Португальская художница Мария Элена Виейра да Силва в разные периоды черпала вдохновение в кубизме, футуризме и средневековых фресках, балансируя на стыке абстракции и фигуративности.
В
Коллекции Пегги Гуггенхайм в
Венеции открылась большая ретроспектива португальской художницы-абстракционистки
Марии Элены Виейры да Силвы (1908–1992), которая осенью отправится в
Музей Гуггенхайма в
Бильбао. Во
Франции (где в позапрошлом году другая ее ретроспектива побывала в
Марселе и
Дижоне) художница хорошо известна, а в
Португалии вообще имеет статус национального достояния, в остальном же мире о
Виейре да Силве начали забывать.
«Многим зрителям еще предстоит заново открыть ее для себя, — говорит куратор выставки
Флавия Фриджери из лондонской
Национальной портретной галереи. —
Очень многое из того, что делала художница, и многие темы, которые она исследовала, по-прежнему актуальны».
«Анатомия пространства», в которую вошло около 70 произведений из государственных и частных собраний со всего света, прослеживает эволюцию визуального языка
Виейры да Силвы в хронологическом порядке. Художница черпала вдохновение не только в кубизме и футуризме, но и в средневековых фресках, и мы видим, как от исследования движения в пространстве в таких работах, как
«Колода карт» (1937) и
«Балерина» (1948), она переходит к изображению реальных и воображаемых городских пейзажей. Особое внимание уделяется тому, как на ее творчество повлияли годы учебы, проведенные в
Париже, и травмирующий опыт жизни в изгнании в
Рио-де-Жанейро во время
Второй мировой войны, куда она бежала вместе с мужем, венгерским художником
Арпадом Сенешем.
«Ей удается виртуозно работать на стыке абстракции и фигуративности, — отмечает Фриджери, добавляя, что это напряжение возникает из взаимного притяжения и отталкивания между пространством и телом, к которому отсылает название выставки. — Она изучала анатомию и глубоко интересовалась изображением фигуры. И хотя она и знала, что не хочет заниматься фигуративной живописью, она сохранила этот интерес».
Тот факт, что выставка открывается разделом, посвященным отношениям
Виейры да Силвы с
Сенешем, диссонирует с ее нетипичной биографией. Менее успешная художественная карьера супруга дополняла, но никогда не затмевала ее собственную. История
Марии Элены Виейры да Силвы, как подчеркивает куратор,
«диаметрально противоположна историям, которые мы привыкли слышать о художниках-женщинах». В числе прочего она довольно рано добилась признания.
Пегги Гуггенхайм включила ее в выставку
«31 женщина» в 1943 году, а
Хилла Ребай в 1937 году купила по поручению
Соломона Гуггенхайма ее
«Композицию» (1936).
Сама художница говорила, что она
«человек мастерской»: мастерская служила ей не просто техническим ресурсом, но и своеобразной матрицей для размышлений об архитектурном пространстве, лежащем в основе ее творчества. По словам
Флавии Фриджери, тот факт, что выставка открывается параллельно с
Венецианской архитектурной биеннале, — удачное совпадение.
«У нее было обостренное понимание того, что значит ощущать город: и как пространство, внутри которого вы находитесь, и как мысленную проекцию множества маршрутов, которыми вы можете пройти, различных способов, которыми вы можете с ним взаимодействовать», — рассказывает куратор.
Флоренс Холлетт, The Art Newspaper Russia
Иллюстрация: «За рубежом», Wikipedia Commons