В Тихоокеанской низменности Гватемалы ученые обнаружили уникальные археологические свидетельства того, что майя использовали настойки из табака в религиозных ритуалах, связанных с жертвоприношениями, купанием и рождением детей. Исследователи, ведущие раскопки на древнем доколумбовом археологическом участке Эль-Бауль в Котсумалхуапе, провели анализ образцов крупных керамических сосудов, найденных среди ритуальных захоронений. Эти сосуды, относящиеся к позднему классическому периоду майя (600–900 гг. н. э.), были тщательно изучены на наличие в них следов какао и других веществ, в том числе и табака.
Полученные результаты исследования удивили команду ученых.
«Мы не предполагали обнаружить следы никотина в цилиндрических вазах, предназначенных для употребления напитков», - сказал руководитель проекта
Освальдо Шинчилла Мазариегос.
РИСКОВАННЫЙ РИТУАЛ
Истоки культуры майя можно проследить приблизительно
до 2600 года до нашей эры. Государства майя распространились по всей
Центральной Америке, пока не были покорены и колонизированы испанцами в XVI веке нашей эры. Хотя майя никогда не были объединены политически (в отличие от других древних цивилизаций, таких как
Древний Египет или
Римская империя, майя представляли собой множество относительно независимых городов-государств, королевств и политических образований. - прим. ред.), их связывает
общий язык,
культура и
религия, а потомки древней цивилизации и сегодня живут в этом регионе.
Наши знания об употреблении табака древними майя основаны по большей части на визуальных изображениях и устных описаниях. Например, в источниках XVI века описывается черная мазь под названием теотлаквалли, что означает «пища богов». Её готовили из ядовитых животных, табака и семян психоактивных растений и использовали для общения с духами. Описания в священных текстах майя указывают на то, что употребление табака также было частью повседневной жизни этого народа. Обычно его курили.
В 2012 году в сосудах майя были обнаружены
следы никотина. Новое открытие в
Эль-
Бауле предоставило историкам первое документальное подтверждение того, что в древней
Мезоамерике табак употребляли и
в жидкой форме. И это несмотря на то, что он чрезвычайно токсичен и его прием может привести к
смерти. Предполагается, что особая настойка использовалась для
вызова видений или введения в
пророческий транс во время церемониальных обрядов, а также для
облегчения страданий тех, кого принесли в жертву богам.
ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ И КУВШИНКИ
Майя употребляли различные виды
психоактивных веществ для достижения транса во время церемоний, проводящихся жреческой элитой (категория людей, профессионально занимавшаяся отправлением культов в домонотеистических религиях – прим. ред.).
Кувшинки ценились как плавающие растения, символизирующие границу между водой и воздухом, живым и мертвым. Они также содержали
мощные психоактивные ингредиенты, которые вызывали транс при их употреблении.
Каменные скульптуры майя в виде грибов свидетельствуют об использовании этим народом «
волшебных грибов», вызывающих галлюцинации. Это
Psilocybe cubensis, известные среди майя как
k’aizalaj okox. Их употребляли перед битвой или во время религиозных ритуалов.
ПОДНОШЕНИЕ БОГАМ
Вазы со следами никотина были найдены рядом с
потовыми банями, что свидетельствует об их связи с лечебными практиками и ритуалами. Для майя, как в прошлом, так и сейчас, мир представляет собой
единую духовную сущность, в которой нет разделения на живое и неживое. Они считали, что здания могли
навредить своим жителям, если не получали надлежащих подношений, таких как эти вазы.
Потовые бани в культуре майя ассоциировались с повивальными божествами и использовались для проведения лечебных процедур, а также во время родов. В некоторых вазах были найдены обсидиановые лезвия, которые могли использоваться для перерезания пуповины.
Мазариегос выразил надежду, что полученные результаты станут стимулом для дальнейшего изучения использования жидкого табака в
Мезоамерике, особенно в регионе
Тихоокеанского побережья, изучение которого, по его словам,
«часто недооценивается в сравнении с изучением более известных мест обитания майя».
Анна Торп, National Geographic
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения Arfan Haq и Maya