Добраться из одной точки мегаполиса в другую порой проблематично: пробки, мало транспорта на маршруте, давка в салоне в час пик и прочие прелести утренних и вечерних поездок по городу. О проблемах общественного транспорта заговорили ещё несколько десятилетий назад: например, в 1972 году этот вопрос подняли авторы статьи «Маршрутные кабины в пути» американского издания «Ю.С.Ньюс энд уорлд рипорт». С ним читателей газеты «За рубежом» познакомил 43-й номер газеты. Материал был посвящён маршрутным кабинам, которые должны были помочь разгрузить дороги.
«В Соединённых Штатах разрабатываются новые средства для быстрой перевозки людей в перегруженных машинами и людьми районах. Одним из многообещающих путей, позволяющих в некоторой степени решить острейшую транспортную проблему, с которой сталкиваются американские города, могут стать, по мнению специалистов, кабины, курсирующие, как правило, без водителей по специально оборудованным маршрутам в стороне от автомобильных дорог или над ними» – так описывался новый вариант общественного транспорта.
Уже тогда, на момент написания статьи, проводились испытания разных моделей кабин. Чаще всего система была устроена так, что они перемещались по специальным направляющим, проложенным по земле или над улицами: «Некоторые маршрутные кабины рассчитаны на 3-4 человека, большинство же из них должно перевозить 20-30 пассажиров. Они предназначены для обслуживания районов, где использование поездов и автобусов нецелесообразно».
Использовать такой вид общественного транспорта планировалось в городе Моргантаун в Западной Вирджинии (США). Маршрут должен был соединить между собой разбросанные по городу корпуса Университета Западной Вирджинии. Чтобы добраться до вуза, студентам и преподавателям приходилось тратить по 70 минут в поездках, так что линия нового транспорта была весьма актуальна.
Полоса движения должна была пройти в стороне от автомобильных дорог. Помимо водителя, в маленькой кабине могло поместиться еще 8 человек. Работала система как лифт: пассажиры заказывали нужную остановку и ехали. Если никто из сидящих не собирался выходить, кабина двигалась дальше, до ближайшей запланированной остановки. «Вначале по линии будет курсировать примерно десяток кабин. Если эта транспортная система окажется удачной, то в будущем году администрация университета, возможно, запросит ещё 90 кабин. Прибывая на остановки с интервалом в 15 секунд, они смогут перевозить 1100 пассажиров», – рассказывали авторы о планах на эту разработку.
Такими же кабинами хотели пользоваться и в Дирборне (Мичиган). Этим вопросом занималась Ford Motor Company: «Сначала будут сооружены направляющие дорожки длиной 2 мили, по которым станут курсировать 7 кабин – каждая на 24 пассажира».
Как бы оптимистично ни звучали планы, не все были согласны с тем, что строить такие линии, которые шли бы по земле или над землёй (даже исследовалась возможность пустить кабины по воде), эффективно: «Официальные лица полагают, что связанные с этим делом расходы для некоторых городов окажутся непомерно высокими. Они указывают, что каждая миля новой транспортной системы в Моргантауне стоит 20 миллионов долларов. Однако многие считают, что затраты на сооружение подобных систем значительно сократятся по мере накопления опыта».
Запуск кабины в Моргантауне планировался в 1972 году, однако ввести линию в эксплуатацию удалось только в 1975-м, причём затраты на её создание оказались выше, чем предполагалось изначально. Вскоре после открытия действие маршрута приостановили, чтобы расширить систему.
Сегодня на PRT (Personal Rapid Transit – Персональный скоростной транспорт) можно перемещаться между тремя корпусами Университета Западной Вирджинии и центром города, курсируют по маршруту 70 кабин. Как и предполагалось, особую популярность они имеют у студентов.
Это была не единственная попытка разгрузить дороги и решить проблему с пассажирским трафиком в городах. Инженеры разных стран предлагали свои идеи, опытные образцы или концепты транспорта, который сделает перемещение по городу более мобильным.
