По всем канонам жанра эту историю уместно начать с какой-нибудь [прости господи] мотивационной цитаты. Например,
Уинстон Черчилль однажды сказал, что
«успех – это путь от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Польский энтузиаст из Здуньской-Воли (в то время часть Российской империи)
Максимилиан Факторóвич прошёл полный путь к успешному успеху сначала один раз, а потом почти сразу же повторил его заново. С небольшого магазинчика парфюмерии собственного производства в Рязани он дорос до главного специалиста по косметике при царском дворе, но в 1904 году, вскоре после крупных еврейских погромов, тайно бежал из России, побыл нищим иммигрантом, пережил предательство брата и возродился с поистине царским размахом, основав один из самых узнаваемых косметических брендов в мире –
Max Factor.
Максимилиан Факторович был одним из десяти детей. Его родители, способные к деторождению, но не способные прокормить всех сразу, отправляли отпрысков работать с ранних лет. Сначала
Максим продавал конфеты в театре, затем устроился помощником аптекаря, а в 15 лет двинулся за реализацией в столицу – Москву, – став подмастерьем гримёра в Большом театре. Нарастив разнообразные компетенции в области химии, парфюмерии и в области продаж [конфет], юноша
покинул Большой и двинулся в Рязань, чтобы открыть свой первый магазин кремов, париков и румян. Попасть оттуда во дворец Его Величества ему, как считается, помог случай. Независимое издание Disgusting Men (
«Отвратительные мужики») пишет: однажды театральная труппа, направлявшаяся в императорский дворец, будучи в Рязани, закупилась у
Факторовича по пути на представление, но уже через несколько дней актёры вернулись в лавку в сопровождении представителей гвардии, чтобы сделать предложение, от которого нельзя отказаться. Так
Факторович переехал в Санкт-Петербург, где стал работать
специалистом по косметике при дворе Николая II и в императорских театрах.
Макс вспоминал об этом так:
«Всё моё время занимало индивидуальное консультирование: я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц».
Финансовые дела и репутация росли как на дрожжах, но вместе с этим
Максим не мог проведать собственный рязанский магазин без сопровождения охраны и появлялся там всё реже, хотя имел роман с одной из постоянных посетителниц по имени
Эстер Роза. Впрочем, этих тайных визитов хватило, чтобы у пары появилось сразу трое детей. Находясь на вершине успеха,
Максимилиан Факторович озадачился
еврейскими погромами, начавшимися в Кишинёве в 1903 году и решил
бежать из страны с помощью своих профессиональных навыков. Подробнее об этом пишет
The New Yorker в материале
Джона Апдайка:
«По совету знакомого генерала, симпатизировавшего Максу, во время разговора с дворцовым врачом Факторович покрыл себя желтоватым макияжем. Его болезненное появление дало ему официальную рекомендацию на три месяца восстановления в Карлсбаде, спа-центре в далекой Богемии, в котором члены императорского двора были частыми гостями».
Сбежать из Карлсбада оказалось легче, чем из золотой клетки в Санкт-Петербурге. Прибыв в санаторий,
Максимилиан добавил к больному гриму хромату, чтобы сбить с толку охрану и в подходящий момент во время прогулки у фонтанной площади, где уже находилась
Эстер с детьми, схватил жену за руку и, улучив подходящий момент, слился в толпе. Всего за несколько дней до этого
Макс Фактор был любимцем королевской семьи. Теперь на него
охотились, как на беглеца. The New Yorker продолжает: за годы работы
Макс сколотил почти
40 тысяч долларов, которые носил с собой в мешочке. Чиновник на американской таможне записал
Максимилиана Факторовича коротко
Максом Фактором и пропустил в новую жизнь. Штаты приняли
Фактора крайне негостеприимно. Добираться до Америки пришлось в каюте третьего класса, английский партнёр, который вызвался помочь
Максу открыть магазин в Сент-Луисе,
сбежал с волшебным мешочком, оставив того без средств, а через несколько месяцев внезапно умерла жена – успев, впрочем, родить четвёртого ребёнка. Тем не менее природная предприимчивость и талант толкали его вперёд. Сначала появилась новая жена
Хума Срадовски, затем на помощь приехал брат из Польши, которого
Фактор устроил к себе в парикмахерскую и обучил ремеслу. Но и тут без ножа в спину не обошлось: сперва жена, родившая ещё одного маленького
Фактора, стала спускать все деньги на роскошную жизнь, а потом брат взял и перебежал на работу в конкурирующее заведение.
Макс не унывал и по заветам
Черчилля переехал в Голливуд, переживавший эпоху расцвета. Здесь
Фактор обрёл невероятную популярность в среде киношников, которых не устраивал старый театральный грим. Сам он говорил:
«Грим нельзя считать удачным, если он заметен».
Российское издание РБК отмечает:
Макс Фактор – это
революция в индустрии красоты. Он почти во всём был первым. Первым изобрёл жидкую тональную основу, водостойкую тушь, спрессованную пудру с матирующим эффектом, поместил помаду в выкручивающуюся тубу, а косметику – в тюбики. Он же первым ввёл в широкий обиход термин
«макияж».
«Не имея специального образования, Макс Фактор стал гуру макияжа, абсолютным законодателем и новатором. В 1935 году он придумал теорию цветовой гармонии, согласно которой макияж должен быть подобран индивидуально для каждой женщины с учетом оттенка ее кожи, глаз, волос. И не просто придумал, но и уникально ее презентовал: в своей новой Студии макияжа Макса Фактора в Голливуде он создал четыре кабинета разного цвета – по числу вариантов цветовой гармонии. На открытии каждую кабину представляла голливудская звезда соответствующего типа».
Самое необычное изобретение, приписываемое
Максу Фактору, называлось
«калибратор красоты». Его вы можете видеть на фотографии 1933 года.
Несмотря на то что больше этот железный шлем похож на затейливый
пыточный инструмент в духе фильма «Заводной апельсин» (1972), предполагалось, что он помогает в идентификации областей лица человека, которые нуждаются в улучшении внешнего вида с помощью макияжа. Прибор (во всяком случае по прямому назначению) не получил распространения, хотя на сайте компании Max Factor [отчаянно] утверждается:
«"Калибратор красоты" Макса Фактора помог ему понять контуры и черты женского лица».
Кристина Скукина из РБК подытоживает: индустрия моды, которую мы знаем сегодня, и косметика, которой женщины пользуются сегодня, – это заслуга
Максимилиана Факторовича. В 1938 году
Макс Фактор путешествовал по Европе с сыном, когда внезапно получил записку с требованием денег в обмен на жизнь. На очередной виток финансово-семейных рисков у Фактора энтузиазма не осталось и по возвращению в Америку он почти сразу же скончался в Калифорнии. Его сын
Фрэнк продолжил дело отца, взяв себе новое имя: Макс Фактор-младший.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
Скажи, красавица, чего не нравится?
Пойми, ведь я всего лишь навсего
Хочу тебе понравиться.
группа «Фактор-2»
Иван Захаренко