Эйфелева башня благополучно отметила свое 90-летие. «Железная леди» Парижа, или, как ее еще называют, самый длинный в мире фонарный столб, самый высокий флагшток на земле, вызывает у некоторых ассоциацию с простой булавкой. Но с чем бы ни пытались сравнить силуэт Эйфелевой башни в небе Парижа, она продолжает оставаться самой известной туристской достопримечательностью Франции.
Ежегодно ее посещают
3 миллиона туристов (всего со дня открытия в 1889 году на Эйфелевой башне побывало 70 миллионов человек). Если у вас не было случая повидать это
чудо инженерного искусства, мы подобрали для вас несколько интересных данных о юбилярше.
Будущий создатель знаменитой башни
Густав Эйфель провалился на вступительных экзаменах в одном из лучших инженерных училищ
Франции. Получив позднее диплом инженера-химика,
Эйфель все же стал
конструктором. Он построил железнодорожный мост через реку
Дору в
Португалии, плотину в
России, церковь на
Филиппинах, фабрику в
Боливии, железнодорожный вокзал в
Венгрии, сконструировал внутренний каркас американской статуи
Свободы и, наконец, башню в
Париже.
Башню сооружали 200 строителей в течение 2 лет и 3 месяцев.
Густав Эйфель так точно сделал все расчеты, что ни одно отверстие для
1 миллиона 50 тысяч 846 заклепок не понадобилось сверлить заново. Из
18 тысяч 38 балок ни одну не нужно было заменять.
Расходы на постройку башни быстро окупились. В первый год после ее сооружения около двух миллионов посетителей
заплатили 1,2 миллиона долларов входной платы, что возместило три четверти всех строительных затрат.
В 1909 году
Эйфелеву башню хотели разобрать. Ее спасло то, что было изобретено радио и военные сообразили, что башня может быть использована для радиосвязи с армейскими постами, отстоящими на сотни километров. Во время первой мировой войны радиостанция
Эйфелевой башни перехватила несколько
важных сообщений германской армии, в том числе о наступлении на
Париж.
Эйфелева башня всегда привлекала всякого рода чудаков и сумасбродов, и ее часто использовали для рекламных целей. На нее взбирались на руках, на ходулях, башню покоряли альпинисты, на ее площадках устраивали всевозможные представления акробаты, съезжали с нее на велосипедах. Однажды на первый этаж башни втащили слона. Под аркой Эйфелевой башни пытались пролететь на самолете, правда, попытка закончилась неудачно: пилот разбился.
Один отважный портной, желая продемонстрировать свое изобретение,
плащ-парашют, спрыгнул с башни. Он тоже разбился. Какой-то мошенник
дважды продавал башню на металлолом.
Эйфелеву башню запечатлели на своих полотнах
Шагал,
Утрилло,
Дюфи,
Руссо,
Сисл. О башне снято 12 документальных фильмов.
Вес башни не всегда одинаков. Через каждые семь лет
Эйфелеву башню красят, и тогда ее вес увеличивается. Для того чтобы покрасить 210 тысяч квадратных ярдов (примерно 174 тысячи квадратных метров) поверхности башни, требуется
23 тысячи литров краски, 60 рабочих выполняют эту работу за 4 месяца. В морозную погоду башня как бы съеживается,
становясь на 15 сантиметров ниже. Самый
сильный ветер, зарегистрированный на башне, скорость которого равнялась
148,8 километра в час, отклонил конечную ее часть почти
на 12 сантиметров.
Лифты поднимают туристов до третьей площадки башни. До ее вершины можно подняться по лестнице —
на 1 тысячу 710 ступеней. На верхней площадке есть почтовый ящик. На конверты, опускаемые в него, ставят специальный почтовый штемпель
Эйфелевой башни.
«Интернэшнл геральд трибюн», Париж