Гость из прошлого

РЕТРОСПЕКТИВА СКРЫТЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

«На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину "Москвич", новая модель!»

Из х/ф «Бриллиантовая рука», 1968 г.

На просторах автомобильных форумов начал движение модифицированный логический парадокс: «Что было раньше – курица JAC или яйцо "Москвич"?» Судьба «Москвича», через обретение которого ушлый гайдаевский шеф «припарковал» контрабандные драгоценности, отчасти действительно напоминает замкнутую последовательность событий в отечественном автомобилестроении. Дело в том, что в конце ноября 2022 года на российском заводе «Москвич» (в досанкционную эпоху – Renault Россия) начался серийный выпуск китайского кроссовера Sehol X4 (JAC JS4), полный технологический цикл производства которого был локализован в России, а сам автомобиль получил возрождённую марку – «Москвич». До этого момента «Москвичи» сходили с заводского конвейера в самом начале нулевых, последней оттуда выкатилась довольно странная модель с непропорционально длинным, словно побывавшим в области притяжения черной дыры, багажником и царским названием «Иван Калита – 2142». Есть сведения, что заказчиком большой партии таких эксцентричных авто должно было стать правительство Москвы, но московские чиновники нужды в «Калите» не испытали, поэтому машин появилось всего несколько штук: одна из таких сегодня является экспонатом Музейного комплекса УГМК в городе Верхняя Пышма Свердловской области, другая мелькала в объявлениях на продажу за 8 миллионов рублей (ностальгия – это дорого). С порочностью или добродетелью связано нынешнее перерождение подзабытого бренда – каждый автомобилист определяет для себя сам. С той же беспристрастностью автор представляет вам фотографию 1971 года. Глядя на неё, одно можно сказать наверняка: багажник модели на снимке (речь про машину) куда сбалансированнее угловатой и потерянной во времени «Калиты». Хотя и это не аргумент в контексте визуальных предпочтений.



Нет точных данных, когда на международных автосалонах стенды с новенькими авто стали комплектоваться девушками модельных параметров 90-60-90, но, даже несмотря на то что в СССР сексуализированной рекламой заниматься было не принято (не говоря уже про знаменитое «секса нет»), отечественному автомобилю в экспортном варианте приходилось принимать правила игры. Тем более что вопреки сложившемуся стереотипу, моторы Страны Советов пользовались серьёзным спросом не только в странах соцлагеря. На этом фото 24-летняя модель Джули Десмонд демонстрирует преимущества универсала Moskvich-427 на шоу моторов в Париже. Советские «Москвичи» и «Волги» в шестидесятых-семидесятых годах XX века были конкурентоспособным и презентабельным товаром на мировом рынке. К слову, способствовало этому ухудшение отношений с главным материковым соседом – Китаем. Журнал «Русская семерка» приводит статистику:

«В 1965–1968 годах "Москвич-408" стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966-м в Ираке и Египте было продано порядка 2,5 тысячи советских авто. В конце 60-х сильно ухудшились внешнеполитические отношения Союза с Китаем, поэтому поставки в эту страну прекратились. Вместо этого СССР переключил свое внимание на Европу. В 1964-м широкую известность приобрело предприятие Scaldia-Volga, которое было основано совместно с бельгийцами. На нём отечественные "Москвичи" и "Волги" предварительно дорабатывались, прежде чем уехать к требовательному европейскому покупателю. В итоге всей этой бурной деятельности по покорению мирового рынка уже в 1970 году Союз продал за рубеж 85 000 легковушек. Покупателями стали 50 стран мира».

Что касается других советских марок, то, как пишет autonews.ru, ещё в 1950-е годы «Победа» стала первым отечественным автомобилем, который поставлялся на экспорт большими партиями, преимущественно в Финляндию, Бельгию и Великобританию. Несколько «Побед» не очень легально привезли в США. «За рулём» рассказывает, что в 1952 году некий Стэнли Слоткин отправил ГАЗ-М20 из Финляндии на родину в контейнере. «Победа» в Штаты попала и побывала в руках заокеанских журналистов. Вот что писал о ней журнал Auto Speed & Sport:

«Всё свидетельствует, что "Победа" – очень хорошо сделанная машина, которой могла бы гордиться любая страна. Она могла бы стать отличным семейным автомобилем здесь, в Америке, если бы экспортировалась, что очень маловероятно, учитывая нынешнюю политическую ситуацию. Но даже если бы машину можно было вывести на рынок, русские столкнулись бы с патентными проблемами». (Издание поясняет, что под проблемой с патентами, вероятно, подразумевалось копирование элементов салона с Chevrolet. – Прим. авт.)

Можно вспомнить и знаменитую модель Ульяновского автозавода УАЗ-452 (в простонародье «буханка»), которую очень ценят в Японии (там в принципе большой спрос на УАЗы всех моделей). Цена такого ретрокара, по данным autonews.ru, без пробега превышает 30 000 долларов, а портал Yahoo Japan внёс УАЗ «буханка» в список лучших кроссоверов, выпускающихся в наше время. Причём тот факт, что за более чем полвека автомобиль почти никак не эволюционировал и уступает многим современным аналогам, воспринимается чувствительными японцами скорее не как недостаток, а, наоборот, как знак качества (вроде космических кораблей «Союз»):

«В Японии немногие знают российских автопроизводителей, одним из которых является УАЗ. Внешность УАЗ-452 напоминает старые коммерческие модели японского производства – с круглыми фарами и небольшой решёткой радиатора, которые вызывают умиление».

Кстати, насчёт умиления. Нынешние Motor Show пошатнули тенденции к отказу от присутствия топ-моделей на [капотах] автомобильных стендах. Одной из причин подобных поползновений принято считать унижающий женское достоинство сексистский подход к рекламе автомобиля (не совсем при этом понятно, чем это отличается от рекламы брендовой одежды на неделях высокой моды). Руки к такому повороту событий приложили в Китае, где несколько лет назад, как пишет Drive2.ru, официально запретили допуск подиумных красавиц на стенды Шанхайского автосалона. Может быть, возрождённый в новом облике «Москвич» заставит устроителей передумать?
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

— Дороги? Там, куда мы едем, они не нужны.

Из х/ф «Назад в будущее II», 1989 г.
Автор: Иван Захаренко
15.11.2024
Важное

Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.

14.12.2024 13:00:00

В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.

14.12.2024 09:00:00

Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.

13.12.2024 17:00:00
Другие Ретроспективы

На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images

Заголовок: «Генетические отпечатки»
Номер и дата выпуска: № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 1№ (654) 1-4 января 1973 г.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.