Далеко-далеко на юге, на самой оконечности Южной Америки, задолго до того, как португало-испанский аделантадо
Фернан Магеллан отправился в первое из известных кругосветных путешествий, в районе пролива, который позже будет носить его имя, одна из самых южных этнических групп в мире адаптировалась и эволюционировала [как могла], чтобы жить во взаимности с этим диким и неумолимым ландшафтом, известным непредсказуемостью своих морей. Это была группа
селькнамов (на языке чилийских индейцев –
«о́на»). Селькнамы обитали на крайнем юге территорий современных Аргентины и Чили, в основном на острове
Исла-Гранде, крупнейшем из островов архипелага
Огненная Земля (Tierra del Fuego). Вот представитель огнеземельцев, смотрите: на снимке австрийского миссионера и этнографа
Мартина Гусинде он
маскируется под дерево (но это не точно).
Селькнамы – одни из
последних коренных народов Южной Америки, которых затронула европейская цивилизация. С момента контакта в середине XIX века до 1930-х годов XX века их численность сократилась с нескольких тысяч до нескольких десятков. Как и остальное коренное население обеих Америк, селькнамы-о́на
не смогли жить во взаимности с европейскими колонизаторами, но, поскольку конкретно селькнамов было и без того немного, а с острова далеко не убежишь, этой южной группе индейцев повезло меньше остальных: их истребили почти полностью. В мае 1974 года умерла
Анхела Лой – по данным Нью-Йоркского Института изучения человека,
она была последней чистокровной о́ной. Аргентинское информагентство NOVA публикует воспоминания писателя
Рикардо Сантьяго Каца, успевшего [цивилизованно] пообщаться с селькнамкой.
«Лой родилась в начале XX века, когда многие коренные жители уже были убиты белыми или болезнями, которые они принесли. Она очень беспокоилась о том, чтобы рассказать мне как можно больше своих воспоминаний. Когда она чего-то не знала, то жаловалась на себя, что не обращала внимания на разговоры старших. Что когда была молода, была очень неуважительна (tullaken) в отношении религиозных и мистических убеждений своих предков. Например, селькнамы считали, что их шаманы (xoon) умеют летать на Луну. В другой раз Лой вспоминает о мужчине, который считал себя ламой гуанако, о духах земли и неба, которые на самом деле были замаскированными под деревья мужчинами».
У селькнамов не было вождей, главными были
«отцы мира», которые, как предполагалось, могли влиять на людей, погоду и события. Тесная связь с окружающей природой – классическая модель развития любых древних племён, но благодаря коллекции снимков
Мартина Гусинде, побывавшего на Исла-Гранде в период с 1918 по 1924 год, мы имеем уникальную возможность рассмотреть, насколько креативно огнеземельцы подходили к тому, чтобы
слиться с природой:
Если одни селькнамы были «деревьями», то другие –
«духами леса», отдалённо напоминающими футбольных фанатов и героев подростковых фильмов ужасов:
А вот
настоящий ужас на Огненной Земле посеял аргентинский инженер румынского происхождения и искатель приключений
Хулио Поппер, хотя выглядел он как
самый обычный европейский человек. К концу XIX века чилийская экспедиция сообщила о наличии месторождений
золота в песках основных рек архипелага. С этим стимулом и большими надеждами сотни иностранных золотодобытчиков прибыли на остров Исла-Гранде. Группе
Поппера удалось добыть золота в достаточном количестве, чтобы его компания добилась огромного прироста капитала на фондовой бирже. На этом приросте предприимчивый румын
собрал собственную ЧВК и стал безжалостно истреблять конкурентов, к которым в первую очередь отнёс почему-то селькнамов (в некоторых открытых интернет-источниках прямо указывается, что геноцид проводился с согласия
заинтересованного в этом аргентинского правительства). Наёмники
Поппера орудовали винтовками, селькнамы отстреливались самодельными стрелами.
Поппер очень
любил фотографировать всю последовательность нападения, позируя в предсказуемом финале с трупами «врагов». В своём выступлении в Аргентинском географическом институте Буэнос-Айреса в 1887 году
Поппер мотивировал истребление селькнамов защитой предпринимателей, занявших южные территории:
«Несправедливость не на стороне индейцев... Те, кто сегодня нападают на собственность других на этой территории, не являются о́нами, они белые индейцы, они дикари великих мегаполисов».
Об этом выступлении вспоминает и автор фотографий живых селькнамов
Мартин Гусинде в своей книге «Индейцы Огненной Земли»:
«Какие серьёзные слова! Несмотря на это, он (Поппер) имел ключевое участие в ужасном бедствии, когда абсолютное большинство индейцев о́на стали участниками расправы в этом театре вандализма выброшенными из всех стран Европы группами дезертиров, депортированных и бандитов всех рас. Ему не было стыдно фотографировать резню индейцев. <...> Деятельность группы Поппера вызывает изумление и ужас».
В июне 1893 года
Хулио Поппер внезапно скончался в Буэнос-Айресе в возрасте 35 лет. Причина смерти не была установлена. Американский журналист, автор книги «Золотая лихорадка на мысе Горн»
Джон Спирс утверждает, что
Поппера отравили
«люди, которых он обидел на юге». Кстати, золотодобывающий бизнес после кончины лидера быстро обанкротился.
В наше время от селькнамов не осталось даже языка, на котором они общались (он считается вымершим). Непредсказуемые южные волны смыли яркие краски, необычные образы и большую часть древней малоизученной культуры огнеземельцев. Иногда к берегам
современного искусства прибивает некоторые мотивы, сохранившиеся в фотохронике
Мартина Гусинде. И всё же Фотоателье «За рубежом» рекомендует: отправляясь на прогулку по
сказочным лесам Исла-Гранде, оглядывайтесь по сторонам.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
«Берегите природу – Мать Вашу!»
Автор:
Иван Захаренко