Так, идею с поездками по заранее продуманным маршрутам продолжила французская компания HeHe, которая представила проект M-Blem. Разработчики предлагали ввести персональные поездки по железной дороге, по маршруту должны были курсировать капсулы (или скорее бочки). Каждая была оснащена автоматической системой управления и была рассчитана максимум на двух человек.
Футуристический метод путешествия по городу предлагали разработчики SkyTran. Концепция подразумевала поездки в небольших вагонах на магнитной левитации. Кабины должны были курсировать над улицами, имелись даже конкретные планы по запуску проекта в Израиле. Однако в 2023 году его закрыли.
Другой вариант, призванный навсегда изменить дорожное движение в городах (и не только), – это самая настоящая мечта фантаста. Попытки создать летающие автомобили предпринимаются давно, но очень часто их авторы сталкиваются с целым рядом проблем: это дорого, сложно, для массового использования такого транспорта нужны инфраструктура и советующие правовые акты – как минимум правила (над)дорожного движения.
Инженеров-мечтателей это, конечно, не останавливает. Душа так и просит придумать что-нибудь этакое, что позволит добираться по делам по воздуху, а не в скучном и переполненном метро. Так что время от времени из разных стран поступают новости об испытаниях новых видов транспорта.
В феврале 2023 года китайская компания EHang рассказала, что провела в Японии свой первый демонстрационный беспилотный полёт аэротакси с двумя пассажирами на борту. До этого там уже осуществили тестовый запуск летательного аппарата (без людей внутри).
Несколько дней назад в СМИ появились новости, что данное аэротакси поступило в продажу. Стоит киберпанк-транспорт 2,39 миллиона юаней (332 тысячи долларов).
Ранее еще одна компания из Китая, AutoFlight, выполнила полёты на трёх разработанных ею моделях аэротакси. Один из экземпляров провёл на высоте 100 метров 42 минуты и преодолел путь в 120 км.
Но спустимся с облаков на землю и вспомним еще один проект, на этот раз – американского предпринимателя и миллиардера Илона Маска. Hyperloop, вакуумный поезд на магнитной или воздушной подушке, мог бы разгоняться до немыслимой скорости – 8000 км/ч. В составе были предусмотрены как пассажирские, так и транспортные вагоны, в одной капсуле могло размещаться до 14 человек. За подзарядку Hyperloop должны были отвечать солнечные батареи. Когда капсула тормозила, вырабатывалась кинетическая энергия, трансформируемая в электричество. Его можно было запасать в аккумуляторы.
Однако амбициозным планам так и не суждено было сбыться: в декабре 2023 года многообещающий стартап закрылся. Помимо финансовой составляющей, сыграть в этом роль могло и то, что идея просто опередила своё время. Так что есть вероятность, что в будущем к ней еще вернутся.
Сергей Меляхов
В иллюстрации использовано фото автора Z22 (CC BY-SA 4.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=82608745 и фото из архива редакции
«Ожерелье Марии Антуанетты», скандал вокруг которого спровоцировал Великую французскую революцию, выставлено на продажу аукционным домом Sotheby’s.
Французская компания Ubisoft, знаменитая своей игровой серией Assassin's Creed, столкнулась с рядом трудностей, включая слабые продажи, задержки новых проектов и давление со стороны инвесторов.
На древней территории Паньямарк в Перу обнаружен удивительный тронный зал женщины – правительницы племени моче.
На фото: Сун Биньбинь надевает красную повязку хунвейбинов председателю Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуну.
Китай, площадь Тяньаньмэнь, 18 августа 1966 года.
Фотограф: неизвестен
Источник: rfa.org
Заголовок: «Победа над гриппом близка»
Номер и дата выпуска: № 43 (1008) 19 — 25 октября 1979 г.
Источник: газета «За рубежом».
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 12 (613), 17-23 марта, 1972 г.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 9 (610), 25 февраля — 2 марта 1972 г.