А я сяду в электрокар и уеду куда-нибудь

А я сяду в электрокар и уеду куда-нибудь

В №36 (1001) газеты «За рубежом» в 1979 году был опубликован материал, посвящённый разработке нового электромобиля и перспективам этого вида транспорта.



«Конечно, никого сегодня не поразит способность набирать скорость с 0 до 50 километров час за 9 секунд, максимальная скорость – 96 километров в час и дальность пробега – 160 километров, которыми обладает новая модель электромобиля, продемонстрированная недавно министерством энергетики в Вашингтоне», – так начинался материал о новом авто ETV-1.

 

Современники писали, что эта машина на 50 % превосходила характеристики существовавших тогда моделей. Более того, она изначально создавалась как электромобиль, в отличие от тех экземпляров, которые по сути были электрическими вариантами существовавших бензиновых или дизельных машин.

 

В статье приводились слова заведующего лабораторией энергетической электроники «Дженерал электрик» Джеймса Лаффери, который так описывал способности электромобиля: «При средней эксплуатационной скорости электромобиля его двигатель с независимым возбуждением работает с кпд, превышающим 90 %. Мы также оборудовали автомобиль новой регенеративной тормозной системой. Когда включаются тормоза или когда машина движется под уклон, электродвигатель работает, как генератор, заряжая аккумуляторы».

 

Источником энергии для ETV-1 была свинцовая аккумуляторная батарея. Перезаряжался автомобиль 10 часов при напряжении 110 вольт или 6 часов при напряжении 220 вольт. Аккумуляторная батарея обеспечивала 38 ватт-часов на килограмм собственного веса и была способна перезаряжаться 500 раз до замены – это эквивалентно пробегу в 80 тысяч километров. Разместиться в салоне могли четыре пассажира с багажом, а позиционировался электрокар как транспорт для семей, живущих в городе или пригороде.

 

Это не первый опыт создания автомобилей, работающих на электричестве: американец Томас Дэвенпорт представил свой электромобиль ещё в 1837 году, за несколько лет до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Тем не менее транспорт не пользовался популярностью из-за высокой стоимости и отсутствия эффективных и дешёвых аккумуляторов, способных хранить достаточное количество энергии для поездок.

 

Первые коммерчески успешные электромобили появились только в конце XIX века. Но их популярность не была долгой – к 1920-м на рынке уже доминировали автомобили с бензиновым двигателем. Этому способствовали развитие инфраструктуры (заправок), доступность (автомобили Генри Форда стоили в несколько раз дешевле) и характеристики конкурирующей технологии. Помимо прочего, машины на бензине позволяли водителю преодолевать большие расстояния, что было недоступно их электрическим оппонентам.

 

Сегодня электромобили переживают новый виток популярности. Немалый вклад в это внесла компания Tesla, которая начала свою историю со стартапа 20 лет назад – в июле 2003 года. В 2019-м она стала крупнейшим производителем электроавтомобилей в мире, её Model 3 ещё через несколько лет преодолела отметку в 800 тысяч выпущенных экземпляров. Это авто разгоняется до 100 км/ч за 5,7 секунд, развивает максимальную скорость в 210 км/ч, а заряжается, в зависимости от типа зарядного устройства, от нескольких минут до пары дней. Свои варианты электрокаров выпускают и ведущие автокомпании: Nissan, Mazda, Chevrolet, Kia, Ford и другие.


В России тоже выпускаются и разрабатываются модели электрических автомобилей. Компания «Кама» работает над проектом хэтчбека под названием «Атом». В мае этого года в Москве компания провела презентацию, на которой показала образец своей машины. Липецкое предприятие «Моторинвест» выпускает электромобили под брендом Evolute. В октябре прошлого года началась сборка модели i-Pro, а в ноябре начнут собирать i-JOY.

Планы по развитию этого направления в стране были озвучены в Минэкономразвития РФ. «Мы ожидаем к 2030 году, что электромобили будут составлять не менее 10 % (730,8 тыс. ед.) общего объёма производства транспортных средств в России. Также мы планируем сформировать достаточную зарядную инфраструктуру – «быстрые» зарядные станции мощностью от 150 кВт будут покрывать федеральные трассы и крупнейшие города по всей стране. Их количество должно составить не менее 28 тысяч штук», – сообщал замминистра МЭР Максим Колесников.


Сегодня электромобили популярны в странах Европы: Германии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Швеции. Норвегия стала первой страной в мире, где электрические автомобили стали самой продаваемой за год моделью легковушки. Всего же в мире на сегодняшний день зарегистрировано около 11 миллионов электромобилей (по состоянию на конец 2020 года).

В 2012 году был основан класс автогонок «Формула Е», в котором используются электромобили с открытыми колёсами. Цель создания класса – популяризация электрокаров и продвижение инноваций в области электрических видов транспорта. Текущий сезон, кстати, завершится 30 июля в Лондоне.

   

В России электромобили пока особой популярностью не пользуются. Автомобилисты неохотно приобретают дорогостоящую «лошадку», преимущественно из-за сложностей с эксплуатацией (небольшое количество станций зарядки) и невозможности дальних путешествий из-за постоянной потребности в подзарядке. 


В разных странах реализуются проекты, которые делают электромобили более доступными. В Швеции, например, построили автомобильную дорогу, которая заряжает аккумуляторы во время движения благодаря установленным медным катушкам, которые соединяются с блоками управления. Для этого, правда, необходимо, чтобы автомобиль был оснащён беспроводными модулями. Дорога длиной 1,65 км в Готланде прошла испытания: утверждается, что на процесс подзарядки автомобилей не повлияют ни снег, ни дождь.

 

Для расширения инфраструктуры станций подзарядки крупные автопроизводители готовы объединить усилия. 26 июля 2023 года стало известно, что несколько компаний создадут сеть зарядных устройств в Северной Америке. Совместное предприятие создано такими автогигантами, как BMW Group, General Motors, Honda, Hyundai, Mercedes-Benz Group, Stellantis NV. Вместе они планируют раскинуть сеть мощных зарядных устройств, состоящую минимум из 30 000 станций в городах и на автомагистралях.

 

Но пока преимущества и недостатки, которыми «мерялись» электрокары и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, остаются прежними. Машины на электричестве более экологичны и экономичны в использовании, но их стоимость по-прежнему сильно превышает автомобили на бензине. Основная часть затрат при разработке моделей электрокаров уходит на аккумуляторы – сердце автомобиля. Производители продолжают инвестировать в исследования, чтобы решить и другие проблемы. Разработчики стремятся увеличить запас хода электромобилей, который всё ещё меньше, чем, например, у авто на бензине. 


Сергей Меляхов
28.07.2023
Важное

Дональд Трамп объявил о введении 25-процентных пошлин на импорт автомобилей.

28.03.2025 13:00:00

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00
Другие Ретроспективы

Заголовок: «Космический "порог" Японии»
Номер и дата выпуска: № 29 (422) 12-18 июля 1968 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 45 (230), 6 ноября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 21 сентября 1980 г.
Источник: «Главная редакция информации».

Заголовок: «Дивадло-36»
Номер и дата выпуска: № 1 (105) 5 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».