доиспанской эпохах, еще несколько скромных экспозиций посвящены колониальному периоду. Мурал здесь только один — фреска, написанная Диего Риверой в 1930 году, «История Морелос, завоевания и революции».
Полвека, с 1920-х по 1970-е годы, огромные изображения на стенах мексиканских городов передавали из поколения в поколение социальные, националистические и политические послания. Движение муралистов захватило мир, ему предрекали долгую жизнь.
Но настенное искусство не забыто — семнадцать муралов можно увидеть в экспозиции Дворца изящных искусств в Мексике, в столице страны расположился Музей фрески Диего Риверы, где представлена единственная работа - «Сон в воскресный день в парке Аламеда». Старые и новые муралы можно найти и на улицах города.
Сейчас мурализм потихоньку возрождается — два года назад за роспись стен в небольших городах Мексики взялась Школа мурализма Сикейроса. А в прошлом году Русский дом в Мехико подарил два мурала о достижениях российской науки Национальному технологическомуинституту. Стены его филиала в городе Тланепантла теперь украшают изображение на тему космоса и портрет Менделеева.
Вспомнили об этом виде искусства и в России, в 2023-м в Тамбовской области состоялся первый мурал-арт-фестиваль, посвящённый наставничеству. В рамках различных благотворительных проектов появляются новые изображения в Южно-Сахалинске, Новосибирске, Калуге, Казани и других городах России.Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения из архива и Gustavo Bueno
На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images